|
Если ребенок не говоритАвтор статьи: Кучерявенко Анна Юрьевна
Задержка речи всегда вызывает тревогу родителей. В ожиданиях большинства имеется связь - ребенок пошел - начал говорить, то есть это год-полтора. Однако, речь детей в этом возрасте может быть очень разной: у одних это мама, папа и слова-имитации (би-би, ту-ту), у других -предложения из нескольких слов. Произношение, конечно, в этом возрасте никогда не бывает чистым. И неизбежно возникает вопрос о том, что является нормой, когда нужно бить тревогу и стоит ли вообще? Итак, что такое норма. В течение первого года жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться речь. К году дети начинают подражать звукосочетаниям. Дети повторяют слова и звуки не всегда по смыслу или наоборот, придавая одному слову множество смыслов. На этом этапе дети не интересуются, тем как называются предметы, его интересуют сами предметы и они, усвоив механизм понимания мамой своих желаний, просто требуют. Таким образом, в этот момент речь еще не выполняет своей истиной цели коммуникации. В течение второго года жизни у ребенка появляется потребность в общении. Если конечно он растет в среде где это общение присутствует, если мать и другие родственники говорят с ребенком, отражают его состояние словами, объясняют свое поведение, комментируют события, называют предметы, слушают музыку и поют, читают книги. К двум годам появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Правда, они порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии. На втором году ребенок говорит только по делу, когда ему что-то нужно, что-то не получается, при знакомстве с новыми предметами и явлениями, в игре. В это время ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, даже если сам может произнести 5-10 слов. В это время ребенок активно использует жестовую речь (пока- машет рукой, баю-бай – ладошки под ушко, дай - вытягивает ладошку). Однако, если не стимулировать звуковую речь, то ребенок может вполне удовлетвориться этим способом коммуникации. В речи взрослых (на втором году ребенка) должно быть много слов обозначающих предметы и действия, не стоит спускаться на уровень ребенка (пойдем баю-бай, давай ам-ам). Если все идет хорошо, то к двум годам ребенок осваивает 200-400 словь, слова имеют смыл предложения (Миша гулять ботинки) или даже ребенок строит настоящие грамматически оформленные предложении из 2, 3 слов. Разговор со взрослым становится более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось. Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет. Таким образом, до двух лет приставать к ребенку и беспокоиться в большинстве своем не стоит. Необходимо обеспечивать малыша общением и насыщенной средой и наблюдать. Возможно к двум годам ребенок освоит 100 слов, а не 400, это также можно считать нормой в рамках индивидуальных отличий людей. Но есть ситуации, когда надеяться на время совсем не стоит.
Дефектолог - это специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии и в отличие от логопеда он начинает работать с детьми с раннего детства. Если логопед начинает работать с 3-4 лет, дефектолог – с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке. Дефектолог учит детей:
То есть, по сути, все тоже самое предлагают ранние группы развития. Однако одни дети удачно вливаются в них, для других нужны индивидуальные занятия со своим ритмом и объемом. В ситуации, когда никаких дополнительных сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен, то стоит акцентировать внимание на занятиях актуальных для этого возраста и способствующих развитию мозга. В таком случае до трех лет необходимо: 1) больше активной жизни - бегать, прыгать (идеально на батуте), кататься на качелях, висеть (желательно и вверх ногами), кувыркаться, ползать, плавать, игры с мячами разного размера; 2) больше сенсорной информации - копаться в воде, грязи, песке, играть с природным материалом (ветки, камни, листья, шишки, семена, ягоды), ходить босиком по земле, траве, камням; 3) развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, сенсорные мешочки - тренировать захват предметов разной формы и размера (кубики, шарики, пирамидки, мелкие предметы), конструкторы требующие не только четкого попадания, но и применения силы, доски с вкладышами, мозайки; 4) логопедическая гимнастика-упражнения для мышц челюсти, губ и языка, дыхательные упражнения. Самое простое – задувание свечи, выдувание мыльных пузырей, имитация крика индейца, надувание двух щек и каждой щеки по очереди, показывание языка (выдвинуть максимально вперед, вверх, вниз), быстрое движение высунутого языка из стороны в сторону со звуком, имитация фыркания лошади (быстрый выдох с расслабленными губами); 5) из развивающих занятий подойдут монтесори-педагогика и педагогическая песочная терапия, мягкая школа, бэби-контакт, рисование пальчиками, ладошками, лепка пластилином, тестом, глиной, музыкальные занятия; 6) много слушать: музыку, природу, город, животных, птиц, шум ветра, воды, шелест деревьев, бытовые шумы (чайник, пылесос, дрель, писк микроволновки, шум холодильника), обращайте внимание ребенка как на речь, так и на неречевые звуки; 7) петь и танцевать (двигаться под различную музыку вместе с мамой и самому), пробовать играть на различных музыкальных инструментах, стучать по различными предметам, пробовать понимать и запоминать ритмические удары. 