Заметка-призыв "Я тебе доверяю или у всех на лицах маски?"

          Однажды, к моей знакомой коллеге в кабинет радостно влетела маленькая девочка, отличившаяся тем, что поставила фингал мальчишке, который уже год занимался Тхэквондо. Фингал вышел отменным. Девочке он нравился особенно сильно, а мальчик тихо и обиженно на нее шипел. Она вообще любила драться - это хрупкая приветливая девочка. Частенько рисовала на партах одноклассников различные гадости, с большей частотой залезала в чужие рюкзаки. А однажды была поймана на том, что отправилась осваивать сумку учительницы. Этакий очень жизнерадостный сорванец. Мама не соглашалась с претензиями школы и детей, возводила горе-очи к потолку и клятвенно говорила, что "Моя дочь на такое неспособна". В этот же момент в трех метрах от матери, она снова давала леща бедному спортсмену. Конечно, это и смешно и грустно, но психолог решила взять ее к себе на коррекцию. Словом сказать, девочка очень любила психологов. Она как их видела, то сразу бежала за ними и радостно сообщала все новости ее маленького мира.

       Но однажды, после нескольких сеансов веселья и улыбок на консультациях, во время сказкотерапии, лицо девочки вдруг злобно исказилось, вся приветливость куда-то исчезла, и она прокричала из самых глубин души: "Вы что?! Не понимаете?! Людям нельзя доверять! У них у всех лживые маски! Они предают!"

      Вот так вот. Девочке только исполнилось 7 лет. Что означает слово "предательство" и "лживые маски" толком сказать не смогла. Просто чувствовала интуитивно, но полное понимание еще не сформировалось. В голове сразу же закралась мысль, что это не ее суждения, не ее установки, и даже эмоции не ее. А переданные кем-то...

       Признаться честно, я забыла эту историю. И вдруг на днях, нечто похожее повторяется. Я проводила с детьми начальной школы занятие по психодраме, когда детям нужно было глазами и жестами проиграть определенные чувства в элементарных ролях. Таким образом мы учились осознавать свои эмоции,понимать их и контролировать. И вот, в процессе игры одно маленькое слово вдруг ввело всех детей в ступор - "Доверие" Им было трудно объяснить это слово, и более того, они его боялись. Они смотрели друг на друга как мышки, перед большущей опасной кошкой. Эти маленькие сорванцы, каждый по своему хороший человечек, и в тот же момент, успевшие отличится на хулиганском поприще, вдруг застыли в недоумении. Началась настоящая работа. Мы проводили беседы, смотрели мультфильм, читали сказки, пытались интерпретировать и прочее. Мы ассоциировали доверие с дружбой и прочее и прочее. А потом попросила нарисовать в индивидуальном порядке это "доверие", как его видят. И это было нечто. Почти у всех, оно ассоциировалась с тремя образами: "Змея, огонь и маска".

        Не похоже на доверие, правда? Дальше больше, но я не имею права рассказывать. Одно могу сказать точно. Дети не вырабатывают такие установки самостоятельным образом. Ну не могут они в силу совершенно естественных причин говорить, что никому нельзя доверять. "Вокруг предательство и нищета!"- как мне тут заявила пятилетняя девочка. Они как губка впитывают все, что говорят им взрослые, говорят с телевизора, с компьютерных игр и со всего. Вам кажется, что дети не слышат разговоров взрослых, но это ошибка. Они все слышат, все запоминают и усваивают, перерабатывая опыт под себя. Но дело не только в разговорах. Дело еще и в отношениях, которые преобладают в семье. Если между супругами нет доверия, между родителями и детьми, бабушками и дедушками, нет умения договариваться, слышать и слушать друг друга, дети тоже платят за это большую цену.... К сожалению это так. Колоссальная проблема, как мне кажется во всей нашей стране. Люди не доверяют друг другу. Вокруг огонь, маски и змеи... 

      Чувство общей недоверчивости друг к другу рождает напряженность и вследствие этого большую агрессию. У детей она явная и не всегда управляемая. Вербальная агрессия, оскорбления, смех друг над другом, не желание помочь и поддержать... эти вещи к сожалению, будут все больше и больше упираться в детской психике, а потом дадут свои плоды. Как вы думаете? Какие они будут, эти плоды?

       Мы, как родители, пытаемся оградить своих детей от любой опасности. Это нормально и естественно, но в первую очередь, давайте научимся ограждать себя и детей от опасного зверя: "недоверия": ко всему живому, друг к другу, к миру, к себе. Время нестабильное, это понятно. Но где же еще можно сохранить или постараться создать эту стабильность, как не в семье? Только эти вещи снижают агрессивность ребенка, помогают адекватно смотреть на вещи, учиться преодолевать препятствия.

      Простите, если вызову у вас отторжение и неприязнь, уважаемые читатели, своими словами. Но многие дети не способны преодолевать препятствия на пути в жизни. Это заканчивается часто яркими эмоциональными реакциями, не желанием и непониманием того, что делать дальше. Родители любят своих детей, но иногда эта грань переходит в разрушающую стадию. Получая все, что захочет и потребует ребенок, это к сожалению, не способствует доверию. Такие вещи вызывают только желание потреблять, но не доверять. А когда нет средства потребления, часто и последние остатки доверия рушатся. И ребенок превращается в "трудного", в том смысле, что ему колоссально сложно адаптироваться в социальной среде, среди своих же, и доверие превращается в огонь и змею. Про гипоопеку, я пока не буду говорить.

       Агрессивное поведение, да в общем, как и другие виды нежелательного поведения, это лишь внешние проявления глубинных проблем, среди которых главными являются взаимоотношения  в семье, и с самим собой, которые и нужно восстанавливать, лечить и созидать!

 

    



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Кто такие "сильные" мужчина и женщина, зачем они друг другу?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь