Зачастили в последнее время родители с детьми 10-16 лет с проблемой мотивации к обучению, основные жалобы на то, что ребенок не хочет учиться, не посещает занятия, не делает домашние задания, ничем не интересуется и
Рассмотрим основные причины нежелания учиться.
Не сформирован навык "умения учиться".
"Уметь учиться"- это целый процесс, который включает в себя организацию своей деятельности в школе и дома; определение целей познавательной деятельности; умение искать и находить нужную информацию; - оценивать свои результаты; сотрудничать с другими учащимися и т.д. Этот навык формируется в процессе начальной школы и большей частью является результатом работы родителей, именно они должны научить ребенка учиться за первые 3-4 года обучения в школе.
Не понимание практической принадлежности тех знаний и умений, которые ребенок осваивает. То есть, "учусь, а зачем и для чего это надо не знаю, поэтому не вижу перспективы и смысла в этом". Любой деятельности всегда предшествует определенная потребность, то есть состояние нужды в чем - либо необходимом для нашего дальнейшего существования. Есть необходимость -есть мотив-есть деятельность-есть результат. Нет необходимости -нет деятельности-нет результата. Мы должны чувствовать потребность в осуществлении той или иной деятельности, понимать и осознавать ее смысл.
Потеря интереса к обучению. Так уж заложено природой, что каждый возрастной этап сопровождает ведущая деятельность и каждый раз она разная, поскольку и функции выполняет разные. Так вот, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, в подростковом она теряет свой приоритет, на смену ей приходит интимно - личностное общение со сверстниками, которое раскрывает путь к познанию своего "Я" и обретению "чувства взрослости". На данном этапе важно быть частью компании, важно быть признанным в кругу сверстников, важно иметь друзей.
Чрезмерная дополнительная нагрузка (кружки, секции, репетиторы). Всего должно быть в меру. Организм в подростковом возрасте претерпевает значительные физиологические изменения, идет гормональная перестройка и нервная система в этот момент, крайне, уязвима, ее перегрузка чревата нервным срывом.
Неблагополучные отношения в семье. Гиперопекающие, авторитарные или равнодушные родители. Ребенок - зеркало семьи, все, что происходит с его поведением, в большинстве своем, имеет корни там. Как будет вести себя подросток, претендующий своей природой и существом на самостоятельность, вести себя в ситуации, где с ним до сих пор совместно делают уроки и при неудачном результате в самостоятельном решении, постоянно транслируют мысль о том, что «без меня ты не справишься, только благодаря мне у тебя хорошие оценки»? (цитата из реального случая).
Неблагополучные отношения в школе (конфликты с учителями и одноклассниками).
И первое, и второе не редкость в наших школах. Если учителя в наше время, транслирующее индивидуально личностный подход к каждому учащемуся, позволяют себе давить, недооценивать, предъявлять чрезмерные требования, унижать, что говорить о сверстниках.
Отношения с противоположным полом «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, общение с противоположным полом, желание душевной близости, принятия, понимания. На этом фоне формируются первые привязанности, приходят первые разочарования, сопровождающиеся сильными эмоциями и чувствами.
Акцентуации характера. Это усиление личностных черт, которое происходит на фоне подростковых изменений. Акцентуация не считается психическим расстройством и является крайним вариантом нормы, определяет поведение и поступки личности, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. В сложных для человека ситуациях осложняет жизнь ему и окружающим.
Плохая компания.
Что делать если ребенок не хочет учиться?
Найти причину нехотения
Замотивировать и заинтересовать
Надавить и заставить
Отпустить
Разобраться в ситуации самостоятельно, крайне непросто, совместная консультация с психологом поможет вам выявить причины снижения учебной мотивации и наметить правильные пути решения и коррекции проблемы.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.