8) и конечно разговаривать, много и обо всем. Все действия озвучивать по сто раз. И постоянно задавать вопросы к ребенку «что он делает». Задаете вопрос. Пауза. Даете ему самому подумать, может он скажет что-то. Потом отвечаете в третьем лице. Потом от первого лица. Потом просите повторить. Делать это нужно всегда и везде. Все игры разыгрывать максимально театрально и все сопровождать речью. Много читать, просить повторять рифмованные слова в конце строк. Отдельно отмечу принятую практику - стимулировать речь ребенка через непонимание. Иногда родителям советуют делать вид, что им непонятно то, что ребенок показывает пальцем, жестами, звуками. Здесь нужно быть осторожным. Одно дело, когда ребенок оказывается в компании бабушки, которая его видела последний раз год назад и она его не понимает, или незнакомой тети – воспитательницы и он с нуля строит с ними отношения, налаживает коммуникацию и совсем другое дело когда любимые и заботливые ранее мама или папа вдруг упираются рогом – «скажи словами, я тебя не понимаю». Ребенок плачет и бьется в истерике, а родители сжав зубы стоят на своем, ломая при этом самое главное – отношения. Ребенок никогда не обучается на отрицательных эмоциях, любой прогресс возможен только при положительных эмоциях. Отрицательные же - рождают страх и злость, и все последующее поведение направлено на то, чтобы избежать этого страха и выразить эту злость. Да иногда стоит обратить внимание ребенка, что данную просьбу можно выразить словами, стоит повторить это слово два-три раза с паузами, ожидая ответа малыша. Возможно результат будет сразу, возможно позже. Задача родителей показать, как надо, но создать при этом доброжелательную атмосферу принятия и любви. Постепенно от физиологии задержки речи мы перешли к психологии. Всем известно, что человек это не только биологический организм, но и социальный. Возможности развития ребенка напрямую связаны с тем, в какой социальной среде он растет. - насколько ему обеспечивают комфорт и безопасность, - как много ему уделяют эмоциональной теплоты и внимания, - насколько он открыт личному опыту, может экспериментировать и проявлять любопытство, - какие требования предъявляются к нему, насколько учитывается его возможности по возрасту и индивидуальные особенности. В ситуации задержки речевого развития не лишним будет посетить психолога. Нередко родители не замечают вещей очевидных со стороны. Возможно их ожидания, требования, стиль воспитания, или климат в семье не способствуют речевому развитию ребенка. Например, мама излишне опекает ребенка, подавляя его самостоятельность, или в семье есть младший ребенок, и старший своей молчаливостью привлекает к себе внимание мамы показывая, что он тоже малыш. Если несмотря на все усилия в целом развитый ребенок не говорит в 3 года и не видно прогресса необходимо начинать коррекционную работу. Если ранее ребенок не посещал групповые занятия - необходимо начать, если ребенок занимался в группе – стоит добавить индивидуальные занятия. Многие родители при выборе специалиста сразу вспоминают логопеда. Однако следует иметь ввиду, что стандартные логопедические занятия наиболее эффективны в более позднем возрасте 4-5 лет, для трехлетнего малыша нужно искать специалиста, который имеет опыт работы именно с ранним возрастом. Таким образом, мы разобрали разные ситуации:
В заключении, я хотела бы отметить следующее. Речь одна из важнейших психических функций, появление и развитие которой встроено в процесс психофизиологического развития. Развитие каждой функции и умений человека имеет свое время и нуждается в определенных условиях, каждая последующая функция опирается на уже имеющиеся. Развитие мозга ребенка можно сравнить со строительством дома. Сначала закладывается фундамент (это происходит в пренатальный период и раннем младенчестве), затем по кирпичику собираются стены (от года до 7 лет) и потом кладется крыша (7-12). Чем раньше замечен дефект и приняты меры к его устранению (основные работы по коррекции желательно выполнить до 7-8 лет), тем больше шансов, что дом выйдет ровный и крепкий. Конечно и в кривом доме можно жить, но в этом случае основные силы будут уходить на то, чтобы поддерживать его в целости, а не думать о радости жизни. Гораздо легче живется, когда человек использует свои возможности, нежели занят компенсацией своих недостатков. Поэтому если у ребенка задерживается появление речи (до 2,5-3 или более лет) и ее развитие, нужно до школы обязательно следить за своевременностью развития умений и способностей ребенка. НО при этом, ни в коем случае не нагружать его сверх меры, не давать задач непосильных для него, не забегать вперед. Вообще это вредно всем детям, но если у ребенка была задержка речи, значит его развитие идет с запозданием и задача развивающей и коррекционной работы с ним это догнать и ничего не пропустить, подготовить его к школьному обучению. Догонять в школе будет крайне тяжело. В связи с этим, я рекомендую родителям детей с задержкой речи при достижении ими 5-6 лет обязательно консультироваться с нейропсихологом и логопедом. Даже если речь появилась к 2,5 и потом не было проблем с артикуляцией, построением фраз, автоматизированной и свободной речью, даже если вы работали с дефектологом и логопедом в 3-4 года, за полтора-два года до школы нужно оценить уровень развития всех психических функций ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|