|
Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?Автор статьи: Зашихина Виктория Викторовна
На консультациях достаточно часто бывают ситуации, когда родители жалуются на своего ребёнка – ничего не делает, на просьбы не реагирует, «сидит» в своём телефоне. Телефон забрать невозможно, т.к. устраивает такую истерику или скандал, что все вокруг соседи слышат. С такими жалобами обычно сталкивается детский психолог. Но в своей практике нейропсихолога мне также приходится сталкиваться с подобными проблемами. И ответ на вопрос «Что делать в этом случае?» я даю именно как нейропсихолог, рассматривая особенности функционирования головного мозга. Напомню, что усвоение действие (или программы действия) и затем переход на его серийное выполнение у ребёнка происходит в три этапа. Первый этап – когда родители вслух проговаривают для малыша, что надо делать. При необходимости они показывают, как делать. Потом малыш выполняет действие под руководством родителей. На втором этапе ребёнок проговаривает вслух порядок действия. Он руководствуется тем, что он сам себе говорит, вначале – вслух, а потом уже и про себя. И третий этап – когда «руководит» действием внутренняя речь ребёнка. Постепенно внутренняя речь «сворачивается», перестаёт быть детальной. Обязательным пунктом остаётся контроль качества выполнения действия со стороны родителей. Если ребёнок где-то ошибается, то родители обычно поправляют его. Для этого они напоминают последовательность действия, формируют представление о результате действия. Обязательно описывают критерии качества, т.е. когда результат оценивается как хороший и когда как плохой. С возрастом действие усложняется, т.к. ребёнок становится старше, и возникают новые требования к результатам действия. Этапы усвоения каких-то действий: сначала на уровне самообслуживания (например, почистить зубы), на бытовом уровне (убрать за собой посуду), потом на уровне учёбы (выполнять домашнее задание) – приводят к развитию и функциональному созреванию лобных отделов мозга. Именно лобная кора отвечает за контроль поведения, умения запоминать и выполнять программы действий. Если лобная кора функционально развита, то действия и поступки становятся привычными, стандартными. А что же происходит в ситуации, когда ребёнок не может «оторваться» от мобильного телефона? Как контролируются действия ребёнка? Оказывается, что функцию контроля поступков и действий берёт на себя электронное устройство. При этом лобная кора «отдыхает». Известно, что у ребёнка есть интерес, есть мотивация получать положительные эмоции, играя на гаджете. А что же ещё такого важного дают электронные игры? Они дают правила. «Ну, это и так понятно» – скажите вы. На самом деле эти правила имеют особенности. Во-первых, они легко понимаемы, т.к. принципы игр переносятся из одной игры в другую. Во-вторых, правила результативны. Т.е. если их выполнить, то можно получить положительные эмоции, которые воодушевляют дальше на игру. В-третьих, правила стабильны – если ребёнок будет проваливать игру хоть сто раз, они не изменятся, и их снова надо выполнять для получения результата. В-четвёртых – это правила в самой игре. Т.е. их не надо специально учить, помнить. Они усваиваются методом «проб и ошибок». В-пятых – правила готовые. Не надо самому придумывать новую игру, устанавливать с кем-то отношения для игры, договариваться о том, что можно или нельзя. Электронная игра – готовый вариант, в который ребёнок играет один, не прикладывая внутренних усилий. Таким образом, всё то, что должна делать лобная кора, точнее, всему тому, чему должна научиться лобная кора как внутренний контролёр, заложено в электронную игру как во внешнего контролёра. В результате, для ребёнка становится катастрофой ситуация, когда он остаётся без своего мобильного телефона или планшета. Его лобная кора «растеряла все навыки». Она не может сориентироваться, что и как делать в реальном мире. Ребёнок в панике. Так что же родители должны сделать, чтобы эта ситуация перестала быть мучительной проблемой для всей семьи? Чтобы конкурировать с гаджетом, родители должны: первое – установить правила. Правила чёткие, понятные, обоснованные. Т.е. родители обязательно должны поговорить с ребёнком и объяснить, что они от него хотят и почему. При необходимости – записать их; второе – правила должны быть результативны. Как в игре. Выполнил, всё что надо – поощрение. Не выполнил – наказание. В чём будет выражаться положительный и отрицательный результат, ребёнок должен знать конкретно. Можно тоже записать; третье – правила должны быть стабильны. Они должна относится ко всем членам семьи и выполняться в любом случае. И это самое сложное. Родителям порой сложно держать правила под контролем и самим выполнять. Но это самое главное. Это самое эффективное. Если правила и договоренности выполняются родителями, то ребенку ничего не остаётся делать, как подчиниться им. Но если родители сами не держат своих слов, то и ребёнок не воспринимает их слова и правила всерьёз. Поэтому с такими детьми работа идёт в двух направлениях. С одной стороны, в нашем центре я как нейропсихолог провожу занятия, где стимулирую с помощью игр и специальных заданий лобные отделы коры. С другой – я всегда обсуждаю с родителями, на что им надо обратить внимание дома, чтобы перестройка лобных долей, их активация происходила и в семейном кругу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|