Какую маску вы видите в зеркале?

Читали "Маски" Рэя Бредбери?
Я прочитала неделю назад и хотела написать впечатления, но эта задача оказалась трудной.
Рассказ короткий, читается на одном дыхании, дыхание к концу моё похолодело, для меня это произведение об ужасе внутреннего мира человека. Ужас безличности.
"Маски" -- первое произведение Бредбери (не считая "Вина из одуванчиков", которое я не осилила в юности из-за зашкаливающей нудятины в описании деталей).
Сейчас могу сказать, что не зря моя рука потянулась к этой книге в Ашане. Купила не зря.

Какую маску вы видите в зеркале

Начнём с того, что этот рассказ Бредбери писал долго, редактировал по-разному. Есть еще фрагменты, которые не вошли в книгу. Удивительно то, что в рассказе явный указатель на психотерапевтические смыслы.
У главного героя есть коллекция масок из дерева, пластика и металла. Эти маски он покупал в Азии, а много других ему делал его любимый мастер (альтер-эго героя, очень изолированный мужчина, живущий в глубинке, преданный своему делу и основному заказчику).
Приобретая новую маску, герой под дофаминовым выбросом счастлив первое время, потом все становилось обычным.
С первых абзацев мне было непонятно, речь о реальных масках или о символических, по типу социальных ролей, которые есть у каждого из нас. Этот момент похож на задумку автора, поскольку начало произведения он переписывал. И тем интереснее читать, чтобы раскусить идею о подлинности масок.
Зачем нужны герою маски, и какой силой они наделяют героя, -- главные два вопроса, которые звучали в моей голове на протяжении всего произведения.

Героя зовут Латтинг, он богат, но снимает скромную квартиру. Надевая маску, он перевоплощается в характер маски и по-актёрски талантливо отыгрывает роль так, что собеседник поражён. Фул-даун! Это при том, что собеседник видит маску, смотрит на неё, а Латтинг её озвучивает и придаёт ей жизнь и жесты, что, как описывает Брэдбери, для собеседника становится РЕАЛЬНЫМ. Символ маски тает, и человек уже общается не с маской, а с персоной, обладающей соответствующим характером и манерами. Латтинг передразнивает мастерски всех и вся, что помогает ему создать репутацию в городе, и люди хотят к нему приходить для лицезрения его игры и странностей.

Вот фрагмент об искусстве перевоплощения Латтинга,очень похожем на искусство психолога и психотерапевта на сессиях, когда специалист перевоплощается в феноменологическом поле в роль.
"Квартирная хозяйка опасается, что под маской Латтинга таится нечто ужасное. Она делится своими соображениями с дочерью. Они пытаются всяческими уловками выманить его из квартиры. Он умиротворяет их, представ перед дочерью в маске человека, в которого она мечтала влюбиться, а его описание он выпытал у неё однажды ночью. Перед матерью он предстаёт в маске её давно умершего отца. Он приходит и сидит у неё в гостиной. Разговаривает с ней так, как некогда разговаривал её покойный отец".
Что это за трюки? Как Латтинг становится медиумом, способным в маске погрузиться в душу умершего отца или в душу фантома девушки? Что за душа у самого Латтинга? Не предводитель ли он демонов, у которого бесчисленное войско демонических существ? Не призывает ли он маской демона, который помогает ему выразить роль так точно?
Герой бездушно, бесчеловечно, цинично крутит роман с четырьмя женщинами одновременно, а на их ревность отвечает:
"Как же вы можете ревновать ко мне? Ведь вы любите эту маску и то, как я в ней себя веду. Когда я надеваю другую маску, я уже не тот, кого вы любите, а другой. К новой женщине я иду в новой маске. Разве можно ревновать к другому человеку? Нельзя".
Его слова звучат честно и настолько правдиво, что способны разбить зеркала проекций, иллюзий. Ни один второстепенный персонаж (кроме мастера масок, с которым у героя теплые дистанционные отношения) не может вытерпеть встречу лицом к лицу со своей тайной частью души, которую стремительно отражает в маске Латтинг. Он выворачивает наизнанку людские ожидания, лицемерия, аффекты. Это невыносимо ни для одной живой души. Психопату Латтингу эта игра нравится. Единственная игра его отмирающей жизни.
Когда он познакомился с городской проституткой, желающей нимфомански каждую ночь нового мужчину, ему стало интересно. За одну неделю их романа он насытился. Лизабетта Симмс была готова выйти за него замуж, ведь он в новой маске - новый мужчина! Идеал для неё. Но через неделю хищнику стало скучно, он надел простую синюю маску и не снимал её четыре недели. Лизабетта такого удара не выдержала и ушла.

Бредбери не таит замысла Латтинга, он пишет прямиком, чтобы читатель не домысливал, а трезво читал строки. Такой ход обескураживает, не оставляет места для игры фантазии. Каждое слово писателя прибивает к тексту и однозначному смыслу.
"К Латтингу обращались за советом. Он встречает посетителей в маске, изображающей их самих, выпячивая присущие им пороки и недостатки, к досаде одних или радости других. Большинство друзей отворачивается от его едких пародий на них самих и предпочитает вести тот же бессмысленный образ жизни, что и раньше. Некоторые даже пытаются убить его за то, что он беспощадно обнажает их слабости, а некоторые, напротив, набираются ума".
Не Латтинг ли великий игротехник, провокативный психолог? Безусловно, да. Он держит психологическую установку в общении -- быть чистейшим наиправдивейшим зеркалом. И это настолько ужасно, что люди предпочитают не меняться, но убрать с глаз долой мешающее волшебное зеркало (как же это похоже на психотерапию и её эффекты, когда процесс подбирается к жизненным психическим защитам!). Героя привлекли в суд, но он и там надевал маски и крутил душами судей и полицейских.

Я уже говорила об альтер-эго героя -- мастере масок. Но в рассказе есть ещё одно Я Латтинга. Это его метакоммуникатор, который помогает психопату в масках оставаться вживых, но и по доброте душевной случайно поспособствует суициду Латтинга. Его зовут Смит, мужчина, который сопровождает героя в разных передрягах, наблюдает за игрой масок и остается в нейтрально-восхищенных чувствах. Смит рассказывает герою информацию о гражданах в городе. Смит находит фотографию семнадцатилетнего Латтинга, делает с неё маску и дарит. Латтингу всего 32 года. Увидев своё лицо пятнадцатилетней давности, Латтинг окончательно понимает, что растерял или убил все свои чувства. Осознание себя пустым приводит героя к самоубийству. Таким образом убивает себя психопатическая часть души героя, остаются живыми социально-адаптированный Смит в городе и творческий рукодельный чувствующий мастер среди природных угодий. Если говорить о том, что душа человека является собором, то коллективная душа, описанная Рэем Бредбери исцелилась. Она позволила психопату уйти с главной роли, уступить место здоровым частям личности. Доминирование и тоталитаризм Латтинга ушёл в теневую часть людей, чем очень облегчил им жизнь.

Не знаю, насколько у меня получилось описать впечатления по рассказу "Маски", надеюсь, вам было интересно прочитать.

🍅🍦Вывод я сделала такой:
Если я психолог-психотерапевт, то не стоит всюду и везде лезть со своей чувствительностью к теневым аспектам собеседников. Надо надеть маску для общения из другой роли. Маску психолога с её даром чувствовать, надо надевать на сессиях с клиентами. Если это не удаётся, то надо поверх психолога надеть маску, которая общается на социальном уровне, пользуется контролируемой глупостью. Это своеобразное лицемерие во добро для отношений.

🍔 Второй вывод: если дать субличности то, что она хочет, она уйдёт в фон, даст жить другим субличностям. Некоторым субличностям надо дать самоубийство. Они имеют право себя лишить жизни, это их способность. В каждом из нас есть эта тень -- способность убивать в себе какой-то аспект, какое-то чувство. Да этим грешит каждый, только покопайтесь в себе, что вы в себе с детства вытравляли или уже окончательно похоронили? Это оно, ваше суицидальное я. Главное, чтобы оно не доминировало, его надо свергнуть с пьедестала и доставать по необходимости в периоды выживания.

🌷Третий вывод: жизнь без масок есть только в утробе и вероятно после смерти. С рождения малыш встречается с первыми масками на родителях и врачах. Маски олицетворяют социальные эмоции и характеры. Без масок человек был бы зверем. Наша задача -- научиться быть в ролях и переодевать маски для соответствующих дел. Нельзя залипать в одной маске, это равносильно развитию психопатических свойств личности.

🎏 В связи со всем этим маскарадом я желаю всем нам развить в себе метакоммуникатора и творца, чтобы менять маски с удовольствием и осмысленностью.

#психологгавреева #маски #маскарад #Брэдбери #рассказмаски #РейБредбери #анализрассказа #психологическийочерк #литературноепроизведение #литература #зарубежнаялитература #суицид #психопат #творец #зеркало #личность #эмоции #демон #душа #бессмыслица #депрессия #характер #психолог #психотерапия

 PS: Если вы обнаружили в себе трудности с переодеванием масок, записывайтесь ко мне на психотерапию, поработаем вместе. Лично или по скайпу.

8926 2768790 (whatsap, telegram, messenger, viber)

 С уважением, Галина Сергеевна Гавреева

 



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Заметка-призыв "Я тебе доверяю или у всех на лицах маски?"
  • Будьте добры вашу маску, пожалуйста. О нашем подлинном "Я".
  • Наденьте свою "кислородную маску"
  • Сказка о Метком Лучнике. По следам игры "Путь Героя"
  • "Работа с МАК. Техника "Путь героя".
  • "Anima viktu": миф о прекрасной Даме и рождении Героя
  • "Дайте ребёнку пример героя, или он найдёт свой"
  • Немного информации о механизмах формирования "социальных масок"
  • Могу ли я быть такой? Люди и их маски
  • "Есть слово Надо" - фраза, которая мешает жить
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Игры, в которые играют маски (ч.3.)
  • Маски, которые носят люди (ч.1.)
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Зачем люди надевают Маски? Примеры из жизни.
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Роли, маски, быть собой
  • Как не надо вести себя с мужчиной, когда он "закрывается".
  • Маски, которые играют в людей (ч.4.)
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Снимая маску, обретаешь себя настоящего.
  • Социальные маски, или «почему я не могу быть собой?»
  • Срывать ли маску с психолога?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • «Папа, не стыди меня» - сказала я, и надела маску на лицо.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь