Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога

Человек – часть Природы. Конечно, ритм жизни отрывает нас от неё, но иногда, выпадая из суеты дней, оказываясь один на один в лесу, в горах, на берегу реки или моря, мы восхищаемся её красотой, мощью и затихаем. В эти мгновения происходят удивительные метаморфозы – вдруг мы находим ответы на вопросы терзающие нас раньше, или нас накрывает постижение своей истинной жизненной цели, того самого смысла бытия. Порой, во время занятий с детьми или взрослыми наблюдается подобное и чаще всего это происходит во время применения арт-терапии или песка, глины, камней.

Всё живое и неживое в природе может использоваться на благо Человека. Так психологами в практике широко применяются терапевтические технологии – возможности света, цвета, песка, глины, воды, звуки Природы, терренкуры и парковые ритриты и др.

В коррекционно-развивающей деятельности наравне с общепринятыми технологиями (песочной терапией, глинотерапей, арт-терапией с использованием природных материалов) может применяться камнетерапия.

Известно, что камни имеют свою силу и влияние на человека. Достаточно вспомнить, как ведем себя мы – люди, на морском побережье. Среди множества людей на пляже обязательно найдутся те, кто строит замки из песка или собирает камешки, ракушки и те, кто рассматривает этот результат творчества, испытывая при этом гамму эмоций.

Включать камни можно в любую форму работы будь-то индивидуальное или групповое занятие, взрослая или детская целевая группа. Это может быть активное упражнение («Попади в цель», «Классики») и упражнение, требующее особой концентрации («Чаша весов», «Башня», «Выбей камешки из круга»). С помощью тех же камней можно подтолкнуть клиента к творческой самореализации и поиску своего «Внутреннего Я» («Разрисовывание камней», «Выкладывание узоров», «Чем мой (твой) камень похож на меня (тебя)», «Подарок»), или сплотить коллектив и нацелить его на решение какой-либо задачи («Собери камни»). Различные манипуляции с камнями и камешками помогут ребенку в развитии когнитивных процессов, коммуникативных навыков, поведенческих расстройств.

Таким образом, терапевтические возможности применения камней многогранны. Так, игры и различные упражнения с камешками можно использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в общении и адаптации, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности; замкнутости; тревожности. Перебирая камешки в руках, воспитанники становятся более спокойными, уравновешенными, развивают свои познавательные процессы, речевую активность, кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Так же непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, стимулирует формирование активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Эффективно применение камней в индивидуальном психологическом сопровождении детей с повышенной двигательной активностью, поведенческими нарушениями.

На занятиях используются различные игры, психологические упражнения и их адаптированные варианты. Вот несколько авторских игр и упражнений применяемых в камнетерапии:

Игра «Собери камни»:

На ровной поверхности (асфальт, пол и пр.) нарисуйте круг диаметром 1 метр, в кругу каждый участник игры рисует произвольной формы и размера поле, окрашивает его своим определенным цветом или штриховкой. У игрока есть 5 каменей отмеченных цветом или штриховкой соответствующей цвету (штриховке) поля игрока. Ведущий игры (он же судья) распределяет камни игроков в чистой зоне круга. Игроки в порядке очередности (собирают камни) бросая их в кругу, при попадании камня в «не свое» поле игрок договаривается с хозяином поля о возможности переждать или о разрешении на следующий ход. Если договоренность не происходит, то камень игрока «сгорает». Выигрывает тот, кто быстрее и в большем количестве соберет свои камни на своё поле.

Эта игра имеет различные вариации: игрок и хозяин договариваются без слов; у каждого игрока свой язык общения и др.

Игра «Выбей камешки из круга»:

На ровной поверхности рисуют одинакового размера окружности по количеству игроков. У каждого игрока четное количество камешков, половину камней кладут в центр окружности, а второй половиной выбивают камни из круга. При этом количество попыток выбить камни ограничено количеством камней в руках игрока. Побеждает тот, кто выбил больше всего камней из круга.

Упражнение «Чаша весов»:

Может использоваться как в группе, так и индивидуально.

Необходимо распределить камни, имеющиеся у команды или игрока на импровизированных весах (уравновесить камни). Данное упражнение так же имеет свои вариации: можно ограничивать количество попыток распределения камней или исключить возможность вербального общения в команде и тд.

Упражнение «Башня»:

Игроку (командекомандам) раздаются камни различной формы, размера, и озвучивается задание построить башню из этих камней. При этом выставляются условия, например: башня, строится укладыванием камней друг на друга в один ряд, или строится произвольная башня, но без вербального общения в команде, или вся команда по сигналу ведущего одновременно строит башню и др.

Включите в свою психологическую деятельность камни, и вы увидите, как они увлекут ваших маленьких и взрослых клиентов. А увлеченный человек на время забывает о своих тревогах и проблемах. Более того в какой-то момент человек либо находит решение этих проблем, либо меняет свое восприятие.



Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сад Камней | Завершаем переживания или «время собирать камни»
  • Время собирать камни!
  • Время собирать камни
  • Зачем человек бросает камни?
  • Подводные камни гражданского брака, или, можно ли помыться, не снимая одежды?
  • Время собирать камни. Кризис 60-летия.
  • Порой хочется верить, что иногда камни расцветают...
  • Выражение своих чувств (подводные камни)
  • Сад камней. Шизоиды.
  • Как же вы любите в свою сторону камни кидать, Юлечка!
  • Мини-сад камней - суйсэки.
  • Няня. Часть 2 из 2. «10 подводных камней, о которых не думают многие»
  • 5 подводных камней дружбы с бывшими
  • Успеваемость ребенка: подводные камни.
  • Подводные камни в работе психолога
  • Сад камней или обида как причина женских заболеваний ( и не только).
  • О чем молчат камни, будьте осторожны в своих просьбах
  • 10 подводных камней знакомства через Интернет. Женский взгляд
  • «Ой, чёй-то не мотивирует!!!» – 5 подводных камней, о коих забывают поведать на тренингах
  • Сепарация после 30-40-50: подводные камни (часть 1)
  • Сепарация после 30-40-50: подводные камни (часть 2)
  • Подводные камни
  • Камни в почках
  • Психосоматические камни.
  • Подводные камни материнства или как не просто быть мамой.
  • Психосоматика – собирая камни ч.3
  • Подводные камни психотерапии
  • Сепарация? Подводные камни
  • Подводные камни саморазвития
  • Медитация «Камни с души»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь