Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе

 

 

   У шестилеток, хорошо владеющих речью, в запасе более трех тысяч слов. Однако такой основательный запас сам собой не появится - надо работать. А как работать родители не всегда знают.

   Часто можно услышать: "Я так много читаю своему ребенку, рассказываю, учим с ним стихи, так много обо всем разговариваем, но результата нет; он сам не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать".

   Да и как же иначе: ведь это родители рассказывали говорили, объясняли - не ребенок!

   "Речистость" у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и "молчуны" разговорятся, если есть стимул для разговора. А стимулом может стать посещение музея или впечатления от театра, цирка, новая игра, поездка за город и т. д. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для рассказов и разговоров.

   Дети очень внимательные слушатели, поэтому взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С малышами до 3-4 лет это нужно, а более старшим детям, тем более поступающим в школу, необходимо давать больше возможности говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда надо дать выговориться ребенку. Слушать его не перебивая, не торопя, не отвлекая.

   Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в быту обороты речи. Спрашивайте, что значат те или иные слова.

    Игра в слова (если научить ребенка, можно скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход по делам или дорогу из детского сада)

Можно попросить ребенка:

"Назови все свои любимые игрушки"

"Придумай слова, которые обозначают транспорт"

"Кто больше назовет названий цветов"

"Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну?"

"Вспомни слова с противоположными значениями" (день-ночь, холодный-горячий, острый-тупой и т.д.)

   Пересказ. Ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы его не видели, - попросите пересказать сюжет, описать героев.

   Как исправлять ошибки в речи детей. Можно поиграть в словестную игру и намеренно исказить фразу.

"В лес грибы растет"

"Дети гулять около дома"

"Шишк большой на елке растет" и т.п.

   Надо,чтобы ребенок сам заметил ошибки, а вы вместе с ним разберите, как нужно произносить слова. Это поможет сосредоточить внимание ребенка на грамматическом строе речи; он увидет это и почувствует, что речь может быть по разному построена и он сам ее строитель.

   Составление рассказов по картинке. Учите ребенка составлять сюжетный рассказ по картинке. Объясните, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова.

   Можно начинать предложение, а ребенок будет сам его заканчивать, подбирая различные варианты, порой самые неожиданные и комичные.

   Если вам ничего не приходит в голову, возьмите любую детскую книжку, прочитайте и разберите новые (сложные) слова. Попросите ребенка пересказать сюжет, внимательно рассмотрите картинки. А затем попросите его сделать рисунок к этому рассказу или сказке.

   Каждый день между делом или намеренно, можно найти время для таких занятий. Нужно лишь помнить, что внимание ребенка подвижно и 15 минут будет достаточно.

  

 



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "В жизни нужно быть эгоистом" - как реагировать на эти слова?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Лень или Каждое мое дело начинается со слова: "Надо".
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Пять "С" или чему нужно научить ребенка?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Очень вредное слово "можно"
  • Ни слова о невежестве или развитие разума и незыблемая вечность "нового"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Слова только мешают понимать друг друга..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь