Сепарация после 30-40-50: подводные камни (часть 2)

Автор статьи: Антонина Скоромна

После 30-40-50 лет к названным выше причинам добавляются другие, не менее важные. Их можно назвать подводными камнями – их не всегда видно, но они есть, и свое дело делают – тормозят отделение детей от родителей. Конечно, это выделение достаточно условно и в каждом конкретном случае свои причины.

Когда «ребенок», которому, скажем, за сорок, почувствует потребность отделиться (эмоционально или физически) от родителей, с чем он столкнется?

  • Родители уже пожилого возраста – как они это переживут? Страх перед реакцией родителя, нежелание обидеть, чувство вины стают весомыми аргументами для того, чтобы оставить все как есть.
  • С возрастом лабильность мышления снижается - и ребенку и родителям становится все сложнее менять что-то. Стереотипы часто стают привычной формой поведения. Когда не надо лишних раздумий и решений, легче идти по привычному пути.
  • За годы совместного проживания (физического удобства и эмоционального слияния) выработались привычки, шаблоны поведения. Чтобы их поменять, нужно решение и действие. Кто этим будет заниматься, если более-менее всем удобно?
  • Даже если попытки завершить сепарацию в зрелом возрасте появляются, возникает сопротивление родителей, связанное с пунктами, названными выше. Проявляться это сопротивление может, начиная от открытых конфликтов, ограничений и заканчивая болезнями родителей и культивированием чувства вины.
  • И, главная причина - отсутствие взрослой позиции у ребенка. Конечно, ей особо неоткуда взяться, да и часто незачем. И можно наблюдать черты инфантильности - предпочтение удовлетворять свои потребности «детскими» способами.

Перед человеком встает выбор - идти вперед и развиваться или оставаться там, где он есть. Итак, мы подошли к тому, что нужно для того, чтобы запустить процесс сепарации и завершить ее.

Переосмыслить свою позицию. Понять какое состояние сейчас, нужна ли сепарация, есть ли готовность к самостоятельной жизни. Этот шаг и трудный, и важный.

Принять ответственность за свою жизнь – свои переживания, решения, действия. Когда человек не принимает ответственность за свою жизнь, он автоматически стает жертвой (обстоятельств, других людей).  Можно сказать себе: «Я здесь, потому, что я выбрал это», «Я такой, потому,  что я решил быть таким», «Я делаю это, потому, что это должен (хочу) это делать».

Развивать осознанность – постоянное отслеживание своих переживаний в текущем моменте.  Быть здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем. Разговаривая с родителями, ощущать теперешний момент,  фокусируя внимание на том, что происходит в этом месте и в эту секунду.

Развивать автономность – определенную независимость от внешних обстоятельств. Автономность (по Э.Брену) предполагает восстановление 3-х качеств свободной личности: осознаность, спонтанность и интимность.

Отличать чувства свои и родителей – это первый шаг в работе с чувствами.  Затем важно научиться адекватно реагировать на проявление эмоций родителей без чувства вины.

Вырабатывать навыки самостоятельной жизни – в бытовых вопросах, на работе, в принятии решений.

Установить личные границы  и обозначить личное пространство. Это даст возможность отличать границы своего Я, отделяя его от Я других.

Простить и отпустить детские обиды. Если трудно, проработать их с психологом.  Ведь обиды возвращают нас в детство, когда не шла речь о взрослости, самостоятельности, и, продолжая переживать обиды снова и снова, мы становимся детьми, которые зависят от своих родителей.  Важно также проработать детские психологические травмы.

Изменить стиль общения с родителями. Детское поведение – оправдания, стремление доказать правоту, быстрое раздражение, взрослое – слушать и слышать, конструктивный диалог, дискуссия. Тренировка навыков позволит быстрее перейти к переоценке отношений.

Переносить опыт общения и поведения в позиции взрослого на общение и отношения с родителями. У каждого здорового человека есть такой опыт – на работе, с друзьями, незнакомыми людьми. Важно его отслеживать и расширять зону использования.

Основной критерий успешной сепарации – эмоциональная независимость человека от родителей, зрелые теплые отношения с ними, основанные на уважении.

Сепарация – это не панацея от всех проблем, это лишь один из этапов к зрелой гармоничной личности. И это не вопрос одной недели или месяца – для завершения сепарации нужно время, работа над собой и, при необходимости, поддержка специалиста. Но все усилия оправдываются  достижением результата – счастливой жизнью с собой и родителями. 



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Как же всё-таки это сделать?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Выражать свои эмоции – это не то, что нам нужно
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • А ведь это так важно - «здесь и сейчас»!
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Жизнь подростка без родителей – это путь в никуда.
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Профориентация: что это и зачем это нужно?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь