|
Заметка-призыв "Я тебе доверяю или у всех на лицах маски?"Автор статьи: Дудко Надежда Александровна
Однажды, к моей знакомой коллеге в кабинет радостно влетела маленькая девочка, отличившаяся тем, что поставила фингал мальчишке, который уже год занимался Тхэквондо. Фингал вышел отменным. Девочке он нравился особенно сильно, а мальчик тихо и обиженно на нее шипел. Она вообще любила драться - это хрупкая приветливая девочка. Частенько рисовала на партах одноклассников различные гадости, с большей частотой залезала в чужие рюкзаки. А однажды была поймана на том, что отправилась осваивать сумку учительницы. Этакий очень жизнерадостный сорванец. Мама не соглашалась с претензиями школы и детей, возводила горе-очи к потолку и клятвенно говорила, что "Моя дочь на такое неспособна". В этот же момент в трех метрах от матери, она снова давала леща бедному спортсмену. Конечно, это и смешно и грустно, но психолог решила взять ее к себе на коррекцию. Словом сказать, девочка очень любила психологов. Она как их видела, то сразу бежала за ними и радостно сообщала все новости ее маленького мира. Но однажды, после нескольких сеансов веселья и улыбок на консультациях, во время сказкотерапии, лицо девочки вдруг злобно исказилось, вся приветливость куда-то исчезла, и она прокричала из самых глубин души: "Вы что?! Не понимаете?! Людям нельзя доверять! У них у всех лживые маски! Они предают!" Вот так вот. Девочке только исполнилось 7 лет. Что означает слово "предательство" и "лживые маски" толком сказать не смогла. Просто чувствовала интуитивно, но полное понимание еще не сформировалось. В голове сразу же закралась мысль, что это не ее суждения, не ее установки, и даже эмоции не ее. А переданные кем-то... Признаться честно, я забыла эту историю. И вдруг на днях, нечто похожее повторяется. Я проводила с детьми начальной школы занятие по психодраме, когда детям нужно было глазами и жестами проиграть определенные чувства в элементарных ролях. Таким образом мы учились осознавать свои эмоции,понимать их и контролировать. И вот, в процессе игры одно маленькое слово вдруг ввело всех детей в ступор - "Доверие" Им было трудно объяснить это слово, и более того, они его боялись. Они смотрели друг на друга как мышки, перед большущей опасной кошкой. Эти маленькие сорванцы, каждый по своему хороший человечек, и в тот же момент, успевшие отличится на хулиганском поприще, вдруг застыли в недоумении. Началась настоящая работа. Мы проводили беседы, смотрели мультфильм, читали сказки, пытались интерпретировать и прочее. Мы ассоциировали доверие с дружбой и прочее и прочее. А потом попросила нарисовать в индивидуальном порядке это "доверие", как его видят. И это было нечто. Почти у всех, оно ассоциировалась с тремя образами: "Змея, огонь и маска". Не похоже на доверие, правда? Дальше больше, но я не имею права рассказывать. Одно могу сказать точно. Дети не вырабатывают такие установки самостоятельным образом. Ну не могут они в силу совершенно естественных причин говорить, что никому нельзя доверять. "Вокруг предательство и нищета!"- как мне тут заявила пятилетняя девочка. Они как губка впитывают все, что говорят им взрослые, говорят с телевизора, с компьютерных игр и со всего. Вам кажется, что дети не слышат разговоров взрослых, но это ошибка. Они все слышат, все запоминают и усваивают, перерабатывая опыт под себя. Но дело не только в разговорах. Дело еще и в отношениях, которые преобладают в семье. Если между супругами нет доверия, между родителями и детьми, бабушками и дедушками, нет умения договариваться, слышать и слушать друг друга, дети тоже платят за это большую цену.... К сожалению это так. Колоссальная проблема, как мне кажется во всей нашей стране. Люди не доверяют друг другу. Вокруг огонь, маски и змеи... Чувство общей недоверчивости друг к другу рождает напряженность и вследствие этого большую агрессию. У детей она явная и не всегда управляемая. Вербальная агрессия, оскорбления, смех друг над другом, не желание помочь и поддержать... эти вещи к сожалению, будут все больше и больше упираться в детской психике, а потом дадут свои плоды. Как вы думаете? Какие они будут, эти плоды? Мы, как родители, пытаемся оградить своих детей от любой опасности. Это нормально и естественно, но в первую очередь, давайте научимся ограждать себя и детей от опасного зверя: "недоверия": ко всему живому, друг к другу, к миру, к себе. Время нестабильное, это понятно. Но где же еще можно сохранить или постараться создать эту стабильность, как не в семье? Только эти вещи снижают агрессивность ребенка, помогают адекватно смотреть на вещи, учиться преодолевать препятствия. Простите, если вызову у вас отторжение и неприязнь, уважаемые читатели, своими словами. Но многие дети не способны преодолевать препятствия на пути в жизни. Это заканчивается часто яркими эмоциональными реакциями, не желанием и непониманием того, что делать дальше. Родители любят своих детей, но иногда эта грань переходит в разрушающую стадию. Получая все, что захочет и потребует ребенок, это к сожалению, не способствует доверию. Такие вещи вызывают только желание потреблять, но не доверять. А когда нет средства потребления, часто и последние остатки доверия рушатся. И ребенок превращается в "трудного", в том смысле, что ему колоссально сложно адаптироваться в социальной среде, среди своих же, и доверие превращается в огонь и змею. Про гипоопеку, я пока не буду говорить. Агрессивное поведение, да в общем, как и другие виды нежелательного поведения, это лишь внешние проявления глубинных проблем, среди которых главными являются взаимоотношения в семье, и с самим собой, которые и нужно восстанавливать, лечить и созидать!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|