|
"Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"Автор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
В данном цикле хочу предложить несколько тест-мотивов, с помощью которых психолог, работающий с группой/классом детей, может получить отличный диагностический материал. По просьбе ведущего, дети выполняют рисунки, которые являются и протоколами занятия и, одновременно, обладают терапевтическим эффектом.
Частота встреч может быть разной, в зависимости от загруженности детей, наличия воли администрации и желания психолога. По опыту, желательно проводить такие занятия два раза в неделю. При большой загруженности учебной программой (работал в школе с двойным стандартом образования – государственный и международный бакалавриат), проводил занятия один раз в неделю, в конце учебного дня, девятый или десятый урок. Можно представить, как чувствуют себя дети при таких нагрузках. Однако каждый раз занятия проходили на ура, дети ждали наших встреч, получая от них и ресурсную подпитку и возможность «побыть в том месте», куда «не ступала нога человека», помимо их собственной. К концу учебного года папка с рисунками детей была похожа на солидный гроссбух. Тест-мотив «Прекрасный пруд» Фаза расслабления Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Прислушайтесь к своему дыханию… слушайте, как воздух легко и свободно входит в ваши легкие и выходит из них. Представьте себе, что накопившееся напряжение покидает ваше тело вместе с выдыхаемым воздухом… Мысли, впечатления, накопившееся за последнее время отходят на второй план и перестают вас беспокоить… они растворяются в пространстве и ваш ум становится свободным и пустым, а сердце чистым… (пауза 10-15 секунд) Вы полностью расслаблены и теперь мы можем работать с любым из представленных для вас образами... Представьте, что вы находитесь в красиво украшенном коридоре, в конце которого вы видите большую дубовую дверь. Вы подходите к двери, и она медленно открывается. За этой дверью находится чудесная поляна в лесу, в центре которой расположен… Прекрасный… Пруд. Фаза работы в образе Дверь медленно и бесшумно открывается, вы видите Прекрасный пруд. Зеркальную сине-зеленую водную поверхность этого пруда украшают белые лилии. А вокруг пруда растут деревья, трава и тысячи прекрасных желтых, фиолетовых, зеленых, пурпурных и красных цветов. На берегу цветут ваши самые любимые цветы. Среди всего этого великолепия резвятся дружелюбные животные, и лев пьет воду из пруда. Он поднимает от воды голову с огромной гривой, спокойно смотрит на вас, а потом уходит в лес, который окружает пруд. Вы чувствуете, что на вас смотрит какое-то животное. Это единорог. Вы смотрите на единорога. Он фыркает, его шерсть играет на солнце, и вам кажется, что он приветствует вас. Внимательно всё рассмотрев, вы замечаете в центре пруда огромную лилию. Она настолько велика, что вы можете спокойно лечь на ее лепестки. И вы представляете себя лежащим на этом гигантском цветке. Вы ощущаете великолепный аромат цветка. Вы видите над собой чистое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака. Вы чувствуете покой. Потом вы садитесь, чтобы осмотреть всё вокруг, и всё, что вы видите, вызывает у вас добрую улыбку. Вы видите, как олень подходит к пруду, чтобы напиться. Он смотрит на вас большими темными глазами. На берегу сидит медведь и плещет на себя водой. Несколько слонов стоят в воде и окатывают себя с помощью хоботов, а маленький слоненок трубит от восторга. Оглядев все это, вы соскальзываете по лепестку лилии в воду. Температура воды как раз такая, какую вы любите, и вы с наслаждением плаваете. В этом пруду могут плавать даже те, кто еще не научился плавать. Вы ощущаете себя счастливым и полным здоровья. Вы пьете прямо из пруда и чувствуете, как вместе с водой в вас вливаются сила и здоровье. После этого вы ныряете и плывете под водой. Вы видите много красивых рыб, которые дружелюбно снуют вокруг вас. Вы играете с ними. Потом появляется дельфин, приветствует вас, как старого друга, и плывет рядом с вами. Вода Прекрасного Пруда — совсем как воздух, вы обнаруживаете, что можете дышать под водой. Вы чувствуете, как вода попадает в ваши вены и очищает вашу кровь. Из-под воды вам все кажется иным, но не менее красивым. Вы плывете вдоль берега, и дельфин плывет рядом с вами. После обследования подводного мира вы выныриваете на поверхность. Вы снова лежите на гигантской лилии. Где-то вдали виднеются горные вершины, некоторые из них покрыты ослепительно белым снегом. В стране Прекрасного Пруда нет ничего невозможного, и вы взлетаете над прудом. Вы летите всё выше и выше. Вы облетаете берега пруда и улыбаетесь животным, которые едят, пьют или просто играют друг с другом. С высоты вам все кажется иным. Вы направляетесь в сторону гор и видите под собой летящие самолеты. Вы пролетаете над громадным пастбищем, на котором пасутся буйволы. К вам подлетает орел, и какое-то время летит рядом с вами. Подлетев к горной вершине, которая покрыта ослепительно белым снегом, вы приземляетесь и упиваетесь чистейшим горным воздухом. Вы спускаетесь вниз, а потом снова взлетаете, чтобы облететь вершину. Затем вы летите обратно к пруду, садитесь на гигантскую лилию и наслаждаетесь теплым воздухом, который обволакивает вас. Вместе с теплом вас обволакивает покой… вы погружаетесь в покой… Запомните все, что вы видели в своем образе… Поблагодарите себя и тех, кто был вместе в сами в нем… После этого вы снова видите себя в коридоре. Дверь медленно закрывается, и вы выходите из своего образа... Почувствуйте место, на котором сидите, пошевелите пальцами на руках и ногах… Сделайте несколько глубоких и спокойных вдохов и выдохов, на одном из выдохов не торопясь откройте глаза. Фаза шеринга Дети делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном, говорят о самых ярких и значимых моментах. Вопросы к обсуждению: 1. Что понравилось в образе и что вызывало напряжение и дискомфорт? 2. Какие объекты, фигуры были самыми значимыми? 3. Насколько ваш образ был реальным, если нет, то почему? 4. Что хотелось сделать в образе? Могут обсуждаться и другие вопросы, в зависимости от настроя группы/класса. Далее звучит просьба нарисовать увиденное (соответственно, при подготовке занятия необходимо напомнить о том, чтобы были приготовлены бумага и цветные карандаши). Данные рисунки обладают диагностическим и терапевтическим эффектом и значимостью, одновременно являются протоколами проведенного занятия. Косинцев Владимир, школьный психолог Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|