Заметка-призыв "Я тебе доверяю или у всех на лицах маски?"

          Однажды, к моей знакомой коллеге в кабинет радостно влетела маленькая девочка, отличившаяся тем, что поставила фингал мальчишке, который уже год занимался Тхэквондо. Фингал вышел отменным. Девочке он нравился особенно сильно, а мальчик тихо и обиженно на нее шипел. Она вообще любила драться - это хрупкая приветливая девочка. Частенько рисовала на партах одноклассников различные гадости, с большей частотой залезала в чужие рюкзаки. А однажды была поймана на том, что отправилась осваивать сумку учительницы. Этакий очень жизнерадостный сорванец. Мама не соглашалась с претензиями школы и детей, возводила горе-очи к потолку и клятвенно говорила, что "Моя дочь на такое неспособна". В этот же момент в трех метрах от матери, она снова давала леща бедному спортсмену. Конечно, это и смешно и грустно, но психолог решила взять ее к себе на коррекцию. Словом сказать, девочка очень любила психологов. Она как их видела, то сразу бежала за ними и радостно сообщала все новости ее маленького мира.

       Но однажды, после нескольких сеансов веселья и улыбок на консультациях, во время сказкотерапии, лицо девочки вдруг злобно исказилось, вся приветливость куда-то исчезла, и она прокричала из самых глубин души: "Вы что?! Не понимаете?! Людям нельзя доверять! У них у всех лживые маски! Они предают!"

      Вот так вот. Девочке только исполнилось 7 лет. Что означает слово "предательство" и "лживые маски" толком сказать не смогла. Просто чувствовала интуитивно, но полное понимание еще не сформировалось. В голове сразу же закралась мысль, что это не ее суждения, не ее установки, и даже эмоции не ее. А переданные кем-то...

       Признаться честно, я забыла эту историю. И вдруг на днях, нечто похожее повторяется. Я проводила с детьми начальной школы занятие по психодраме, когда детям нужно было глазами и жестами проиграть определенные чувства в элементарных ролях. Таким образом мы учились осознавать свои эмоции,понимать их и контролировать. И вот, в процессе игры одно маленькое слово вдруг ввело всех детей в ступор - "Доверие" Им было трудно объяснить это слово, и более того, они его боялись. Они смотрели друг на друга как мышки, перед большущей опасной кошкой. Эти маленькие сорванцы, каждый по своему хороший человечек, и в тот же момент, успевшие отличится на хулиганском поприще, вдруг застыли в недоумении. Началась настоящая работа. Мы проводили беседы, смотрели мультфильм, читали сказки, пытались интерпретировать и прочее. Мы ассоциировали доверие с дружбой и прочее и прочее. А потом попросила нарисовать в индивидуальном порядке это "доверие", как его видят. И это было нечто. Почти у всех, оно ассоциировалась с тремя образами: "Змея, огонь и маска".

        Не похоже на доверие, правда? Дальше больше, но я не имею права рассказывать. Одно могу сказать точно. Дети не вырабатывают такие установки самостоятельным образом. Ну не могут они в силу совершенно естественных причин говорить, что никому нельзя доверять. "Вокруг предательство и нищета!"- как мне тут заявила пятилетняя девочка. Они как губка впитывают все, что говорят им взрослые, говорят с телевизора, с компьютерных игр и со всего. Вам кажется, что дети не слышат разговоров взрослых, но это ошибка. Они все слышат, все запоминают и усваивают, перерабатывая опыт под себя. Но дело не только в разговорах. Дело еще и в отношениях, которые преобладают в семье. Если между супругами нет доверия, между родителями и детьми, бабушками и дедушками, нет умения договариваться, слышать и слушать друг друга, дети тоже платят за это большую цену.... К сожалению это так. Колоссальная проблема, как мне кажется во всей нашей стране. Люди не доверяют друг другу. Вокруг огонь, маски и змеи... 

      Чувство общей недоверчивости друг к другу рождает напряженность и вследствие этого большую агрессию. У детей она явная и не всегда управляемая. Вербальная агрессия, оскорбления, смех друг над другом, не желание помочь и поддержать... эти вещи к сожалению, будут все больше и больше упираться в детской психике, а потом дадут свои плоды. Как вы думаете? Какие они будут, эти плоды?

       Мы, как родители, пытаемся оградить своих детей от любой опасности. Это нормально и естественно, но в первую очередь, давайте научимся ограждать себя и детей от опасного зверя: "недоверия": ко всему живому, друг к другу, к миру, к себе. Время нестабильное, это понятно. Но где же еще можно сохранить или постараться создать эту стабильность, как не в семье? Только эти вещи снижают агрессивность ребенка, помогают адекватно смотреть на вещи, учиться преодолевать препятствия.

      Простите, если вызову у вас отторжение и неприязнь, уважаемые читатели, своими словами. Но многие дети не способны преодолевать препятствия на пути в жизни. Это заканчивается часто яркими эмоциональными реакциями, не желанием и непониманием того, что делать дальше. Родители любят своих детей, но иногда эта грань переходит в разрушающую стадию. Получая все, что захочет и потребует ребенок, это к сожалению, не способствует доверию. Такие вещи вызывают только желание потреблять, но не доверять. А когда нет средства потребления, часто и последние остатки доверия рушатся. И ребенок превращается в "трудного", в том смысле, что ему колоссально сложно адаптироваться в социальной среде, среди своих же, и доверие превращается в огонь и змею. Про гипоопеку, я пока не буду говорить.

       Агрессивное поведение, да в общем, как и другие виды нежелательного поведения, это лишь внешние проявления глубинных проблем, среди которых главными являются взаимоотношения  в семье, и с самим собой, которые и нужно восстанавливать, лечить и созидать!

 

    



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • 50+. Отношения. Часть 1. ДРУЖБА."Если друг оказался вдруг..."
  • "Закон сохранения внимания" друг к другу в семье.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Кто такие "сильные" мужчина и женщина, зачем они друг другу?
  • "Если друг оказался вдруг..."
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Как муж и жена превращают друг друга в своих "демонов"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Пять элементов" в отношениях с подростками. Элемент №2 "Доверие".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Как разгрести "большую кучу" или про "Бардак" в голове и душе))) Работа с МАК..
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Хорошая" девочка и "плохие" эмоции
  • В планах пишите "прочее", или феномен "лишней детали".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Слово "нельзя" или формирование границ дозволенного у детей.
  • Не смогла сказать "ненавижу", не могу сказать "люблю"
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • "Отношения минус эмпатия - когда услышать друг друга невозможно?"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь