Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?

Автор статьи: Елена Корнеева

Любой мыслящий человек рано или поздно сталкивается с необходимостью пересмотреть свой образ мыслей и откорректировать его, как требуют изменения в жизненной ситуации, возрасте, профессии. Или когда случается нечто, что просто вынуждает осознать, что "так дальше нельзя". Например, отношения не удовлетворяют и мы понимаем, что их надо строить по-иному или менять на другие. Или человек переживает инфаркт и понимает, что надо менять образ жизни, который к нему привёл.

И вот приходит такой человек к психологу и поначалу недоумевает, как это осуществить: "теоретически я понимаю, практически не умею" или "это был бы уже не я".

Так говорят мне мои пациенты – курильщики, пытающиеся бросить курить; трудоголики, пытающиеся научиться не только трудиться; уступчивые, желающие научиться быть более напористыми и напористые, желающие стать более дипломатичными... Им даже кажется, что проще оставить всё по-прежнему, нежели научиться меньше жить в стрессе и больше просто жить. Им кажется, что чтобы получить желаемые изменения, нужно изменить себе. "Выйти из зоны комфорта", "сделать усилие над собой", одним словом, совершить нечто, сопряжённое с неким насилием над собой.

Это представление – одна из распространённых ментальных ловушек, такой своего рода неявный Catch-22. И на самом деле это первое, что нужно менять. И порой единственное. Потому что чтобы достичь желаемых изменений, нужно не изменить себе, а как раз вновь стать собой настоящим.

Но для начала важно индивидуально научиться различать, что есть врождённое, а что приобретённое, где nature, а где nurture.

Взрослея, мы приобретаем и вырабатываем взгляды, ценности, некий образ мышления и поведения. Это мы и склонны называть "быть собой". И это не верно. Потому что если бы это было так, это не ощущалось бы как проблема.

Именно некоторые приобретённые взгляды, ценности, образ мышления и поведения часто делают нас менее свободными, менее эффективными в отношениях и менее счастливыми, чем нам хотелось бы. Хотя бы только потому, что родители часто передают своим детям образ мышления и поведения для жизни в одном обществе, а детям приходится жить в другом, где всё это не работает. И если родители не передали детям в придачу способность учиться и ценность быть гибким, то дети не умеют адекватно адаптироваться к быстро меняющейся социальной реальности. Некоторым везёт даже меньше и их ломают, напрочь отучая прислушиваться к собственным потребностям и собственным чувствам и интуиции.

Так вот. Если человек не ощущает себя счастливым, значит то, как он повседневно мыслит и поступает, на самом деле противоречит его природе, блокирует его доступ к собственному потенциалу. Потому что быть в ладу собой это кайфово, это позволяет хорошо ладить и с другими и не доставляет проблем.

Курильщик не был рождён курильщиком, он научился им быть. Трудоголик стал трудоголиком, перестав прислушиваться к своим природным потребностям – потребности в отдыхе и многим другим. Чрезмерная прямолинейность это тоже не часть природы, если сам её носитель говорит, что она мешает ему жить и если она мешает ему "прокачать" и умение быть мягким и применять его осознанно и избирательно там, где оно более уместно... И так далее.

Вот и получается, что нужно вовсе не ломать себя, а вернуть себе себя. Если можно, в целости и сохранности. Для начала индивидуально критически пересмотрев сложившиеся взгляды, ценности, образ мышления и поведения и отсортировав годные от негодных.

Поменяв таким образом подход, менять неэффективные образ мышления и поведения уже не так трудно, хоть и получается не быстро. Главное – делать это, не заставляясебя "выходить из зоны комфорта" (чтобы что? чтобы испытать дискомфорт?), а позволяя себе определять самостоятельно, где комфорт истинный, а где навязываемый кем-то. И привыкая вообще не заставлять себя делать то, что не соответствует индивидуальной природе.

Лена Корнеева, психолог

P.S.

Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой аллее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредёшь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далёком краю?

Пусть непро́чны домашние стены,
Пусть доро́га уводит во тьму, —
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.

Николай Заболоцкий, 1952

 



Просмотров: 889
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Почему не получается "просто быть собой"?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Позволь себе быть собой"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • "Нужно просто любить себя!" - ну такое...
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • "О толстушках" или как принять себя, чтобы измениться.
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь