|
Почему мой ребёнок всё ещё плохо говорит или совсем не говорит?Автор статьи: Леонова Екатерина Михайловна
С какими запросами ко мне как к нейропсихологу чаще всего приходят родители? Часто это запрос «почему мой ребенок до сих пор плохо говорит или вовсе не говорит?» Вначале многие мамы и папы считают, что развитие речи просто немного запаздывает, но потом к 3 годам жизни ребенка начинают бить тревогу. И их прекрасно можно понять, ведь речь и ее развитие является ярко выраженным маркером того, как развивается головной мозг ребенка, а также высшие психические функции. В самом начале своей практики я очень затруднялась ответить на такой вопрос. Я просто брала и обследовала ребенка. На приеме мальчик, 3 года, Коля (имена изменены в целях конфиденциальности). Малыш хорошо ориентируется в месте и пространстве, весьма сообразителен, хорошо развиты крупная и мелкая моторика, подвижен, но гиперактивности нет, открыт для общения со мной. Но вот только кроме слова «би-би» ничего вымолвить не может. Конечно, многие доктора скажут, что абсолютно здоровых нет, есть недообследованные. Конечно, чтобы речь задерживалась в своем развитие, скорее всего, во время внутриутробного развития или во время родов или еще когда…имели место быть какие-то факторы, которые пагубно повлияли на развитие центров в голове ребенка, раз он молчит. Но кто сейчас их найдет, кто сможет объяснить..? А ребенку важно уже сейчас начать говорить, ведь он сам страдает от того, что столько хочется сказать, а не получается… Как я уже говорила ранее, в таких случаях я просто беру малыша на нейродиагностику, а затем и на нейрокоррекцию, — развивающие занятия еще никому не помешали. Люблю нейропсихологию за то, что она помогает не столько количественно, сколько качественно посмотреть на развитие ребенка. И во время занятий я замечаю, что у Коли в те моменты, когда я повышала голос, рассказывая увлеченно сказку или историю, вместо интереса в глаза читался испуг. Наблюдалась тревога перед заданиями, где необходимы резкие движения рук и ног. А еще он постоянно закапывал в специальной песочнице яркие игрушки, предпочитая играть только с машинками. Меня постепенно стали посещать догадки. Я разговорилась с его мамой на предмет наличия каких-либо серьезных стрессовых ситуаций в тот период, когда Коля был еще совсем маленьким. Признаться честно, многие родители испытывают сопротивление или «уходят в себя» после таких вопросов, но это очень важно знать для того, чтобы помочь их ребенку. Оказалось, что когда Коле был только 1 годик, его родители переживали тяжелый кризис, дома постоянно царило напряжение. Ребенок постоянно слышал, как кричит и плачет мама, видел, как хлопал дверью его папа. Мама была в отчаяние, в какие-то моменты она срывалась и на малыша тоже. Мальчик Степа тоже перенес в младенчестве развод родителей. Благо мама смогла справиться со своими чувствами, переживала их не при ребенке. Родители спокойно расстались. Но поскольку маме нужно было как-то жить, необходимо было зарабатывать деньги, Степе пришлось в 1,3 мес. пойти в садик. И хоть сам садик был частный, ему не повезло с воспитательницей. На фоне спокойной и уравновешенной мамы, крикливая и раздражительная воспитательница казалась просто монстром. На языке закономерностей развития детской нервной системы можно выразиться так: неокрепший и незрелый головной мозг проживал огромный поток совсем «недетских» эмоций. Эмоции и чувства, если они носят негативный характер (страх, тревога, печаль, злость) сильно истощают ресурсы ребенка. Поэтому не хватает в определенный момент сил для развития необходимых центров коры головного мозга (в нашем случае, центров, отвечающих за развитие речи). Поэтому сейчас ребёнок у той и у другой мамы плохо говорит. А на языке тонкостей развития детской души, я бы выразилась так: в это время (от рождения до 1,5 лет) у детей формируется базовое доверие или недоверие к окружающему миру. И если в это время мир постоянно «дарит» ему ряд негативных переживаний, если мама сама находится в постоянной тревоге, то разве можно доверять этому миру? А если я ему не доверяю, зачем же мне с ним разговаривать? Мальчики прошли курс нейропсихологической коррекции, а еще мы с мамами были в постоянном диалоге, обсуждая то, как сейчас они своим поведением и эмоциями могут «скрасить» или помочь своим мальчикам забыть тот самый стресс, который так сильно повлиял на и развитие. Ведь от развода и тяжелых жизненных обстоятельств никто не застрахован. Каждая мама имеет право на свои чувства. Но когда мама способна все понять и имеет желание помочь своему ребенку, у них обязательно все получится. Со Степой после курса нейрокоррекции мы больше не виделись, но меня уже радовало то, что к концу занятий он начал постепенно выговаривать слова. С Колей мы встретились ровно через год. Мне так было приятно его видеть и… слышать! Под конец нашего курса он начал всего лишь проговаривать несколько новых слов. А вот через год я уже слышала целые предложения. Это свидетельствует о том, что те эмоции и чувства, что испытывают наши дети, способны напрямую на органическом уровне повлиять на развитие. Физические нагрузки, правильное питание, режим и прогулки — все это залог полноценного развития детского организма. Но не стоит обесценивать фактор сопутствующего эмоционального фона, в котором ребенок растет. Конечно же, никто не застрахован от ошибок, будучи родителями, мы не всегда сможем «подстелить соломку». Но если наши глаза и сердце остаются открытыми, если кроме своих рутинных взрослых забот мы еще способны видеть раны детской души, мы способны изменить в судьбе своих детей многое! Лично я верю, что практически любой ребёнок, который для своего возраста ещё плохо говорит или не говорит вовсе, способен к развитию речи, если вовремя помочь ему в этом! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|