«я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни

Аннотация

В рамках данной статьи целью является анализ рассмотренных в научной литературе подходов к изучению проблемы особенностей «Я образа» и «Образа Я в профессии» бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни. В исследовании приняли участие 60 человек: 30 человек – психологи г. Березники и г. Усолья и 30 человек – бухгалтеры  ООО «БИРЦ». Респонденты обоих групп были разделены по категориям развития профессиональной жизни  согласно теории Д. Сьюпера (1968 г.) на: 1.Пробную стадию (25 – 30 лет)- 15 человек  и  2.Стадию стабилизации (30 – 44 года)- 15 человек. Практическая часть работы  была построена на  основе методик: Адаптированная  методика семантического дифференциала Ч. Осгуда, Вариант личностного семантического дифференциала В. И. Гинецинского и методика «Я – сам, Я – идеал, Возможное Я». Анализ результатов исследования проведён в два этапа: внутригрупповой и межгрупповой. Важным является то, что чем больше стаж работы психологов, тем более они склонны к замкнутости и сдержанности. И, наоборот, бухгалтеры становятся наиболее открытыми и эмоциональными с возрастом.

Ключевые слова: «образ Я», «образ Я в профессии», идеальное Я, реальное Я, возможное Я, семантический дифференциал, стадия, профессиональная жизнь.

     В современной психологии под «Образом Я» понимается часть образа мира, включающая в себя представления как о своём Я, так и об отношении между «Я» и окружающей действительностью [27; С. 396]. В свою очередь, «Образ Я в профессии» подразумевает систему многообразных знаний о себе как профессионале, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности и обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве [32]. В связи с этим, многие авторы утверждают, что профессиональное становление человека происходит при соотнесении Я - образа с образом профессионала. В рамках данной статьи целью является анализ рассмотренных в научной литературе подходов к изучению проблемы особенностей «Я образа» и «Образа Я в профессии» бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни. Исследователи полагают, что формирование образа «Я», включающий образ "Я-профессионала", зависят от степени согласованности идеального и реального "образа-Я" и образа профессии. Соотношение "Я-реального"  и "Я-идеального" определяет требование человека к себе. Таким образом, «Образ Я в профессии» и «Я образ» целесообразно рассматривать как диалектическое единство профессионализма деятельности и профессионализма личности.

         Объектом раскрываемого в рамках данной статьи исследования является  «Образ Я». Предмет же исследования – «Я образ» и «Образ Я в профессии» у бухгалтеров и психологов. Первоначально было предположено, что «Образ Я» и «Образ Я в профессии» достоверно различны у психологов и бухгалтеров; существует соответствие представлений о себе и  о себе как профессионале у респондентов каждой профессиональной группы; «Образ Я» и «Образ Я в профессии» достоверно не различаются у респондентов разных стадий профессиональной жизни в каждой профессиональной группе. В исследовании приняли участие 60 человек: 30 человек – психологи г. Березники и г. Усолья и 30 человек – бухгалтеры  ООО «БИРЦ». Респонденты обоих групп были разделены по категориям развития профессиональной жизни  согласно теории Д. Сьюпера (1968 г.) на: 1.Пробную стадию (25 – 30 лет)- 15 человек  и  2.Стадию стабилизации (30 – 44 года)- 15 человек. Практическая часть работы  была построена на  основе методик: Адаптированная  методика семантического дифференциала Ч. Осгуда, Вариант личностного семантического дифференциала В. И. Гинецинского и методика «Я – сам, Я – идеал, Возможное Я». Анализ результатов исследования проведён в два этапа: внутригрупповой и межгрупповой.

