|
Сепарация после 30-40-50: подводные камни (часть 2)Автор статьи: Антонина Скоромна
После 30-40-50 лет к названным выше причинам добавляются другие, не менее важные. Их можно назвать подводными камнями – их не всегда видно, но они есть, и свое дело делают – тормозят отделение детей от родителей. Конечно, это выделение достаточно условно и в каждом конкретном случае свои причины. Когда «ребенок», которому, скажем, за сорок, почувствует потребность отделиться (эмоционально или физически) от родителей, с чем он столкнется?
Перед человеком встает выбор - идти вперед и развиваться или оставаться там, где он есть. Итак, мы подошли к тому, что нужно для того, чтобы запустить процесс сепарации и завершить ее. Переосмыслить свою позицию. Понять какое состояние сейчас, нужна ли сепарация, есть ли готовность к самостоятельной жизни. Этот шаг и трудный, и важный. Принять ответственность за свою жизнь – свои переживания, решения, действия. Когда человек не принимает ответственность за свою жизнь, он автоматически стает жертвой (обстоятельств, других людей). Можно сказать себе: «Я здесь, потому, что я выбрал это», «Я такой, потому, что я решил быть таким», «Я делаю это, потому, что это должен (хочу) это делать». Развивать осознанность – постоянное отслеживание своих переживаний в текущем моменте. Быть здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем. Разговаривая с родителями, ощущать теперешний момент, фокусируя внимание на том, что происходит в этом месте и в эту секунду. Развивать автономность – определенную независимость от внешних обстоятельств. Автономность (по Э.Брену) предполагает восстановление 3-х качеств свободной личности: осознаность, спонтанность и интимность. Отличать чувства свои и родителей – это первый шаг в работе с чувствами. Затем важно научиться адекватно реагировать на проявление эмоций родителей без чувства вины. Вырабатывать навыки самостоятельной жизни – в бытовых вопросах, на работе, в принятии решений. Установить личные границы и обозначить личное пространство. Это даст возможность отличать границы своего Я, отделяя его от Я других. Простить и отпустить детские обиды. Если трудно, проработать их с психологом. Ведь обиды возвращают нас в детство, когда не шла речь о взрослости, самостоятельности, и, продолжая переживать обиды снова и снова, мы становимся детьми, которые зависят от своих родителей. Важно также проработать детские психологические травмы. Изменить стиль общения с родителями. Детское поведение – оправдания, стремление доказать правоту, быстрое раздражение, взрослое – слушать и слышать, конструктивный диалог, дискуссия. Тренировка навыков позволит быстрее перейти к переоценке отношений. Переносить опыт общения и поведения в позиции взрослого на общение и отношения с родителями. У каждого здорового человека есть такой опыт – на работе, с друзьями, незнакомыми людьми. Важно его отслеживать и расширять зону использования. Основной критерий успешной сепарации – эмоциональная независимость человека от родителей, зрелые теплые отношения с ними, основанные на уважении. Сепарация – это не панацея от всех проблем, это лишь один из этапов к зрелой гармоничной личности. И это не вопрос одной недели или месяца – для завершения сепарации нужно время, работа над собой и, при необходимости, поддержка специалиста. Но все усилия оправдываются достижением результата – счастливой жизнью с собой и родителями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|