Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?

Автор статьи: Дарья Шутова

В любых парах, готовящихся к появлению ребёнка, или уже ставших родителями, партнёрам приходится серьёзно пересматривать свои планы на ближайшую жизнь, испытывать растерянность и тревогу по поводу происходящих изменений, сталкиваться с внутренними опасениями, ожиданиями, надеждами, мечтами. В период беременности и родов на плечи второго партнёра ложится двойная нагрузка: материально обеспечивать семью и эмоционально поддерживать будущую маму, создавая атмосферу надёжности и безопасности.

Наиболее незащищенными в этой ситуации оказываются ЛГБТ-родители. Особенно тот из родителей, который (или которая) является партнером биологического родителя ребенка. Его можно называть по-разному: «небиологический родитель», «социальный родитель», «вторая мама» или «второй папа». Он – важный и значимый человек в жизни семьи и ребенка, но не распознается государственными структурами как законный представитель этого ребенка. С подобными сложностями сталкиваются не только гомосексуальные пары, но и семьи, где один из родителей является трансгендерным человеком на той или иной стадии перехода, особенно если после перехода его сексуальная идентичность может быть определена как гомосексуальная.

Социальный родитель нередко тревожится о том, как сложится его общение или эмоциональная привязанность с ребёнком в будущем. Кроме этого, небиологические ЛГБТ-родители вынуждены сталкиваться с отсутствием официального статуса полноправного члена семь или юридических прав на ребенка в случае разрыва отношений и негативного отношения со стороны бабушек и дедушек. В тоже время они испытывают глубокую потребность в поддержке и признании своего значимого вклада не только в процесс подготовки к рождению ребенка, но и его дальнейшего развития, заботу о нем и воспитание. Все это может приводить к переживанию одиночества и непростым поискам своего места в стремительно меняющихся семейных отношениях по мере взросления ребёнка.

Так постепенно родилась идея психологической мастерской, на которой мы обсуждали различные актуальные чувства и эмоции, возникающие у социальных родителей в связи с теми или иными проблемными ситуациями, не только в период, предшествующий рождению ребёнка, но и после – во время его взросления и социализации. На мастерскую приглашались не только ЛГБТ-пары, но и специалисты помогающих профессий. Обогатило нашу встречу присутствие и социальных, и биологических родителей, которое помогло рассмотреть ситуацию внутрисемейных отношений более глубоко и с разных точек зрения, а партнёрам лучше понять переживания друг друга.

Мастерская началась со знакомства, затем участники разделились на микро-группы в соответствии с выбранной ими стадией развития семьи или возрастом ребёнка: 1) период до рождения ребёнка (обсуждение и планирование появления ребёнка в семье, попытки зачатия, начало беременности и подготовка к родам); 2) период младенчества и раннего детства; 3) дошкольное и младшее школьное детство; 4) период подросткового возраста. Задача каждой подгруппы заключалась в том, чтобы обсудить возможные переживания (как отрицательные, так и положительные) социального или биологического родителей, а также типичные ситуации, в которых они возникают. Затем участники делились результатами дискуссий, наблюдений и личным опытом в общем кругу.

Резюмируя отклики участников, хочется сказать, что многие трудности характерны для большинства родителей, не зависимо от их гендера, сексуальной ориентации и статуса в обществе (социальные, биологические, приёмные, разведённые родители или воспитывающие ребёнка одни). Это важное наблюдение снимает бремя стигматизации с ЛГБТ-родителей, не давая им погружаться в отчаяние, чувство вины или стыда, потому что наиболее распространённые трудности в воспитании детей могут быть продиктованы потребностями и задачами того или иного возрастного этапа, индивидуальными особенностями характера и темперамента ребёнка, стилем воспитания и эмоциональным климатом в семье в целом, а также культурным, социальным и экономическим контекстом, в котором живёт семья.

Максимальное количество страхов и тревоги возникает, как правило, у родителей до рождения ребёнка и в первые несколько лет жизни, что связано с неопределённостью ситуации в период планирования, прохождения через попытки зачать, беременности и родов, а затем с недостатком опыта у родителей в уходе за новорождённым, если это первенец, и различными медицинскими аспектами здоровья детей младенческого и раннего возраста. В дальнейшем сложности обычно возникают, когда ребёнок вступает в кризисные возраста и семье приходится больше взаимодействовать с социумом: кризис новорожденности и первый год жизни, кризис трех лет и переход ребенка в дошкольное учреждение, кризис семи лет и поступление в школу, начало пубертата.