       Обратимся к внутригрупповому исследованию. Сравнение результатов обследования испытуемых в группах  психологов пробной стадии (Пп) и психологов стадии стабилизации (Пс) по U-критерию Манна- Уитни не выявило статистически значимых различий ни по образу Я в профессии, ни по Я-образу (84 и 75 при Р > 0, 05*     при  Uтабл =72; р >0, 01 ** при  Uтабл.= 41). Отсутствие статистически значимых различий в обеих группах психологов между образом-Я и образом Я в профессии может свидетельствовать об идентификации данных образов, то есть о конгруэнтности Я-образа и осуществлении себя в профессии. О профессиональной идентификации мы можем говорить и у бухгалтеров стадии стабилизации (Бс) (74 при Р>0, 05*при  Uтабл =72; р >0, 01**при Uтабл.= 41). В группе бухгалтеров пробной стадии (Бп) выявлены статистически достоверные различия между категориями Я-образа и образа Я в профессии (65** при Р>0,05*при Uтабл=72; р>0,01**при Uтабл.=41). Это говорит о несоответствии представлений о себе и своей профессиональной роли. Было выявлено, что у бухгалтеров пробной стадии более выражен образ Я в профессии, чем Я-образ, т.е. себя как профессионала они воспринимают более положительно. Возможно, это связано с идеализацией выбранной профессии, чего мы не наблюдаем у бухгалтеров со стадией стабилизации. По результатам методики семантического дифференциала также были получены средние значения по группам. Так, психологов пробной стадии  по категориям  Я – образ и Образ Я в профессии имеет достаточно высокие показатели в отличие от психологов со стадией стабилизацией. Соответственно, психологи пробной стадии более склонны осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, более склонны рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, у них  ярче проявляется экстравертированность, общительность и импульсивность. Сравнивая результаты исследования испытуемых в группах   психологов не было выявлено статистически значимых различий по образам по факторам «оценка» (83 и 97 при Р> 0, 05* при  Uтабл =72; р >0, 01 ** при Uтабл.= 41) и «сила» (110 и 132 при Р>0, 05* при  Uтабл =72; р >0, 01 ** при Uтабл.= 41). Отсутствие различий может свидетельствовать о конгруэнтности образов, а также самоидентификации себя как состоявшихся, уверенных и независимых в себе личностей и в образе Я и в образе  Я в профессии.  Выявлены достоверные различия в образе Я, и  образе  Я в профессии по фактору «активности» в обеих группах психологов (34**и 46**при Р>0,05* при  Uтабл =72; р >0, 01 ** при Uтабл.= 41 ). Соответственно, чем больше стаж работы у психологов, тем более они склонны к сдержанности и замкнутости. Возможно, это связано с проявлением феномена психического выгорания (синдромом эмоционального выгорания).[18; с. 261]. В группах бухгалтеров по U-критерию Манна- Уитни не было выявлено статистически значимых различий по образам по всем трём  факторам. Отсутствие статистически значимых различий в обеих группах бухгалтеров между образам по факторам может свидетельствовать о самоидентификации  и о способности добиваться желаемого, а также об идентификации и  образа Я и  образа  Я в профессии.

       Обращаясь к межгрупповому исследованию, следует отметить, что по методике личностного семантического дифференциала бухгалтеры пробной стадии имеют более позитивное отношение к себе (средний балл – 20,2)# , чем группа психологов пробной стадии (19,2)# как по образу Я, так и по образу Я в профессии.Однако у групп психологов пробной стадии и бухгалтеров по обоим образам нет статистически достоверных различий. Обращаясь к группам со стадией стабилизации, можно предположить, что психологи со стадией стабилизации имеют более позитивное отношение к себе по образу Я, чем бухгалтеры стадии стабилизации. В свою очередь, более позитивное отношение к себе по образу Я в профессии имеют бухгалтеры со стадией стабилизации (20,0)#, чем психологи этой же стадии (18,1)#.  Но и тут не наблюдается достоверных различий ни по образу Я ни по образу Я в профессии. Результаты исследования по семантическому дифференциалу показывают, что психологи пробной стадии  по фактору «оценка» более склонны к самоуважению и  признанию у себя социально одобряемых качеств по образу Я. В свою очередь, бухгалтеры пробной стадии более склонны к самоуважению по Образу Я в профессии (15,9)#. По факторам «сила» и «активность» оказались более уверенными в себе и эмоционально откликающимися на ситуацию психологи пробной стадии как по образу Я, так и по образу Я в профессии.   По фактору «сила» между группами психологов пробной стадии и бухгалтеров, преобладают статистически достоверные различия по критерию Манна – Уитни образа Я ( 72* при Р > 0, 05 при  Uтабл =72;     р>0,01при  табл.= 41). Соответственно, группа психологов пробной стадии более уверенные в себе личности и склонны к самоуважению. Что касается факторов «оценка» и «активность», то здесь достоверных различий не обнаружено. В свою очередь, группа бухгалтеров стадии стабилизации  по всем факторам более склонны признавать у себя социально одобряемые качества, склонны полагаться на свои силы и более эмоционально откликаться на ситуацию,  чем психологи стадии стабилизации. Соответственно, было выявлено, что существуют достоверные различия между группами стадии стабилизации психологов и бухгалтеров по фактору «оценка» образа Я в профессии (55* при Р > 0, 05 при  Uтабл =72; р>0,01при  табл.= 41). Предполагается, что профессия бухгалтера является востребованной и поэтому заниженная самооценка представителю профессии не грозит. А, с другой стороны, бухгалтер, работа которого связана с деньгами, видит реальное положение вещей, и трезвый взгляд на вещи в этой профессии просто необходим (И. В. Афанасенко, 2004).  В группах респондентов стадии стабилизации  достоверных различий   по фактору «сила» не обнаружено. Что касается «активности», то в группах респондентов стадии стабилизации  существуют достоверные различия как по Я образу (67* при Р > 0, 05 при  Uтабл =72; р>0,01при  табл.= 41), так и по образу Я в профессии (61* при Р > 0, 05 при  Uтабл =72; р>0,01при  табл.= 41). Возможно, что развитие и обогащение  образа Я в процессе профессионального развития  у бухгалтеров тесно связано с выбором, принятием обдуманных решений, с различением своих ожиданий и реальности, профессионального оценивания и самооценивания, рефлексией.Таким образом, в начале своего профессионального становления  психологи проявляют большую активность, чем бухгалтеры, как в профессиональной сфере, так и в жизни. Однако с опытом работы у психологов происходит перестройка в личностной структуре. Они становятся более замкнутыми и сдержанными. В свою очередь, бухгалтеры становятся наиболее открытыми и  эмоциональными.     Обращаясь к методике ««Я – сам, Я – идеал, Возможное Я» можно обнаружить интересные результаты.Так, методом контент – анализа и экспертной оценки было выделено некоторое семантическое пространство в представлении психологов и бухгалтеров каждой группы по образам. В качестве дополнительной гипотезы оценивались статистические различия по образам между выборками t - критерием Стьюдента. Было получено следующее: у психологов обеих групп существуют достоверные  различия по категории «Отношение к самому себе» по суборазам: Я – сам; Возможное Я; Я идеал (Пп- 2,93**; 3,06**; 3,85***при tst = 2, 05 (p≤0, 05) и  tst = 3,66 (p≤0, 001); Пс- 2,13**; 2,17**; 2,24**) подкатегории «Профессиональные качества» «Образа Я». Возможно, здесь кроются причины профессиональных деформаций личности психологов и синдрома эмоционального выгорания. Наблюдаются также достоверные различия  по категории «Отношение к самому себе» подкатегории «Личностные качества» (Пп -2,15**; 2,15** tst = 2, 05 (p≤0, 05) и  tst = 3, 66 (p≤0, 001); Пс- 2,17**; 2,13**; 2,19**). У группы психологов стадии стабилизации наблюдается небольшая рассогласованность между «Я сам – Возможное Я» и «Возможное Я – Я идеал», что может являться их стимулом к развитию. Кроме того, было выявлены достоверные различия по категории «Эмоциональные качества»(2,23**; 2,15**; 2,23**) группы психологов стадии стабилизации (Пс), что может свидетельствовать о высокой степени их внутреннего неудовлетворения собой по всем трём субобразам «Образа Я». Достоверные различия по  категории «Отношение к самому себе» подкатегории «Профессиональные качества» (Пп-2,16**; 2,19**; 2,28**; Пс-2,34**; 2,39**; 2,45**) и «Личностные качества» (Пп-2,09*; 2,16**; 2,25; Пс-2,08*; 2,11**; 2,14**) всех трёх субобразов  «Образа Я в профессии» у психологов обеих групп, могут говорить о заниженнности профессиональной самооценки и самооценки как