|
Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?Автор статьи: Фадеева Светлана Николаевна
Что же это за услуга, которую психолог оказывает клиенту - человеку, который к нему обратился?
Для начала хочется вспомнить, что психика человека развивается в контакте с людьми. Взрослые бессознательно поддерживают в ребенке то, что им самим нравится, от чего они получают удовольствие, удовлетворение. Ребенок, чтобы чувствовать любовь взрослого, ведет себя соответствующим образом. Чувства, которые он переживает в этих отношениях, становятся для него привычными, естественными. Формируется образ себя, субъективное внутреннее восприятие себя и мира. Вспомните, кто-то может месяцами обижаться, а радоваться не умеет; кто-то постоянно не доволен собой, предъявляет к себе много требований, и не умеет получать поддержку от других людей и т.д. Не буду описывать разные модели воспитания и разнообразные их последствия, остановлюсь на том, что родители всегда что-то хотят от своего ребенка для себя. Чтобы был послушным, чтобы не мешал, чтобы был умным, добрым, смелым, честным, весёлым и тогда, наверное, будет счастливым. Тогда и родители будут довольны. А что же нужно ребенку? В организме матери младенец переживал ощущения безопасности, принятия, пассивной зависимости. Сам акт рождения навсегда прерывает такое состояние, но бессознательная память о нем остается. Родившись, ребенок переходит из пассивной в активную зависимость от ухаживающего за ним человека. Теперь он учится влиять на этого человека, который удовлетворяет его потребности, так как ребёнок не может о себе позаботиться сам, и не может выбрать для себя другого человека, который о нём позаботиться лучше. Постепенно, ребёнок становится всё менее зависимым, он многое может для себя сделать сам, но не может без помощи других людей удовлетворить своё фундаментальное жизненное стремление стать «личностью». Поэтому ребенку нужно, чтобы окружающие его взрослые помогли ему в этом становлении. Что значит чувствовать себя личностью? Это значит: - обладать устойчивым положительным самоощущением; - опираться на свои внутренние ценностные критерии; - иметь способность управлять событиями своей жизни; - чувствовать свою автономность и принятие окружающим миром. Все это проявляется в коммуникативных навыках человека, которые являются внешним проявлением внутреннего мира человека. Человек обращается к психологу, когда в субъективном ощущении себя личностью переживает сбой, неудовлетворение. Что же человек - клиент хочет от человека – психолога? Того же, чего хотел в детстве от окружающих его взрослых - с помощью другого человека обрести свою личность. Здесь клиент находится в некотором конфликте. Он уже не ребенок, а хочет того же. Он же взрослый, и как - то неловко демонстрировать другому взрослому свои проблемы личностного характера. Вспомним, что всегда во всех отношениях от человека что-то хотят другие люди для себя. Родители хотят, чтобы был таким, каким они желают его видеть; учителя хотят, чтобы хорошо учился; друзья хотят, чтобы был хорошим другом; продавец хочет, чтобы купил товар; дворник хочет, чтобы не мусорил; парикмахер хочет, чтобы сидел спокойно и дал себя подстричь; и т.д. А что же хочет психолог? Зачем ему помогать другим людям становиться более счастливыми? Психолог, как обычный человек, решает свои личностные проблемы психологическим путем, ему это помогает, он с огромным интересом познает закоулочки своей души. Поэтому у него есть интерес и к внутренней жизни другого человека. Контакты с людьми – очень трудная работа, поэтому психологу важно знать про свои ограничения, в силу которых с какими-то проблемами ему нравиться больше работать, там энергии любви больше и успеха тоже больше, а с какими-то наоборот. Получается, что психологу от клиента нужно только желание сотрудничества для достижения результата. Хочу заметить, что результат определяет сам клиент, ведь это его жизнь. Психолог свободен только, согласиться работать на этот результат или отказаться. И получается, что в жизни клиента это особые отношения. Клиент переживает то, чего не хватало ему в детстве - его личность является центром этих отношений. Психолог «принадлежит» клиенту, то есть во время встречи он чувствует и думает для пользы клиента. Психолог знает, что переживание взросления и позитивная уверенность в собственных силах могут быть обеспечены лишь свободой активного самовыражения в хороших взаимоотношениях, в атмосфере взаимного принятия. Такую атмосферу создаёт психолог, но он не может создать её один, это возможно только вместе с клиентом. В отношениях с психологом клиент проявляется так же, как и в других отношениях в своей жизни. Не буду описывать совместную работу, когда атмосфера сотрудничества есть, так как это главное условие для работы. Остановлюсь на некоторых общих причинах, которые мешают этому: 1. Общекультуральные причины. 2. Инертность психики. Не так давно, лет 250 назад, такой науки, как психиатрия, психология не было. Людей, которые не вписывались в нормы того времени, отмечали как физически больных, одержимых бесами, юродиевых или преступников. В настоящее время в некоторых странах всё ещё нет психиатрии, например, Ливия, но это исключение. А сейчас, в силу интеллектуального развития, комплексного исследования человеческой личности, гуманистических тенденций, биологический подход к проблемам людей в психиатрии был добавлен вопросами морального характера. Но не для всех людей ясно различие между «психиатрическим» диагнозом – болезнью и «психологическим» диагнозом – качеством жизни. «Психиатрическим» диагнозом занимается психиатр и если есть дополнительное образование, то он может с этим же человеком работать на его адаптацию в социальном окружении. А «психологическим» диагнозом занимается психолог, психотерапевт. В этой статье я рассматриваю психологические аспекты. В этом смысле можно сказать, что психолог помогает человеку восстановить способность к творческому приспособлению для сохранения или повышения качества своей жизни, которое определяется самим человеком. Мне не очень нравится выражение «творческое приспособление», но я считаю его верным. Слово «приспособление» удерживает от ощущения превосходства и возвращает человека из состояния детского всемогущества, помогая принять свои ограничения. А для этого важен творческий подход. Эрих Фромм предложил определение понятия творчества как способность человека удивляться и познавать, интегрировать свой прошлый опыт для заботы о будущем. Услуги психолога в нашем обществе ещё не стали привычными и понятными. В школе только сейчас ввели уроки психологии, и то далеко не во всех школах. А новое всегда вызывает напряжение, непонятное – испуг. Человек приближается к чему-то новому, только если интереса больше, чем страха, или уходя от старого и привычного, но болезненного. В любой незнакомой ситуации человек бессознательно ищет знакомые элементы и воспринимает их как знаки. Тогда незнакомое воспринимается так, как будто оно уже известно. Таким образом, человек справляется с напряжением и беспокойством от неизвестного. Для изучения нового и непонятного нужно время, пока оно не станет более понятным и безопасным. Сама наука о психике безопасна, но как практически воспользоваться этим для себя? Обращение к психологу происходит старым привычным образом, как к учителю, как к врачу. Именно поэтому человек может разочароваться, его внутренние ожидания не совпали с внешней реальностью. Ему казалось, что объяснения и совета достаточно; он их получает, но не применяет, как и раньше. Здесь человек часто останавливается, воспринимая внешнюю новую ситуацию с психологом через призму своего внутреннего прошлого опыта общения с учителями или врачами. И пока человек не заметит разницу между старым и новым своим опытом, не признает, что старый опыт здесь не работает, у него не появится стимул к новому. Это касается не только отношения людей к психологии, к психологу, но и отношения человека к самому себе. Психика очень инертна. Её структура долго формируется, и долго меняется, ведь какое-то своё поведение человек формировал не просто так, а в силу внешних обстоятельств, и тогда именно это поведение помогло адаптироваться к тем обстоятельствам. А теперь обстоятельства другие, и для удовлетворения своих потребностей важно адаптироваться другим способом, тогда и от старого отказаться легче. Меняется образ себя, а новые изменения в своём представлении о себе человек воспринимает так же с напряжением, и нужно время для их принятия. Это возможно, только, если защита собственного образа себя не становится главной заботой. Хочу завершить статью на хорошей, как я думаю, ноте. Изменений в жизни невозможно избежать! Ими можно научиться руководить.Изменения – это не обязательно плохо, даже если так кажется. Изменения часто бывают очень хорошие, но вначале некоторое напряжение есть! Спасибо за внимание! С уважением, Светлана Фадеева. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|