|
Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психологаАвтор статьи: Миназитдинова Гузель Наисовна
Человек – часть Природы. Конечно, ритм жизни отрывает нас от неё, но иногда, выпадая из суеты дней, оказываясь один на один в лесу, в горах, на берегу реки или моря, мы восхищаемся её красотой, мощью и затихаем. В эти мгновения происходят удивительные метаморфозы – вдруг мы находим ответы на вопросы терзающие нас раньше, или нас накрывает постижение своей истинной жизненной цели, того самого смысла бытия. Порой, во время занятий с детьми или взрослыми наблюдается подобное и чаще всего это происходит во время применения арт-терапии или песка, глины, камней. Всё живое и неживое в природе может использоваться на благо Человека. Так психологами в практике широко применяются терапевтические технологии – возможности света, цвета, песка, глины, воды, звуки Природы, терренкуры и парковые ритриты и др. В коррекционно-развивающей деятельности наравне с общепринятыми технологиями (песочной терапией, глинотерапей, арт-терапией с использованием природных материалов) может применяться камнетерапия. Известно, что камни имеют свою силу и влияние на человека. Достаточно вспомнить, как ведем себя мы – люди, на морском побережье. Среди множества людей на пляже обязательно найдутся те, кто строит замки из песка или собирает камешки, ракушки и те, кто рассматривает этот результат творчества, испытывая при этом гамму эмоций. Включать камни можно в любую форму работы будь-то индивидуальное или групповое занятие, взрослая или детская целевая группа. Это может быть активное упражнение («Попади в цель», «Классики») и упражнение, требующее особой концентрации («Чаша весов», «Башня», «Выбей камешки из круга»). С помощью тех же камней можно подтолкнуть клиента к творческой самореализации и поиску своего «Внутреннего Я» («Разрисовывание камней», «Выкладывание узоров», «Чем мой (твой) камень похож на меня (тебя)», «Подарок»), или сплотить коллектив и нацелить его на решение какой-либо задачи («Собери камни»). Различные манипуляции с камнями и камешками помогут ребенку в развитии когнитивных процессов, коммуникативных навыков, поведенческих расстройств. Таким образом, терапевтические возможности применения камней многогранны. Так, игры и различные упражнения с камешками можно использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в общении и адаптации, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности; замкнутости; тревожности. Перебирая камешки в руках, воспитанники становятся более спокойными, уравновешенными, развивают свои познавательные процессы, речевую активность, кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Так же непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, стимулирует формирование активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Эффективно применение камней в индивидуальном психологическом сопровождении детей с повышенной двигательной активностью, поведенческими нарушениями. На занятиях используются различные игры, психологические упражнения и их адаптированные варианты. Вот несколько авторских игр и упражнений применяемых в камнетерапии: Игра «Собери камни»: На ровной поверхности (асфальт, пол и пр.) нарисуйте круг диаметром 1 метр, в кругу каждый участник игры рисует произвольной формы и размера поле, окрашивает его своим определенным цветом или штриховкой. У игрока есть 5 каменей отмеченных цветом или штриховкой соответствующей цвету (штриховке) поля игрока. Ведущий игры (он же судья) распределяет камни игроков в чистой зоне круга. Игроки в порядке очередности (собирают камни) бросая их в кругу, при попадании камня в «не свое» поле игрок договаривается с хозяином поля о возможности переждать или о разрешении на следующий ход. Если договоренность не происходит, то камень игрока «сгорает». Выигрывает тот, кто быстрее и в большем количестве соберет свои камни на своё поле. Эта игра имеет различные вариации: игрок и хозяин договариваются без слов; у каждого игрока свой язык общения и др. Игра «Выбей камешки из круга»: На ровной поверхности рисуют одинакового размера окружности по количеству игроков. У каждого игрока четное количество камешков, половину камней кладут в центр окружности, а второй половиной выбивают камни из круга. При этом количество попыток выбить камни ограничено количеством камней в руках игрока. Побеждает тот, кто выбил больше всего камней из круга. Упражнение «Чаша весов»: Может использоваться как в группе, так и индивидуально. Необходимо распределить камни, имеющиеся у команды или игрока на импровизированных весах (уравновесить камни). Данное упражнение так же имеет свои вариации: можно ограничивать количество попыток распределения камней или исключить возможность вербального общения в команде и тд. Упражнение «Башня»: Игроку (командекомандам) раздаются камни различной формы, размера, и озвучивается задание построить башню из этих камней. При этом выставляются условия, например: башня, строится укладыванием камней друг на друга в один ряд, или строится произвольная башня, но без вербального общения в команде, или вся команда по сигналу ведущего одновременно строит башню и др. Включите в свою психологическую деятельность камни, и вы увидите, как они увлекут ваших маленьких и взрослых клиентов. А увлеченный человек на время забывает о своих тревогах и проблемах. Более того в какой-то момент человек либо находит решение этих проблем, либо меняет свое восприятие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|