Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?

Автор статьи: Олеся Русак

Краткое содержание статьи:

  • Смысл – это когда я понимаю взаимосвязи и действую.
  • Если мне это не ценно, я этого не должен делать.
  • Если не хочется жить.

 

Бывает сидишь на работе и думаешь: «Что я тут делаю? Это никому не нужно!». Или смотришь в три часа ночи третий сезон сериала и: «Боже мой, на какую фигню я трачу время…». Или даже так: «Зачем снова и снова мыть пол?! Он все равно через пять минут будет грязным!».

Дорожные пробки, готовка, уборка… выполнение домашних заданий, хождение на работу, общение с друзьями, тем более с дальними родственниками… всё это может вызывать у человека вопрос – зачем? В чем смысл?

 

«Лошадью ходи!»

Вопросы о смысле у нас возникают, когда мы не понимаем, что происходит, когда у нас нет ориентиров для решения тех или иных задач.

В экзистенциальном анализе (ЭА) считается, что смысл – это поступающая от мира информация о том, как он устроен, о том, куда встроена данная ситуация, а в ней – я. Смысл – это всегда вопрос больших взаимосвязей, контекста.

 

Сижу на работе, чтобы дали зарплату.

Смотрю сериал, чтобы Завтра подольше не наступало.

Делаю домашку, чтобы получить пятерку на контрольной.

 

Еще один пример. Вот я первый раз стал свидетелем того, как люди играют в шахматы. Сидят два человека, переставляют какие-то фигурки на доске. Зачем они это делают? Что это за фигурки? Сидят, думаю чего-то… ерунда какая-то!

Но вот мне объяснили контекст: клетки на доске – это места для фигур, слон ходит только так, ферзь только так. Задача игроков последовательно ходить таким образом, чтобы королю противоположной «фракции» поставить мат. Мат – это когда король на любой доступной ему клетке находится под угрозой съедения.

- Ааа…, – понимаю я. – Тогда понятно! Интересно! «Лошадью ходи»!

 Мне стал понятен смысл действий игроков. Я понял взаимосвязи.

Кода мы понимаем контекст, когда мы понимаем, к чему приведут наши действия, тогда вопрос о смысле не возникает.

 Смысл – это всегда про действия. Зачем мне что-то делать? Как приложенные мной усилия изменят действительность? Если я это понимаю, мне интересно делать.

 

Я не должен звонить бабушке!

Житейской понимание слова «должен» у нас связано с чем-то тяжелым, неприятным, с тем, чего не хочется (но надо!) делать.

 Понимаете уже, да? Раз я не хочу делать, значит я не вижу контекста, не понимаю для чего (хорошего для меня) это нужно.

 Можно сказать:

- Ты должен поздравить бабушку с днем рождения, чтобы быть хорошим внуком!

Это сработает, если «быть хорошим внуком» для меня ценно. Если такой ценности у меня нет, в гробу я видал это хорошевнучество. Не хочу, не буду.

 В ЭА мы считаем, что «Я должен» - только лишь четвертый шаг. Сначала нужно посмотреть на факты, на то, что я реально могу. Я могу позвонить бабушке? Могу. Это раз. Затем мы смотрим на то, что мне нравится, что является для меня ценным. Быть тем, кто звонит бабушке в ДР для меня не ценно. А что ценно? Например, получать от бабушки подарки. Мне важно получать от бабушки подарки? Важно! Мне это очень приятно! Я так понимаю, что бабушка меня любит, а мне ценно, чтобы она меня любила. Плюс она всегда к подарку прилагает сэкономленную тысячу рублей и конфеты! Третий шаг – это смотреть на то, что подходит именно мне. Допустим, звонить бабушке, чтобы она не обиделась и продолжала мне что-то дарить (и любить!) – мне не подходит. Ну, не люблю я звонить! Ничего для бабушки не делать, и ждать от нее подарков – не подходит тоже. А что подходит? Мне подходит помогать бабушке налаживать компьютер, настраивать скайп, объяснять, как зарегирстироваться в «Одноклассниках». Мне подходит помочь найти бабушке дядю Вову из техникума, они там вместе учились! Мне подходит выбить для бабушки повышенную пенсию. Когда я все это делаю, с считаю, что я вправе ждать от бабушки подарков.

И только четвертый шаг – должен сделать. Вот я узнал, что пенсионерам решили скостить налог на шесть соток! И я решил этим заняться. Я это могу, я этого хочу, мне это подходит и… я ЭТО ДЕЛАЮ.

А звонить – не звоню. Звоните сами, если это вам нужно.

Смысла нет или Зачем что либо делать если мы вс равно умрем

Как не изменить жене

Порой нам кажется, что мы должны делать что-то такое, чего мы на самом деле не хотим. Там, я не хочу стоять в пробке, но должен. Я не хочу вставать так рано, чтобы ехать в вуз, но должен. Я не хочу делать налоговый отчет, но должен!

Порой нам кажется, что понятия «хочу» и «должен» находятся в отношениях пересечения, т.е. есть вещи которые я а) хочу и должен, б) не хочу и должен, в) хочу и не должен, г) не хочу, и не должен.

 

 Например:

а) хочу + должен. Воспитывать своих детей.

в) не хочу + должен. Выплачивать ипотеку.

г) хочу + не должен. Замутить с симпатичной коллегой на работе (а я женат!).

д) не хочу + не должен. Переезжать на ПМЖ на Северный полюс.

 Все действия типа в-д ощущаются нами как бессмысленные. Нам их делать тяжело. В случае с симпатичной коллегой тяжело не делать, т.к. хочется!

Когда я не хочу и не должен – все понятно, просто не делаю.

Когда я хочу и должен – тоже все понятно, делаю и получаю удовольствие.

 А вот действия типа в-г ощущаются нами как вынужденные, бессмысленные! Вытягивающие все силы. А делать-то их НАДО!

 Лафйках от ЭА по поиску смысла

В нашей парадигме 1) мы должны только то, чего хотим, 2) если мы не видим смысла, мы начинаем смотреть по сторонам, смекать что как устроено, мы начинаем стараться понять взаимосвязи и наше влияние на действительность.

Что делать, если коллега уж очень симпатичная и себя становится трудно сдерживать? Искать большое «я хочу», в которое включено наше «я должен» (в данном случае – я не должен изменять).

 Какие тут могут быть большие я хочу? Я хочу сохранить семью. Я хочу «быть хорошим мужем». Я хочу жить спокойно и не тратить кучу сил на сокрытие отношений на стороне. И т.д. У каждого это свое «я хочу».

Еще раз, если вам трудно что-то делать, если вы не видите в своих рутинных делах смысла, ищите большее я хочу.

В самых сложных и невыносимых ситуациях вспоминайте про доведенное до предела желание «я хочу», и это желание – «я хочу ЖИТЬ».

 

А если я не хочу жить?

Есть люди, которые запрашивают больший контекст (смысл) для всей жизни в целом. Зачем вообще Жизнь? И когда ответа нет, когда более широкие взаимосвязи не найдены, пропадает желание жить, пропадает желание что-либо делать.

 В ЭА разделяют два вида смысла.

Первый (онтологический) – это про понимание смысла вообще, жизни вообще, бытия вообще. Зачем всё? Зачем нечто создано?

Я не знаю зачем. ЭА тоже не знает. Предполагаю, что не знает никто. Разве что господь бог.

Второй (экзистенциальный) – про мою конкретную жизненную ситуацию. Сегодня у бабушки день рождения. Я внук. Мама предлагает поздравить бабушку по телефону. Я смотрю на эту ситуацию, на себя в ней, я понимаю взаимосвязи, я выискиваю ориентиры для принятия решения. Я как-то действую.

И это смысл меня здесь и сейчас. Это то, как я, встроенные в более широкий контекст, изменяю реальность. Это то, как мои поступки меняют будущее.

Смысл – это реализация мною наиболее ценной возможности в данной ситуации.

Примечание. Я не звоню бабушке. Я выясняю, как освободить ее от налогового бремени.

 



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Мне 25, и я не хочу умирать. Что делать если сильный страх смерти?
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Сексуальное воспитание детей. Зачем, Когда , Как и Кто должен рассказывать ребёнку про “это»?
  • Хочу быть идеальным психологом. Что это значит?
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Мама - это не про меня. Материнский инстинкт - что делать, если он не возник(ает)?
  • Если вы сами не знаете чего хотите, то как это должен знать ваш мужчина?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Миссия - это то, что человек должен сделать, придя на эту Землю.
  • Что делать, если муж ушел в запой? Как убрать привязку к прошлой семье? Хочу, чтобы муж давал деньги
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Зачем людям жизнь: хочу или должен?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь