Лень или Каждое мое дело начинается со слова: "Надо".

   Лень или Каждое мое дело начинается со слова Надо

Каждое мое дело начинается со слов: «надо»/ «должен(на)»/ «страшно»/ «не получится»/ «виноват(та)» и заканчивается словом: «не хочу»…

   Знакомо?

   Явление «прокрастинация» - что обозначает откладывание значимых дел на попозже под различными предлогами или без них – довольно распространенная штука. Кто из нас не сталкивался хотя бы раз с такой ситуацией? Я хорошо помню школьные годы: период экзаменации. Это одно из самых, пожалуй, мучительных воспоминаний...:) Странно, ведь я закончила позже два учебных заведения, но такие неприятные ощущения связанны только со школой. Кому знакомо это состояние: до экзамена осталось 12 дней (почему-то 12 крутитсяJ), объем материала на повторение и изучение только лишь по одному предмету – за весь уч. год, а таких 4 экзамена, и эта мысль крутится и не уходит из головы, но садиться за обучение ты не решаешься…

   И не случайно такое неприятное воспоминание связанно именно со школой: лично я в те годы слабо осознавала зачем я учусь… Нагрузка большая, иногда она повышалась с экзаменами и контрольными, а понимания зачем мне это нужно нет. И психика конечно-же, сама отторгает тот возбудитель, который распознает как бесполезный и вредоносный, т.к. речь идет о затрате сил, энергии и здоровья. Интересным маркером этого внутреннего процесса являются эмоции, которые часто облекаются последовательно в мысли. Если ваш организм понимает, что ему предстоит мучиться: делать ненужную работу, которая утомляет - т.е. он распознает какой-то объект, как вредный, то реагирует на объект эмоциями, которые принято называть негативными: неприятно, раздражает, злит, бесит и т.д. Так же могут отмечаться такие реакции организма как общее напряжение или наоборот апатия.

   Все мы знаем простейшие примеры наших эмоциональных реакций: если я люблю мороженное, то радуюсь, когда мне его предлагают, а вот если я обнаружу испорченные продукты питания, то при их виде и ощущении запаха, я испытаю отвращение и раздражение. Таким образом одна из функций наших эмоций - это определение значимости для нас каких-либо явлений. Важно указать, что значимости именно для нас самих, потому что для одного сыр с плесенью – лакомство, а для другого – мерзкое зрелище.

   Когда же ситуация максимально прояснена: вы распознали для себя опасность или вред, задача организма: защищаться от нежелательного контакта. Для защиты все методы хороши, иногда приходится выбирать из двух «зол» меньшее, если вы не можете расстроить вашу маму и сообщить, что не готовы дальше посещать музыкальную школу, за которую она оплатила некоторую значительную сумму из бюджета семьи, а там в этой школе находиться тоже невозможно, то альтернативным выходом будет, например, заболевание, в следствии которого заниматься в дальнейшем игрой на инструменте не получится. Так возникают органные неврозы, когда у человека сводит мышцы рук, положим, а врачи не могут установить не одной физиологической причины происходящего. Но это, скажем так, тяжелая артиллерия. А если есть возможность просто отказаться или отложить, почему бы ей не воспользоваться.

   Сложность этой ситуации в том, что в человеке все же борются два мотива: бросить школу – это худший вариант, ну хотя бы потому, что тягость общественного давления в этом случае будет слишком велика, да и потом никто не возьмет на работу – так вот мне в детстве сказали, а сам субъект не находит для себя причин заниматься этим делом. Только лишь в двадцать один, я встретила одного человека, который разъяснил мне такую вещь: обучение необходимо для получения знаний, а не для корочки, ты можешь узнать, как устроен мир, как в нем что-либо работает, потом воспользоваться этими знаниями, это же интересно – сказал он… И это было открытием для меня. Ведь за прошедшие годы обучения с прежним отношением к нему у меня выросла настоящая ненависть, которая мешала включиться, проанализировать и понять, что получение знаний – один из интереснейших процессов в жизни. Но обучение к тому моменту у меня плотно ассоциировалось с насилием, недовольными учителями, высиживанием за книгами и все в таком духе.

 Что делать:

   Если сегодня у вас имеются те дела, которые по каким-то причинам необходимо и важно сделать, но вы очень сильно не хотите или прокрастинируете, то вам поможет такая схема работы:

- для начала установите, какие явные или неявные эмоции возникают при мыслях об этих делах, или при выполнении этих дел;

- послушайте «свой внутренний голос», а точнее ощущения - о чем говорят эмоции, какое значение для вас закреплено в данной деятельности?

- найдите другую максимально подходящую для вас деятельность и образ ее реализации;

- либо сформируйте у себя хорошее отношение к данному процессу.

НАПРИМЕР:   

   При мысли о подготовке к экзаменам у меня возникает гнетущее ощущение тяжести и раздражение, и я стараюсь не думать о них, но проблема, само собой, не оставляет меня, и я возвращаюсь к ней снова. Тогда я говорю себе: «сегодня есть дела поважнее» – психологическая защита, или просто ложусь на диван в невозможности поднять руку или ногу – апатия как защитный механизм организма или следствие перенесенной нагрузки. Тогда меня преследует мысль о том, что я ленивый, и это тоже доставляет массу неприятных эмоций, например, вины или стыда. В итоге весь процесс становится просто ненавистным, т.к. связан с массой тяжелых переживаний.

   Если я слушаю свои эмоции, при изучении материала для подготовки к экзаменам, то нахожу раздражение. Почему меня раздражает этот процесс? Потому что мне не интересно изучать особенности размножения кузнечиков в каких-нибудь неординарных условиях.

   О чем говорит найденная вами информация? Либо вы недооцениваете важность изучаемого для себя. Допустим, вам не интересно про кузнечиков до тех пор, пока вы не поймете, какой более широкий и значимый биологический механизм открывается при изучении кузнечиков. При условии любви к биологии, вместе с этим пониманием у вас возникнет интерес, и возбуждение – прилив сил, желание приступить к обучению.

   Либо дело в том, что биология – это просто не про вас. Так же через эмоции вы сможете определить, что подходит больше. Например, вам нравится общаться с людьми, что-то им предлагать, обменивать или продавать. Дак может искать своей реализации в этом направлении? И обучение так же рассчитывать исходя из необходимости понимания какого-то процесса в данном занятии?

   Эмоциональный барьер или невроз.

   Но не всегда, при разборе ситуации, все становится таким прозрачным. Часто к выполнению каких-либо задач препятствием становятся неприятные эмоции, которые говорят нам о запретах к этим делам или о негативном опыте ранее.

   Примеры запретов: не строй глазки мальчикам; хватит мечтать о бизнесе - спустись с небес уже; не думай; это не женское/не мужское дело; хорошие мальчики/девочки так не делают; тебе должно быть стыдно; ты расстраиваешь этим свою мать; инициатива наказуема и т.д.

   Примеры негативного опыта: в детстве какому-то делу вас обучали с критикой, руганью, или заставляли – теперь, когда вы приступаете к нему, автоматически всплывают прежние эмоции или страхи, или телесные реакции, от чего продолжать дело становится сложно, тяжело, иногда невыносимо. Однажды или несколько раз ваши попытки закончились неудачей, и повторить этого не хочется. Возможно кто-то обсмеял (обсмеивал регулярно) вас или раскритиковал, и вам стало больно. Возможно кто-то давал вам эти неприятные установки: ты должен, жизнь тяжелая вещь, успех приходит с потом и кровью, НАДО делать (в смысле без указания каких-либо причин), показывал вам тяжелые примеры из своей жизни, не говоря, что можно и по другому и т.д..

 

   Таким образом лень или прокрастинация – это отсутствие мотивации (понимания зачем мне это), либо избегание сложных невротических переживаний. Если вы ленитесь что-то начинать: послушайте, какие эмоции у вас возникают и о чем они говорят, какие слова звучат у вас в голове по отношению к этому делу: хочу, или надо/ должен/ страшно/ не получится/ глупый/ неудачник/ некрасивый и в таком духе? А дальше по схеме выше.

  Не стоит осуждать себя за лень и ставить на себе клеймо. Лучше попробуйте разобраться в чем причины и что тут можно предпринять. Не заставляйте себя, если это не работает, станьте исследователем – узнайте о себе и своем подсознании больше. Сформируйте образ истинно желаемого для вас, и попробуйте действовать в этом направлении, возможно все закрутится со скоростью и успехом.

   Если же самостоятельно разобрать этот клубок не удается, то с этим успешно работают психологи, коучи и терапевты.

 

   *Важно указать, что у лени есть еще и другие причины, это могут быть различные нарушения в работе организма или психики.



Просмотров: 618
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Мы болеем, потому что носим либо лишние килограммы, либо лишние эмоции
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • Кризис. Либо ставить жизнь на паузу, либо выходить из нее
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • А если на приёме у психолога Вам что-либо не понравилось?
  • «Меняйся, если вообще чего-либо хочешь!» - о газлайтинге, критике и о внутренних изменениях.
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Люди которые нас окружают. Если эмоции отсутствуют.
  • Негативные эмоции: что делать, если их слишком много?
  • Что делать, если вы не понимаете свои эмоции?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Либо бал, либо пропал... Синдром Золушки или девичьи мечты?
  • «Ты либо добьешься всего, либо будешь сидеть в луже»
  • Обучение системным расстановкам. Что же делать, если вы не знаете предков, если человек был усыновлен?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Стань таким, как я хочу. Но меня принимай таким, какой я есть!
  • Стань таким, как я хочу! И прими меня таким, какой я есть!
  • Про лень, апатию и нежелание что-либо делать
  • Если вы хотите заинтересовать или просто расположить к себе мужчину - сделайте эту вещь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь