|
Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике КазахстанАвтор статьи: Коляева Марина Владимировна
Аккредитация профессиональной деятельности психологов в Республике Казахстан
«Важно понимать – кому мы доверяем свою душу» Коляева М.В.
Тысячи компаний и частных специалистов проводят сегодня бизнес-тренинги и психологические консультации, – услуги психологического плана востребованы и очень полезны. Однако квалификация некоторых специалистов вызывает сомнения, а у бизнесменов, отдавших им деньги (порой немалые) параллельно разочарованию возникает и ошибочное представление: «здесь, у нас» хороших психологов нет. Поэтому каждому специалисту необходимо иметь некие доказательства своей состоятельности в той или иной сфере деятельности. Военные получают более высокие звания за заслуги, спортсмены – также за определенные достижения, даже школьники и студенты, сдавая экзамены, демонстрируют свои успехи в учебе и готовность служить на благо общества. Психологи – не исключение. Люди платят нам деньги за то, чтобы быть уверенными в том, что получат профессиональную помощь знающего специалиста. Они должны быть уверены, что психолог действительно квалифицированный. Как отличить дилетанта от профессионала? Как отличить настоящего специалиста от специалиста в кавычках? Не все знают, что достаточно спросить сертификат об аккредитации. Наличие у психолога СЕРТИФИКАТА АККРЕДИТАЦИИ – верный признак высокой квалификации. Актуальность активного внедрения системы аккредитации в РК заключается в крайней необходимости предоставления комплексной профессиональной психологической помощи на местах. В последнее время мы наблюдаем учащение депрессивных состояний, стрессовых ситуаций, агрессивности и конфликтности, суицидов среди населения. Страшно вдуматься, но, каждые 12 минут в Казахстане совершается попытка суицида. Ежедневно 10–12 казахстанцев накладывают на себя руки, среди них – один ребенок. По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна занимает третье место по количеству суицидов в мире. За девять месяцев 2011 года у нас зафиксировано 2359 самоубийств. Казахстан занимает первое место по количеству случаев суицида у девушек в возрасте 15–19 лет среди 24 стран Европейского региона. В 2010 году в Казахстане покончили с жизнью 237 подростков. Повышается количество суицидов среди призывников и военнослужащих. В связи с увеличением количества чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов повышается значимость психологической помощи пострадавшим от ЧС. При всем, при этом: по стране действуют 168 детских общественных приемных, 211 телефонов доверия, 14 кризисных центров для детей. Есть еще целая армия психологов – 7570. Ставки психологов выделены на местах, а должная профессиональная практическая помощь населению не оказывается. Причина проста и банальна — отсутствие важных, адаптированных к особенностям нашего населения, профессиональных знаний и практических инструментов работы с детьми, школьниками, военнослужащими, педагогами и многими другими. Низкий уровень профессиональной подготовки и низкая мотивация работы психологов, высокий уровень эмоционального выгорания, а также отсутствие системы контроля и поддержание профессионального и личностного развития психологов, не позволяет проводить важную профилактическую, консультативную, психотерапевтическую работу с уязвимыми группами на системном качественном уровне. Во многих учреждениях наблюдается текучка кадров, высокий уровень профессионального выгорания, и, за счет этого – низкий уровень результативности деятельности. Многие предъявляют претензии и к работе (отсутствие знаний и практических инструментов), и к личности (низкий уровень коммуникативности и личностной зрелости) психолога. Крайне назрела необходимость внедрения системы последовательной профессионального развития (подготовки/переподготовки) квалифицированных кадров (профессиональных психологов-практиков) на государственном языке, работающих в различных социальных сферах жизненного цикла. Крайне важным представляется внедрение критериев эффективности деятельности психолога, создание системы профилактики синдрома профессионального и эмоционального выгорания психологов, работающих с людскими душами. Для решения проблем по подготовке и повышению квалификации психологов, Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии была создана и внедряется с 2007 года система аккредитации. «Евразийский Институт практической психологии и психотерапии» - профессионально внедряет и практически реализует аккредитацию психологов Казахстана и отслеживает, чтобы психологи Казахстана соответствовали международным стандартам. Для этого в команду ЕИППП включены ведущие специалисты Казахстана в области практической психологии и психотерапии, заключаются договора о сотрудничестве с ведущими психологическими центрами и институтами СНГ и Зарубежья. Таким образом, процедура аккредитации является важной составляющей профессионального роста и признания практического психолога. В 2012 году на базе ЕИППП был создан Инновационный методический Центр аккредитации и профессионального развития психологов Республики Казахстан. Благодаря работе Центра аккредитации все больше по-настоящему талантливых психологов могут доказать свою состоятельность работодателю или клиенту. Аккредитация - это независимое заключение в пользу деятельности психолога от группы экспертов – настоящих профессионалов в этой области. Аккредитация является принятым явлением во всём мире, так как создаёт профессиональные сообщества с высоким уровнем качества. Качество работы не навязывается, а культивируется как глубокая человеческая ценность и культура в сфере образования и обслуживания. Аккредитованный специалист признаётся профессионалом высокого уровня и имеет ряд преимуществ и социальных защит в своей сфере деятельности. Процедура аккредитации является важной составляющей профессионального роста и признания практического психолога. И чем раньше практические психологи начнут включаться в систему профессиональной оценки, тем быстрее достигнут международных требований. Сертификат аккредитации – это среди казахстанских психологов, своего рода, документ, обеспечивающий допуск к профессиональной практической деятельности! Это - как сертификат качества товара или услуги (без которого товар/услуга не имеет права выставляться на продажу). Система аккредитации имеет пять уровней: Первый уровень – начальный – КОНСУЛЬТАНТ. Второй уровень – базовый – АССОЦИИРОВАННЫЙ ТРЕНЕР. Третий уровень – профессиональный – ТРЕНЕР. Четвертый уровень – национальный – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР. Пятый уровень – международный – ТРЕНЕР МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА. Критерии аккредитации профессиональной оценки практического психолога Опираясь на международные стандарты, выделяют пять критериев оценки, первые три из которых – основные и два последних - дополнительные: 1) Количество пройденных тренинговых часов (обучение, групповая психотерапия); 2) Количество пройденных часов практики с супервизией; 3) Количество пройденных часов личной терапии; 4) Личный опыт работы в часах (количество отработанных часов практики без супервизии); 5) Общий стаж работы практическим психологом (количество лет).
Для прохождения аккредитации и получения сертификата аккредитованного специалиста существует пятиуровневая система оценки:
Первый уровень – начальный - КОНСУЛЬТАНТ: 600 часов прохождения различных тренинговых программ (интенсивы, декадники, частные специализированные курсы - дополнительно к высшему психологическому образованию), 10 – 15 часов личной терапии.
Второй уровень – базовый – АССОЦИИРОВАННЫЙ ТРЕНЕР: более 1000 часов прохождения различных тренинговых программ, 25 часов практики консультирования с супервизией, 15 – 25 часов личной терапии. Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 800 часов (из расчёта 2-3 часа в день). Опыт практической профессиональной работы – более 1 года.
Третий уровень – профессиональный - ТРЕНЕР: более 1600 часов прохождения различных тренинговых программ, 75 - 100 часов практики консультирования с супервизией, 25 - 40 часов личной терапии. Нужно иметь специализацию в одном или нескольких направлениях (например: детская психотерапия, гештальттерапия, другие направления и иметь соответствующие документы: дипломы, сертификаты). Объём специализации – не менее 300 - 350 часов (из 800 общих часов). Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 2500 часов. Опыт работы – более 3-5 лет.
Четвертый уровень – национальный – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР: более 2500 часов прохождения различных тренинговых программ, 250 часов – практики консультирования с супервизией, минимум 40 - 50 часов личной терапии. Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 5000 часов. Опыт работы – более 5-7 лет.
Пятый уровень – международный – ТРЕНЕР МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА: составляет личное прохождение более 5000 часов тренинговых программ, 450 часов – практики консультирования с супервизией, 50 - 250 часов личной терапии (в зависимости от требований специализации). Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 10 000 часов. Опыт работы – более 10 лет. Обязательное участие в международных сертифицируемых программах и в тренерской работе на республиканском и международном уровне. Наличие публикаций и докладов международного уровня. Возможности, которые приобретает аккредитованный специалист: Возможности осуществлять профессиональную практическую деятельность: 1) Первый уровень аккредитации дает возможность ведение индивидуальной и групповой терапевтической и консультативной работы в области изученной специализации. 2) Второй уровень дает возможность работать индивидуально и в группе, как в терапевтическом, так и в обучающем формате (краткосрочные тематические программы: 25-30 часов). 3) Третий уровень аккредитации дает возможность работать в терапевтическом и обучающем формате, преподавать обучающие специализированные программы на региональном уровне. 4) Четвертый уровень, плюс к данным возможностям, дает право вести специализированные тренинги на национальном уровне, отдельные виды супервизии. 5) Пятый уровень, плюс к возможностям четвертого уровня, дает право работать на уровне международном.
Важно, чтобы критерии данной системы аккредитации легли в основу требований к себе каждого психолога, который берется работать с людскими душами. Можно обмануть клиента, который даже и не знает о том, что психологу важно иметь сертификат аккредитации, но ведь это идет в разрез одного из важных принципов работы «НЕ НАВРЕДИ»!
Директор Евразийского Института практической психологии и психотерапии, кандидат психологических наук, Марина Коляева
Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Желтоксан, 17 А, офис 31 (2й этаж), тел.: +7/7252/ 210193, тел/факс: +7 /7252/ 210234, моб.: +7 705 855 52 67, e-mail: [email protected], Республика Казахстан, г.Астана, ул.Куйши Дина, 18/1 (3й этаж), тел:+7 /7172/ 78 03 61, тел/факс: +7 /7172/ 40 06 79, +7 701 231 36 63 web: www.eippp.kz
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|