Специфика проблем социальных родителей прозвучала на мастерской в следующих ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться:

  • планирование появления ребенка в семье: непростое решение пары о том, кто станет биологической матерью (отцом) и кто выносит беременность, выбор способа зачатия, поиск анонимного или известного семье донора, установление отношений с ним, оплата дорогостоящих медицинских процедур и анализов;
  • период беременности: создание материальной базы и благоприятного эмоционального климата в семье, удержание собственной тревоги и опасений за будущее, чтобы не огорчать беременную жену;
  • подготовка к родам: поиск и выбор толерантных врачей, хорошего роддома;
  • невозможность присутствовать на родах в статусе полноправного родителя новорожденного, попытки найти себе место для сопровождения родового процесса;
  • ревность к биологической связи между матерью и ребёнком, подкрепленная отсутствием признания своих прав в отношении ребенка в обществе;
  • страх, что может не возникнуть эмоциональная привязанность к новорожденному;
  • высокая вероятность встретить отвержение или непонимание со стороны бабушек и дедушек ребёнка, а также других родственников;
  • тревога и неуверенность в своём праве воспитывать (в том числе, и наказывать) ребёнка наравне с биологическим родителем или тем, на кого оформлены родительские права;
  • высокая ответственность за семью и увеличившаяся материальная нагрузка, а также недостаток эмоциональной поддержки от биологической мамы в первые месяцы или несколько лет жизни после рождения ребёнка;
  • расставание с партнёршей (или партнёром) и отсутствие юридических прав на ребёнка, страх потерять возможность общаться с ним в случае полного разрыва отношений с бывшим партнером или партнершей;
  • проблемы встраивания в уже сложившиеся детско-родительские отношения, если заключается новый союз и  социальный родитель становится членом семьи;
  • трудности взаимодействия с социальными институтами в решении вопросов здоровья и обучения ребёнка (поликлиника, детский сад, школа), когда социальный родитель не может открыто заявить о своем статусе по отношению к ребенку и вынужден прибегать к обману, выдавая себя за «тетю» или «крестного», возникновение чувства вины или стыда у взрослого, если эта ситуация разворачивается на глазах у ребенка;
  • возможные конфликты с подростком в будущем, переживание вины и стыда, если он обвиняет ЛГБТ-родителей в своих проблемах или агрессивном отношении в обществе.

Наиболее ресурсным в ходе общей дискуссии стал момент, когда родители, уже имеющие детей различного возраста,  делились своим положительным опытом решения  каких-либо задач или трудностей с парами, которые пока ещё только планировали стать родителями. Появилась возможность услышать, что отношения с реальным ребёнком наполнены не только тревогой и опасениями за его благополучие и здоровье, но и радостными переживаниями, когда малыш дарит вам первую улыбку или вы слышите его первые слова, когда общаетесь с ним и вместе играете, когда испытываете гордость за его успехи и достижения в более старшем возрасте!

Важным дополнением к обсуждению горестей  и радостей социального родительства оказалась возможность опираться на свою партнёршу или партнёра, обсуждать беспокоящие моменты или значимые переживания, делиться проблемами и таким образом получать поддержку. Ведь в воспитании детей очень важно сотрудничество обоих родителей, их умение договариваться и помогать друг другу. Кроме этого, прозвучало напоминание, что наряду с родительскими ролями, в семье существуют ещё и супружеские, которые могут быть значительным ресурсом для обоих партнёров.

Во второй части мастерской участникам было предложено арт-упражнение по созданию картины или скульптуры своей семьи из крафт-бумаги и цветного скотча, позволяющее наглядно увидеть свои семейные отношения со стороны по мере их развития на различных этапах (например, до и после появления детей в семье, или до и после вхождения в семью партнёра/ партнерши, если собственные дети на тот момент уже были). Далее участники сравнивали эти вехи своей жизни, чтобы увидеть не только динамику (как менялись их отношения с партнёром после рождения ребёнка, или как расширялась семья с приходом нового партнёра), но и заметить, какие чувства и телесные ощущения пробуждает в них получившийся "семейный портрет". Подобная арт-техника помогает изобразить не только реальную, но и желаемую ситуацию внутрисемейных отношений при наличии в них какого-либо эмоционального напряжения, и попытаться найти в этой композиции новое, более комфортное для себя место, как-то изменить их.

В заключении статьи, хотелось бы остановиться более подробно на различных стадиях развития семьи, начиная с планирования ребёнка и до его вхождения в подростковый возраст, описав задачи и трудности, с которыми сталкиваются некоторые ЛГБТ-родители. К сожалению, мы не смогли охватить все многообразие семей и ситуаций развития внутрисемейных отношений (например, одинокий родитель после развода, наличие приёмных детей или детей от предыдущего союза и так далее), однако, мы надеемся, что читатели смогут дополнить нас, опираясь на свой собственный опыт.

Планирование ребенка.

Основные сложности и задачи стоящие перед будущими родителями – это заключение договоренностей в паре по наиболее значимым вопросам, успешное зачатие ребенка и принятие решения о том, кого записывать в свидетельстве о рождении в графе "отец ребёнка". На данном этапе происходит обсуждение, а также выбор способа зачатия и вынашивания ребёнка:

  • распределение ресурсов в зависимости от возможностей и потребностей пары;
  • известный донор или анонимный?;
  • потребуется ли суррогатная мама?;
  • «домашняя» инсеминация, инсеминация в клинике или ЭКО?;
  • поиск клиники и ЛГБТ-френдли врача;
  • планирование финансового обеспечения «беби-проекта». 

Если попытки зачатия оказались неудачными, то актуальным для пары становится совместное проживание горя и поиск поддержки.

Подготовка к беременности и родам.

Главным достижением этой стадии является переживание близости и взаимной поддержки в паре, перераспределение ролей в семье, принятие своей новой идентичности как будущего родителя. Здесь можно назвать следующие задачи: материальное обеспечение семьи на фоне ограничений, связанных с беременностью одного из партнеров и медицинскими процедурами, эмоциональная поддержка будущей мамы, создание благоприятного климата в семье, необходимость социального родителя справляться с тревогой в паре и быть опорой.

Кроме того, пара решает, будет ли участвовать в родах второй партнер/партнерша, кому из родственников и ближайшего окружения пара сообщит о наступившей беременности и приближающихся родах. Возникает необходимость выстраивать новые или менять уже имеющиеся отношения между социальным родителем и будущими бабушками и дедушками, которые могут его или ее отвергать и не рассматривать как второго полноправного родителя и члена расширенной семьи. Иногда пары вынуждены сталкиваться с ограничениями в доступе к медицинской информации и помощи из-за нетолерантного отношения общества к ЛГБТ-семьям. Травматичным событием в жизни пары этого периода становятся тяжелые переживания горя и утраты, если беременность протекала с осложнениями и произошёл выкидыш.

Рождение ребёнка. Кризис новорожденности (от 0 до 2-3 месяцев).

В процессе родов происходит физическое отделение новорожденного от организма матери и начало его индивидуальной психической жизни, адаптация малыша к новым условиям среды. В первое время новорожденный существует в полном эмоциональном слиянии с матерью, либо другими ухаживающими взрослыми.

Какие задачи стоят перед родителями в это время? В первую очередь, совместное проживание родов или эмоциональная поддержка социального родителя в послеродовой период, так как между ним и малышом не происходило физиологических процессов, помогающих сформировать первичную привязанность. В отношениях пары, в том числе и сексуальных, может наступить кризис, связанный с появлением ребенка и необходимостью подстраиваться под биоритмы малыша, хроническим недосыпом и усталостью родителей. После рождения ребенка паре приходится заново пересматривать и перераспределять семейные роли, функции и обязанности в семье.

Младенчество и кризис 1 года (от 3-х до 9-12 месяцев).

Главное достижение младенческого периода – формирование базового доверия к людям и миру в целом, а также эмоциональная привязанность к значимым взрослым. Ведущая деятельность в этом возрасте – непосредственное эмоционально-аффективное общение с родителями. Дальнейший переход к кризису одного года знаменуется, как правило, появлением первых шагов, когда ребенок обучается ходить и может теперь самостоятельно осваивать окружающее пространство.

Здесь важно отметить трудности "встраивания" социального родителя в диаду мать-ребёнок, находящуюся в этот  период в эмоциональном слиянии (так называемое, младенческое "Мы", например: «мы поели», «мы расстроены», «мы плачем»). Попытка социального родителя примерить на себя социальную роль, которую в обществе отводят тому, кто «не мама» - то есть, отцу, и необходимость ее видоизменить под себя (для женских гомосексуальных пар), либо, наоборот, неосознанное выполнение «материнской функции» (мужские гомосексуальные семьи). Растерянность социального родителя и чувство вины, если вначале ему трудно сформировать эмоциональную привязанность к ребёнку. У социального родителя так же могут возникать различные вопросы на тему: "Как общаться с младенцем, если он пока что ничего не умеет и не говорит?!". 

Паре приходится устанавливать новые отношения и границы с собственными родительскими семьями, оказавшимися в ролях «бабушек» и «дедушек». Если в семье уже есть дети, то им может понадобиться помощь родителей, чтобы в дальнейшем наладить отношения с младшим ребенком и справиться с чувством ревности. Родителям младенца по-прежнему приходится испытывать хроническую усталость, нехватку личного времени и пространства. На первый план могут выходить страхи и тревога за физическое здоровье малыша, взаимодействие с врачами и поиск хорошего педиатра, а иногда и ощущение своей некомпетентности (подкрепляемое старшим поколением семьи), если до этого у пары не было опыта ухода за маленькими детьми.

Ранний возраст и кризис 3 лет (примерно от 1,5-2-х лет до 2,5-3-х лет).

Независимость и уверенность в себе против чувства стыда и сомнения. Ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность с различными объектами: ребенок их бросает, стучит ими, пытается вкладывать один в другой или ставить друг на друга и т.д. От 1-го до 2-х лет наблюдается полевое поведение, когда пространство и окружающие предметы полностью захватывают  внимание ребенка, определяя его действия. Происходит активное сенсомоторное и речевое развитие (первые звукоподражательные слова), мышление носит наглядно-аффективный характер. Возникает предметная игра и простой бытовой сюжет.  К концу 3 года жизни у ребёнка формируется самостоятельность и появляется чувство "Я сам" – основа для самосознания и выделения собственного «Я» из окружающего мира. Обычно кризис 3-х лет сопровождается негативизмом, упрямством, своеволием, строптивостью и протестом. Важные достижения этого возрастного этапа: появление указательного жеста и речи, обретение автономии, умения совершать выбор («хочу или не хочу»), гордость за свои положительные действия, чувство «Я сам».

Родители учатся устанавливать границы ребенку, говорить «нет» или «стоп», договариваться с ним, справляться с его капризами и истериками, когда он не может чётко осознать и прямо выразить свои желания, или же его потребности сталкиваются с реальностью. Семья может заниматься поиском и выбором подходящей группы раннего развития или интересных занятий для малыша, искать круг общения и поддержки среди других таких же семей. Взаимодействие ЛГБТ-родителей с социумом иногда вызывает в паре тревогу по поводу возможного нетолерантного отношения к их семье со стороны других родителей или администрации образовательного учреждения. Если на этой стадии пара решает завести еще одного ребёнка, то начинается новый виток сложностей, характерных для предыдущих этапов.

Дошкольное детство (от 3-х до 6,5 – 7 лет).

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, через которую ребёнок стремится понять и усвоить различные социальные роли и смыслы, принятые в данной культуре и обществе. Примерно в 5-6 лет дети начинают активно осваивать игры с правилами и учатся им следовать. Основные достижения этого возрастного этапа – развитие целеполагания и инициативы против чувства вины. Через игровую деятельность и знакомство с волшебными сказками развивается наглядно-образное и символическое мышление.  Ребенок становится еще более моторно ловким. Усложняется речь. Наблюдается любопытство и активное исследование окружающего мира: бесконечные вопросы "почему?" и "зачем?". 

Семья на данном этапе активно ищет и выбирает подходящий детский сад, принимает решение о том, как соблюсти безопасность и какова будет мера открытости семьи перед обществом, впервые пытается объяснить ребёнку особенности своей семьи, ее непохожести на других, знакомится с другими ЛГБТ-родителями дошкольников для создания социальной среды: возможности играть и свободно общаться.

Кризис 7 лет. Дети младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет).

Переход к школьному обучению знаменует собой выход семьи в более широкий социум - школу, где проверке и пересмотру подвергаются ценности, правила и мифы, полученные ребёнком в семье. Основные достижения этого возрастного этапа: созидание, трудолюбие, компетентность и ощущение своей социальной успешности. Как правило, к семи годам у ребенка формируется способность к внутреннему программированию своих действий и самоконтролю. Появляется "позиция школьника", созревает учебная мотивация, необходимая для поступления в школу и дальнейшего обучения. Ведущей становится учебная деятельность, хотя сюжетно-ролевая игра сохраняется еще долгие годы. Большее значение и авторитет приобретает теперь  школа и фигура учителя. Появляется самооценка и самолюбие. Значимыми становятся достижения и успехи в школе, оценка других.

Взаимодействие семьи с более широким окружением может приводить ее к столкновению с правилами и ценностями, принятыми в данной культуре или обществе, которые транслируются, в том числе, и школой. Иногда семья совершает выбор в пользу домашней формы обучения. На повестки дня перед родителями стоит поиск государственной или частной школы, где будет не только хорошее образование и педагоги, но и более толерантное сообщество учителей, а также родителей других учеников. Основные задачи - установление отношений семьи со школой и классным руководителем, принятие решения относительно того, что стоит рассказывать их ребёнку о своей семье одноклассникам или педагогам, а что нет. Так же возможно столкновение родителей с первым стыдом или страхами ребенка перед одноклассниками и учителями, которые связаны с «особенностью» семьи.

Подростковый возраст (от 11 до 16-17 лет).

Успешное прохождение подросткового возраста знаменует собой обретение человеком целостной идентичности, гибкость и разнообразие социальных ролей, против ролевой спутанность и одиночества. Ведущая деятельность у подростков - эмоционально-личностное общение в группе сверстников, что может приводить к снижению школьной успеваемости и учебной мотивации в целом. Авторитетными для подростка в этот период становятся сверстники, ценности мира взрослых подвергаются критике или даже высмеиваются. Для подростков характерно: полярное мышление, делящее все только на чёрное или белое, эмоциональная неустойчивость и резкая смена настроения, перестройка физиологических процессов в организме, усиленный рост, телесные изменения, связанные с половым созреванием, развитие сексуальной идентичности и эксперименты в области сексуальности. Подростки постоянно проверяют социальные и психологические границы других людей на прочность, часто нарушая их.

В связи со своей непохожестью на других подросток из ЛГБТ-семьи может сталкиваться с отвержением, подвергаться травле и дискриминации в школе или группе сверстников. На этом фоне он склонен иногда обвинять собственных родителей в своих проблемах (связывая их с особым статусом семьи), а также стесняться предъявлять свою семью сверстникам, мнением которых он дорожит.

Пубертат ставит перед родителями новую задачу - как не потерять доверительный контакт со своим ребёнком и поддержать его в исследовании своей сексуальной и гендерной идентичности, в его поисках себя и своего места в мире. Перед родителями возникает необходимость говорить с ребёнком на сложные темы, связанные с сексуальной и гендерной идентичностью, отношениями между полами, сексуальной безопасностью и возможно снова возвращаться к тому, какие отношения складываются между ЛГБТ-семьёй и социумом, насколько безопасно или нет предъявлять себя в этом мире, как при необходимости объяснить друзьям особенности своей родительской семьи.

Для любых родителей подростковый кризис – это всегда очень непростой период поиска баланса между установлением необходимых границ и предоставлением взрослеющему ребёнку большей самостоятельности и свободы, постепенное отпускание его от себя, что может приводить к обострению напряжения в отношениях пары, когда дети покидают родной дом и партнеры снова остаются наедине друг с другом ("синдром пустого гнезда"). Параллельно родителям приходиться решать возможные проблемы ребёнка со школой, его конфликты с учителями или сверстниками, трудности в его попытках самовыражения и самоутверждения, болезненные переживания, связанные с первой влюбленностью или отвержением значимыми людьми. Поэтому иногда в супружеской паре актуализируются старые и новые проблемы, возникает общее переживание усталости, истощения и эмоционального отдаления друг от друга. Кроме того, подростковый возраст детей может совпадать по времени с кризисом середины жизни самих родителей, что создает дополнительные трудности в семье. Задача пары в этот период – найти новые интересы, несвязанные с воспитанием детей, и укрепить свою близость.

Посмотреть сборник, в котором была опубликована моя статья, можно по ссылке: http://resourcerus.org/download/Books/18-Family.pdf



Просмотров: 796
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 12 (Как возникает кризис в семье – алгоритм?)
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Кризис "40 лет" - начало новой жизни или разрушение старой?
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • "Сделайте что-нибудь с ним", или мысли психолога о запросах родителей
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: "Ежовые рукавицы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь