Ребенок не хочет учиться: причины и возможные пути решения

Автор статьи: Ксения Кондаурова

  Ребенок не хочет учиться причины и возможные пути решения

В этой статье я попробую ответить на вопрос, который волнует многих родителей. Основываюсь здесь на своем профессиональном опыте, на том, с какими вещами сталкивалась и какие замечала в практической работе.


  Итак, начнем. Зачастую, родители спохватываются и начинают серьезно переживать из-за того, что ребенок плохо учится, в средней школе. И, испробовав все знакомые и привычные методы воздействия, родители либо опускают руки и предоставляют ребенку самому выбирать, как выстраивать свой дальнейший жизненный путь, либо обращаются за помощью. Лично я вижу несколько ярких причин, по которым дети не желают учиться, остановлюсь на каждой в отдельности.

1. У ребенка все есть. Семьи, в которых растут такие дети, довольно обеспечены. Хотя бывает и такое, что семья не слишком обеспечена, но тем не менее, ребенку стараются ни в чем не отказывать. Родители его жалеют и хотят, чтобы у него все было. Поэтому он, с того момента, когда он начал себя осознавать, имел практически все, что было нужно ребенку. И сейчас он не понимает, зачем ему стараться. Для чего, если у него уже все есть? На столе всегда разнообразная вкусная еда, в его комнате полно всяких гаджетов, возможно, даже игровой компьютер. А на каникулах он с семьей поедет отдыхать, вне зависимости от того, какие оценки получит за год. Родители заботятся об этом ребенке и он считает, что так будет всегда. Родители обеспечили ему детсво, обеспечат и зрелость. У него просто нет мотивации. Иногда родители все же спохватываются и дарят ему ценные подарки с оговоркой "это тебе для того, чтобы ты... исправил двойки по английскому/начал мыть за собой посуду/приходил домой вовремя/не нарушал дисциплину". Но подарки "заранее" не работают. Представьте, если бы вам платили бы зарплату вначале каждого месяца, вне зависимости от того, насколько продуктивно вы работает и работаете ли вообще. Я думаю, вы тоже вскоре перестали бы выполнять свои функции, ведь вы бы знали, что в любом случае в начале следующего месяца вы все равно получите свою зарплату.

Что делать? Если вы осознали, что не хотите всю жизнь подкладывать соломку под своего ребенка и желаете, чтобы он научился самостоятельно выстраивать свою жизнь, необходимо ликвидировать систему поощрений "на опережение". Вы не хотите его наказывать, отлично, и не надо. Но поощряйте его только за что-то заслуженное. И не поощряйте, если он этого не заслужил. Он хочет планшет? Подарите ему планшет только в обмен на отсутствие двоек в полугодии. Соответственно будут двойки - не будет планшета. Возможно, вам так же все-таки придется лишить его того, что отвлекает от учебы и не является необходимым для жизни. И сказать, что вернете это, как только он исправит ситуацию с учебой. Если же вам жалко лишать его того, что для него важно, подумайте, не оказываете ли вы ему медвежью услугу, ведь мир за стенами вашего дома не будет так аккуратен и лоялен с ним. Выйдя во взрослый мир и привыкнув все получать просто за сам факт своего существования, ребенок столкнется с чудовищной фрустрацией. 

2. Ребенок не знает, как все исправить. Он уже очень давно запустил учебу (однажды не понял тему/не выполнил задание/пропустил важный урок, и все понеслось как снежный ком) и теперь мысль о том, что нужно как-то выбираться из этого болота вызывает у него такое напряжение, что проще вообще не думать об учебе. Он не думает, не пытается исправить ситуацию и, соответсвтенно, еще глубже погрязает в неудах. Ругань, наказания, вызовы к директору не помогают в такой ситации, да и не могут помочь, ведь они только усиливают напряжение, приводящее к отстранению от учебы. На вопрос "почему ты не учишься?" он печально отвечает "не знаю". 

Такого ребенка нужно поддержать. Помочь ему понять, что все еще можно наладить, время есть и он сможет со всем справиться. Найдите то место в каждом из предметов, где он перестал справляться и объясните, подтяните. Или же придется нанять репетиторов. С таким ребенком главное  - начать. И помнить, что ругать бесполезно, он и сам себя, наверняка, отлично ругает. От вас же ему нужна поддержка и реальная помощь.

3. Ребенок пассивен и находится в тягостном психологическом состоянии. Ему сложно сосредоточиться на учебе, так как для него сейчас важнее другое. Что-то нехорошее, требующее всей его сосредоточенности, происходит в его личной жизни или семье. Он пытается решить, как ему с этим быть, найти выход. Учиться нет ни желания, ни сил. 

Для начала нужно понять, что происходит с ребенком. Иногда родители применяют жестокие, несправедливые методы воспитания и с искренним недоумением вопрошают ребенка, почему он ведет себя не так, как они от него ждут. Он обижен на родителей, подавлен, ему плохо. В подобной ситуации родителям необходимо набраться мужества и признаться себе, что они могут перегибать палку в своем стремлении причинить добро и нанести пользу. Признаться, столкнуться с виной, пережить ее и уже тогда попытаться наладить жизнь своего ребенка. Транслировать ему послания, что он ценен, важен, его любят. 

Иногда ребенку тяжело переносить сорры или конфликты в семье (особенно в до-подростковом возрасте). Это тоже может вызывать тревогу, напряжение и лишать сил. Особенно, если конфликт происходит между родителями. В таком случае стоит объяснить ребенку, что его вины в этом нет и его по прежнему любят. 

В тех случаях же, когда какие-то проблемы случаются в личной жизни ребенка, родители нередко чувствуют себя беспомощными. Но это не так. Поддержка и безусловное принятие со строны родных является мощным ресурсом для любого человека, а особенно для подростка. Поговорите с ним, предложите обратиться к психологу, если он не готов быть откровенным с вами. Вы действительно не можете решить его проблемы напрямую, но вы можете так поддержать его, чтобы он сумел разобраться с проблемами сам. И постоянно сообщайте ему о том, что вы рядом, принимаете его и он может на вас расчитывать.

4. Ребенок безответственнен/у него нет цели, ради которой нужно учиться.

Этот пункт является дополнением ко всем остальным пунктам и глубже раскрывает тему "а что, собственно, делать". Кроме того, я сознательно объединила две причины в один пункт, так как у них схожее, на мой взгляд, решение.

Ребенок не умеет учиться. Он не видит связи между хорошой учебой и благополучной взрослой жизнью, ибо взрослая жизнь кажется ему очень уж далекой. А дорога, по которой ему нужно пройти слишком длинной и трудной. Главная ошибка, которую допускают в этой ситуации (да и во всех вышеперечисленных) родители - пускают все на самотек, самоустраняются и представляют ребенку самому разбираться со своими проблемами. Но он не умеет быть ответственным, он не знает, как принимать решения самому. Он не научен этому. Соответственно отдавая брозды правления в его руки, вы рискуете только усугубить ситуацию. 

Научите его ставить цели и добиваться их. Близкие цели. Например: напишешь контрольную на 4 - отпущу в гости к подружке/пойдем в субботу в кафе и т.д (цель не обязательно должна быть материальной).  И не ставьте слишком амбициозные цели, иначе ребенок не сможет успешно их достигать и разочаруется в себе еще больше. Такой способ воспитания укрепит семейную иерархию, в котрой родитель занимает главенствующее место, что пойдет на пользу всей семейной системе. А ребенок сможет усвоить цепочку "постановка цели > путь к достижению > результат" и поверит в себя.

Нормально, когда подросток в 13, 14... да даже в 19 лет не знает, чем он хочет заниматься в жизни. Плохо, если он не знает, чем хочет заниматься сейчас. Это значит, что либо доступ к своим желаниям блокирован, либо ребенок переживает апатию или даже депрессию. Ваша задача помочь ему понять себя. Мотивировать  его искать то, что ему интересно. И мотивировать этим заниматься. Верить в него. У ребенка должно быть какое-то хобби, отдушина. И не важно будет это спорт или чтение комиксов. Энергия появляется, когда мы делаем что-то, что дает нам энергию.

И главное, помните: даже если проблемы и переживания ребенка кажутся вам пустяковыми по сравнению с тем, что переживаете вы, не забывайте о том, что вы уже прожили какую-то часть своей жизни, накопили жизненный оыт и вам есть с чем сравнивать. А ребенок только начинает проживать свою единственную жизнь прямо сейчас. Для него многое в новинку и у него еще нет достаточного жизненного опыта, чтобы определить серьезны или несерьезны его проблемы. Для него все серьезно и все по-настоящему. Дайте ему безусловную любовь и поддержку, ведь ему больше неоткуда будет ее получить. 



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • «Ему все равно!», или что стоит за «каменным» лицом?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Как помочь близкому человеку, когда ему плохо, в его переживаниях.
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • А что бы вы сказали, если бы мужчина признался, что ему стыдно?
  • Как легко объяснить ребенку, что ему надо
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь