Тема воспитания ребёнка с ОВЗ - одна из актуальных и насущных. Наше общество до сих пор не толерантно к детям с особенностями, и в том числе к их родителям.
Раньше у нас было принято, что если ребёнок родился с отклонениями, его нужно оставить в государственном учреждении, считалось, что там о нем позаботятся лучше, и что таким детям не место в семье.
К счастью, ситуация в целом меняется, и родители уже не отказываются от своих детей с ОВЗ поголовно, но все же в детских учреждениях ещё много детей с ОВЗ, которые нуждаются в усиленном уходе, лечении и любви. И хорошо, что отношение общества к ним постепенно меняется, и таких детей сейчас тоже принимают в приёмные семьи.
Перед специалистами, работающими в сфере семейного устройства, стоит несколько задач: с одной стороны - найти ребёнку подходящую семью, а с другой стороны, подготовить кандидатов к принятию особенного ребёнка и оценить их ресурсы.
Как узнать, о том, что те или иные кандидаты готовы встать на такой непростой путь? Как сами кандидаты могут оценить свои возможности и принять взвешенное решение?
Помимо оценки того, насколько родитель может заниматься реабилитацией ребёнка, необходимо также оценить, с какими трудностями и с отношением общества к себе он будет сталкиваться.
Для этого, на школе приёмных родителей (ШПР), можно использовать следующее упражнение:
"Солнечный ребёнок - счастье в доме"
Цель: исследовать различные аспекты отношений общества к приёмным родителям и к детям с ОВЗ, отношение самих кандидатов к воспитанию детей с особенностями.
Задачи: давать возможность участникам поставить себя на разные позиции и исследовать тему с разных сторон, примерив на себя разные роли.
Инструкция:
1. Разделите участников на четыре группы. Каждая группа будет обсуждать похожие вопросы, но с разных точек зрения. Предложите участникам примереть на себя следующие роли:
- Ребёнок с ОВЗ
- Кровные родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ
- Приёмные родители, воспитывающие ребёнка с ОВЗ
- Социум (общество) - люди, которые не имеют непосредственного отношения к детям с ОВЗ.
2. Обсудите в четырёх группах, исходя из предложенных позиций:
- Чувства, с какими вы живете, (находясь в той роли)
- Действия, которые вам приходится совершать в адрес взрослых и детей
- Слова, которые приходится слышать в свой адрес и говорить ребёнку или взрослым
- Перспективы на будущее - как взрослых так и детей
- Как вы ощущаете себя среди людей. Какое отношение к себе испытываете? Как складывается взаимодействие с другими.
- Трудности, с которыми приходится сталкиваться. Способы их решения.
3. После обсуждения в группах заслушиваете ответы на эти вопросы от всех, записываете и сравниваете, в чем сходства и в чем отличие ощущений в той или иной группе.
Вот некоторые опорные точки, на которых необходимо будет акцентировать внимание участников:
Кровные родители - переживают горе и потерю здорового ребёнка. Им с трудом удаётся принять ситуацию и ребёнка, таким, какой он есть. Часто испытывают чувство вины, задаются вопросом: почему это произошло со мной? Несут свой крест, ощущают безысходность. Могут изолироваться от общества, если не чувствуют поддержки, и ощущают, что "их никто не понимает". Очень серьезная травма на всю жизнь. И ребёнок - постоянное напоминание о ней.
Приёмные родители - для них это осознанный выбор, (в случае, если они знали, что принимают ребёнка с ОВЗ). Их чувства кардинально противоположны. Они могут испытывать чувство гордости, за то, что приняли такого тяжелого ребёнка в семью. Они получают материальную помощь от государства и поддержку от общества в большей степени, чем кровные родители. Порой, наличие ребенка с ОВЗ даёт приёмным родителям определенные преимущества.
*Если статью читают приёмные родители, они могут с этим не согласиться, но так оценивают ситуацию большинство специалистов.
Люди, не вовлечённые в ситуацию (социум, общество), испытывают страх, от незнания, как воспринимать и как реагировать на детей с ОВЗ.
Социум разделяется на 2 лагеря, один из которых принимает детей с особенностями, а другой нет. За счёт этого одни могут отстраняться и испытывать пренебрежение к семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ, а другие будут восхищаться родителями и стремиться им помочь.
Ребенок с ОВЗ
Чаще всего, дети, да и взрослые с ограниченными возможностями здоровья меньше всего хотят чтобы их жалели. Они стремятся стать полноценными участниками общества. Нуждаются в поддержке, реабилитации и особом внимании к своему здоровью. Зависимы от взрослых, а также от лекарств и нуждаются в специальном медицинском оборудовании. Могут чувствовать себя изгоем и изолироваться от общества. В определённых случаях, они не видят и не могут оценить, что что-то с ними не так.
В результате упражнения участники группы формируют для себя объемную картинку, с чем можно столкнуться, принимаясь семью ребёнка с ОВЗ, к чему нужно быть готовыми, на что обратить внимание и, исходя из этого более осознано принимать решение.