|
Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школеАвтор статьи: Ткалич Ирина Викторовна
У шестилеток, хорошо владеющих речью, в запасе более трех тысяч слов. Однако такой основательный запас сам собой не появится - надо работать. А как работать родители не всегда знают. Часто можно услышать: "Я так много читаю своему ребенку, рассказываю, учим с ним стихи, так много обо всем разговариваем, но результата нет; он сам не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать". Да и как же иначе: ведь это родители рассказывали говорили, объясняли - не ребенок! "Речистость" у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и "молчуны" разговорятся, если есть стимул для разговора. А стимулом может стать посещение музея или впечатления от театра, цирка, новая игра, поездка за город и т. д. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для рассказов и разговоров. Дети очень внимательные слушатели, поэтому взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С малышами до 3-4 лет это нужно, а более старшим детям, тем более поступающим в школу, необходимо давать больше возможности говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда надо дать выговориться ребенку. Слушать его не перебивая, не торопя, не отвлекая. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в быту обороты речи. Спрашивайте, что значат те или иные слова. Игра в слова (если научить ребенка, можно скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход по делам или дорогу из детского сада) Можно попросить ребенка: "Назови все свои любимые игрушки" "Придумай слова, которые обозначают транспорт" "Кто больше назовет названий цветов" "Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну?" "Вспомни слова с противоположными значениями" (день-ночь, холодный-горячий, острый-тупой и т.д.) Пересказ. Ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы его не видели, - попросите пересказать сюжет, описать героев. Как исправлять ошибки в речи детей. Можно поиграть в словестную игру и намеренно исказить фразу. "В лес грибы растет" "Дети гулять около дома" "Шишк большой на елке растет" и т.п. Надо,чтобы ребенок сам заметил ошибки, а вы вместе с ним разберите, как нужно произносить слова. Это поможет сосредоточить внимание ребенка на грамматическом строе речи; он увидет это и почувствует, что речь может быть по разному построена и он сам ее строитель. Составление рассказов по картинке. Учите ребенка составлять сюжетный рассказ по картинке. Объясните, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова. Можно начинать предложение, а ребенок будет сам его заканчивать, подбирая различные варианты, порой самые неожиданные и комичные. Если вам ничего не приходит в голову, возьмите любую детскую книжку, прочитайте и разберите новые (сложные) слова. Попросите ребенка пересказать сюжет, внимательно рассмотрите картинки. А затем попросите его сделать рисунок к этому рассказу или сказке. Каждый день между делом или намеренно, можно найти время для таких занятий. Нужно лишь помнить, что внимание ребенка подвижно и 15 минут будет достаточно.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|