|
Что делать, если ребёнок не говорит в три годаАвтор статьи: Курош Кристина Александровна
Что делать, если ребёнок в три года не говорит?
Проблема детской речи сегодня актуальна, как никогда. Школьная программа усложняется год от года, предъявляя детям (а, соответственно, и их родителям) всё больше и больше требований. В связи с этим малыш, подходя к поступлению в первый класс, должен быть максимально «вооружён» не только навыками и знаниями, необходимыми для начала обучения, но и в должной мере развитыми психическими функциями, их обеспечивающими.
Бывает так, что ребёнок трёх лет молчит. Или говорит, но так мало и/или непонятно, что этого явно недостаточно для обеспечения его возрастающих потребностей в общении и познании.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим, как должна выглядеть речь трёхлетнего ребёнка в норме:
Если Вы замечаете, что по каким-то параметрам речь малыша отстаёт от нормативных показателей, это ещё не повод для паники, потому что норма - это всегда нечто усреднённое. Однако обратиться к специалисту будет не лишним: если своеобразие речевого развития - это просто особенность Вашего малыша, специалист это увидит и успокоит Вас, ну а если есть основания для коррекции - Вы также будете об этом в курсе и получите необходимые рекомендации или занятия.
Разумеется, если к своим трём годам ребёнок не говорит вовсе, действовать нужно решительно и незамедлительно:
И в заключение несколько простых советов, следуя которым Вы поспособствуете развитию речи малыша:
Попробуйте спрятать предметы, звучащие по-разному (очень отличные друг от друга вначале и всё более похожие по мере совершенствования навыка малыша) за ширму и, извлекая из них звуки по одному, просите ребёнка отгадать, «Кто поёт ему песенку?» (перед началом такой игры необходимо, чтобы ребёнок вместе с вами изучил, какой звук издаёт какой предмет). По мере того, как у малыша будет получаться всё лучше и лучше, разнообразьте игру: играйте сразу два звука (одновременно или по очереди), попросите малыша закрыть глаза и играйте с разных сторон, попросив его показывать пальчиком, откуда доносится «песенка».
Не обязательно читать сонеты Шекспира от лица плюшевого мишки, достаточно будет для начала раскатистого «РР-р-р-рР!» или классического «УУУУ—У!» - летит самолёт.
Когда малыш уже привык к стихотворению и хорошо его знает, намеренно делайте паузу, приглашая малыша вставить нужное слово самостоятельно (это также отлично работает с песенками). Другой вариант: намеренно замените какое-нибудь слово стихотворения на созвучное и сделайте паузу, давая малышу время на обдумывание. (Например: «Идёт бычок, качается, вздыхая на ходу: «Ох, доска кончается, сейчас я ПОЛЕЧУ» и т.д.).
Договоритесь с малышом, что он сейчас будет «ловить» все слова, которые обозначают какую-либо категорию объектов, например всю посуду или всех животных. Называйте любые слова, перемежая их нужными, чтобы ребёнок мог вовремя «поймать» слово, хлопнув в ладоши. Вариант для детей помладше - ловим только мух (они будут издавать звук «ЗЗЗЗ»), а пчёл («ЖЖЖЖ») и комаров («СССС») - пропускать. Постепенно можно добавить дополнительное действие, например мух хлопаем, а комаров ловим в кулачок - это будет способствовать также отлаживанию и тренировке механизмов саморегуляции малыша.
Заранее договоритесь с ребёнком, что игра - это когда оба согласны играть в данный момент и что в эту игру можно играть только с разрешения и согласия взрослого. Также удостоверьтесь, что ребёнок может делать отдельно вдох носом, а выдох - ртом. Если это у него ещё не получается, потренируйте сначала этот навык, задувая свечку или булькая водой через трубочку. В ванной комнате или летом на улице предложите ребёнку набрать в рот воду и посоревнуйтесь, у кого фонтан будет дальше. Можно также «стрелять» в цель - разложенным на земле или закреплённым на стене листочкам/наклейкам. Также будет полезно «стрелять ядрами» - наберите и продезинфицируйте несколько средних каштанов (таких, которые поместятся во рту, но при этом их сложно будет проглотить) и предложите пострелять ими например в коробку - кто больше попадёт.
Предложите ребёнку, как хомячку, спрятать кусочек лакомства (изюм, курага, орешек): за щекой слева внизу, слева вверху, справа внизу и вверху, под языком, между зубами и губой сверху и снизу, не помогая себе руками. Если ребёнок ещё не владеет понятиями «лево-право» - подскажите ему, дотронувшись до нужного места, например, леденцом на палочке. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|