таковой, а, возможно, именно так профессионалы этой группы оценивают перспективы своих личностных изменений. Выявленные достоверные различия по категории «Отношение к деятельности» (Пп-2,19**;2,25**;2,29**; Пс-2,17**; 2,34**; 2,39**) также у обеих групп, может свидетельствовать о профессиональных специфических установках и способом восприятие профессионально значимых объектов групп психологов. По категории «Эмоциональные качества» (Пп- 2,07*; 2,12**; 2,16**; Пс-2,13**; 2,15**; 2,10**), вновь  выявлены различия. Это, прежде всего, зависит от характера деятельности. В свою очередь,  в работе психолога преобладает наименьшая степень эмоций. Они более склонны к нейтральному эмоциональному фону, вплоть до сдержанности. Различия по категории «Волевые качества»(Пп-2,24**;2,29**; Пс-2,33**; 2,35**; 2,41**) подкатегории «Инструментальные качества», могут говорить о разном характере достижения поставленных целей в «идеале» и «возможности», у психологов стадии стабилизации это действие проявляется и в  «реальности», то есть они реально ставят перед собой ближайшую задачу и реализую её в жизнь, а наиболее высокие цели переходят в область «возможного» и «идеального», в свою очередь, психологи пробной стадии сначала выстраивают систему действий для реализации цели в «возможности» и «идеале», а только потом реализуют в реальности. По  категории «Отношение к самому себе» были выявлены достоверные различия подкатегории «Профессиональные качества» (Бп-4,56***; 4,87***; 5,06***; Бс-2,33**; 2,85**; 2,69**) и «Личностные качества» (Бп-3,17**; 3,17**; 3,78***; Бс-2,38**; 3,01**; 2,38**) всех трёх субобразах  «Образа Я» у групп бухгалтеров. Представители данной профессии отличаются спецификой профессиональной деятельности. Достоверные различия по категории «Отношение  к людям» у бухгалтеров пробной стадии (Бп) по образам «Я сам – Я идеал», может говорить об их двойственном восприятии себя и собственной профессии, считаемое как объективное. С одной стороны, в «реальности» - это отношения на экзистенциальном уровне, а, с другой стороны,  в «идеале»- это блеск, которым нужно сверкать перед клиентами. Были выявлены и достоверные различия по категории «Отношение к деятельности» (2,05*; 2,64**; 2,16**) у бухгалтеров пробной стадии. Это может свидетельствовать о том, что, возможно, деятельность, является стимулом к развитию себя и своей деятельности. Достоверные различия по категории «Отношение к другим людям» (2,17**; 2,24**; 2,34**) у бухгалтеров пробной стадии по «Образу Я в профессии» связаны  с их разной  осознанностью в «реальности», «возможности» и «идеальности» важности деловых качеств в общении с клиентами. В этом случае ценятся эмоционально – коммуникативные характеристики. Также различия в этой же группе были прослежены по категории «Отношение к самому себе» подкатегории «Личностные качества» (2,23**; 2,25**; 2,28**) всех трёх субобразах  «Образа Я в профессии». Таким образом, профессиональные усилия  бухгалтеров пробной стадии  и в «реальности» и в «идеале» более направлены на себя, чем на характер самой деятельности. В свою очередь, у бухгалтеров стадии стабилизации усилия направлены именно на характер деятельности, а не на себя. Что касается «Эмоциональных качеств», то здесь обнаружены достоверные различия у группы респондентов со стадией стабилизации в 2,43** по всем субобразам. Предполагается, что работа бухгалтера носит, эмоционально разнофоновый характер профессиональной деятельности, нежели у психологов. Можно предположить, что при рассогласовании «идеального» и «возможного» у бухгалтеров по этой категории  происходит приближение «идеального», которое постепенно субъективно уменьшает напряжённость труда. Необходимо отметить, что У группы психологов пробной стадии более ярко выражена категория «Отношение к самому себе» подкатегории «Личностные качества» и по «Образу Я» и по «Образу Я в профессии», наименее выражена категория «Волевые качества» подкатегории «Инструментальные качества» по обоим образам.В группе психологов стадии стабилизации более ярко выражена категория «Отношение к самому себе» подкатегории «Профессиональные качества» по обоим образам, наименее выражена категория «Отношение к деятельности».У группы бухгалтеров стадии стабилизации более ярко выражена категория «Отношение к самому себе» подкатегории «Личностные качества» и наименее выражена категория «Отношение к деятельности» по «Образу Я в профессии» и «Волевые качества» подкатегории «Инструментальные качества» «Образа Я». В группе бухгалтеров стадии стабилизации наиболее представлена категория «Отношение к самому себе» подкатегории «Личностные качества» по «Образу Я» и подкатегории «Профессиональные качества» «Образа Я в профессии». Наименее выраженная категория – «Отношение к деятельности» по обоим образам. Также мы выяснили, что эмоционально – личностное отношение к профессии и образу себя в этой профессии у представитетелей всех четырех групп – положительное. Однако, у группы начинающих бухгалтеров, более выражен «Образ Я в профессии», чем «Образ Я». В группах психологов таких различий не обнаружено. Бухгалтеры пробной стадии  имеют более позитивное отношение к себе, чем к профессии, в свою очередь, психологи пробной стадии оказались более эмоционально откликающимися на ситуацию именно в профессиональной сфере. Важным является то, что чем больше стаж работы психологов, тем более они склонны к замкнутости и сдержанности. И, наоборот, бухгалтеры становятся наиболее открытыми и эмоциональными с возрастом.

Библиография

1. Агафонов А. Ю. Исследование Я – концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань. 2000. – 13 с.

2. Аралова М. П., Ершова М. П., Цейтлин Г. Я. Изучение образа я у юношей и девушек с онкологическими заболеваниями в состоянии ремиссии// Журнал практического психолога. 2005. № 1. С. 3 – 17.

3. Афанасенко И. В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я – концепции. http:// www. psy.msu.ru.

4. Буякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов – психологов// Вест. Моск. ун – та. Сер. 14. Психол. 2000. № 1.

5. Голованевская В. И. Взаимосвязь особенностей «Я – концепции и совладающего поведения».http:// www. psy.msu.ru.

6.  Гусева С. М., Юрасова Е. Н. Динамика профессионального становления психологов. http:// www. psy.msu.ru.

7. Джемс У. Психология. М., 1991 

8. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности:  психологические механизмы и проблемы формирования // “Сибирь. Философия. Образование”. Альманах СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001 (выпуск 5). – С.46-56.

9. Дружилов С. А. Профессионализм человека как объект психологического изучения. Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб.- 2003, Вып. 52. – С.40-46.

10. Егорова Н. Н.  Возникновение отчуждения как утрата профессиональной идентичности педагогом в процессе его профессионализации //Ученые записки. Вып. 2 – 3. Часть 2. Соликамск, 2004. с. 67 - 74.

11. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете. // Мир психологии, 1999, №3.

12. Зеер Э. Ф.  Психология профессионального образования. М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003.

13. Идентичность: Хрестоматия/ Л. Б. Шнейдер. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003.

14. Кацай М. Ю. Представление о характере студента как составляющая образа профессии преподавателя педвуза// Журнал прикладной психологии: психология профессий. 2004. № 3. С. 14 - 20.

15. Китвель Т. О социально – психологических проблемах удовлетворённости трудом. Таллин,  1974.

16.  Климов. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М., 1996.

17. Климов Е. А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

18. Карпов А. В. Психологический анализ трудовой деятельности. – Ярославль, 1988.

19. Копорулина В. Н. Психологический словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 378.

20. Кореляков Ю. А. Средства экспресс – диагностики направленности личности в структуре определения уровня её профессионального развития// Журнал прикладной психологии. 2000. № 5 25 – 32.

21. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

22. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.

23. Осинцева С. А. Особенности профессиональной составляющей Я – концепции у студентов психологов первого курса. // Вест. Моск. ун – та. Сер.  Психол. 2000. № 1.С. 89 – 100.

24. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.

25. Просекова В. М. Динамика профессионального самосознания психолога – практика (психосемантический аспект)// Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 3. С. 12 – 22.

26. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное определение. – М., 1996.

27. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ- М, 2003.

28. Психотерапевтическая энциклопедия./Гл. ред. Б. Д. Карвасарского.-СПб: Питер,2000.

29. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. –  СПб., 2001.

30. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. 2002.

31. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004.

32. Синягина Н. Ю. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. http:// www. psy.msu.ru.

 33. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону, 2000

 34. Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов/ Л. Б. Шнейдер. – М.:МОДЭК, 2004.

35. Тренинг профессиональной идентичности: руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов/ Л. Б. Шнейдер. – М.:МОДЭК, 2004.

36. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2001. – 20 с.

37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.



Просмотров: 895
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Категории нормы и патологии в деятельности психологов и психиатров
  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Профессии Арины Родионовны: няня, эксперт по «образу будущего» ребенка, тьютор
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Стадии женственности, а на какой стадии ты?
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Стадии горевания. Помощь себе и близким.
  • Возможно ли изменить себя? Стадии и помощники на пути.
  • Нет хороших психологов. Нет плохих психологов.
  • Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.
  • У каких психологов есть клиенты и у каких психологов нет клиентов?
  • "Требуется психолог". Как и где набирают психологов.Испытано на себе.
  • Как выбрать своего психолога, несмотря на то, что вы не владеете информацией об этой профессии
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Про порядок вокруг себя, про опоздания и отношение к самому себе
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Как найти себя в профессии.
  • Семейная психология. Миссия в профессии
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Взгляд психологов на проблему профессионального выгорания
  • Психологи не против РПЦ, РПЦ не против психологов: а были ли "скрепы"?
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь