Научные знания о человеке как БиоПсихоСоциоДуховной самоорганизующейся и саморегулирующейся системе дают нам понимание, откуда берется эта проблема и как с ней работать. Ниже попытаюсь объяснить все это "человеческим" языком.
Сначала у человека внутренние потребности организма диктуют поведение - поиск пищи при голоде, нападение или бегство от врага. В памяти коры головного мозга на клеточном уровне закрепляются эти сложные двигательные акты, направленные на удовлетворение инстинктов.
Но кроме этого человеку с младенчества прививают другие программы поведения - правила общественного поведения, морали, этики. Даже если ты голоден, должен поделиться с ближним, пожалеть его. Ты должен заступиться за чужого ребенка, не должен красть, убивать, обманывать.
Таким образом, поведение человека подчиняется двум корковым программам -животной и социальной. Животная программа направлена на удовлетворение биологических потребностей индивида, а социальная - на удовлетворение интересов общества. Они нередко вступают в противоречия друг с другом.
Человек отличается от животного тем, что за счёт постоянного упражнения социальной модели поведения клетки коры головного мозга начинают давать больше импульсов на одни и те же раздражители и усиленно работать. В этом заключается главный секрет человеческой психики, что социальные программы на клеточном уровне способны пересилить и подавить инстинкты.
С другой стороны, это не легко даётся и не всегда осуществляется. Если инстинкты напряжены сильно, это может сорвать все моральные принципы, привитые воспитанием. Что мы и наблюдаем в повседневной жизни у людей, которые привыкли ставить интересы других превыше собственных. Сначала под видом заботы о ближнем такой человек забывает поесть, начинает меньше спать, отодвигает свои интересы на задний план до лучших времён и более удобного момента. Незаметно для себя он начинает злиться, даже не подозревая того.
Эмоции человека требуют выхода. Когда накапливается критическая масса недовольства злость вырывается наружу естественным образом в виде крика и ругани, либо косвенно в виде соматических симптомов в случае запрета на проявление негативных эмоций.
Нужно учесть, что точка кипения и порог терпимости у всех людей разные, т.к. различно соотношение врождённых и социальных программ, которые формируются в течение жизни на клеточном уровне.
Отсюда напрашивается вывод, что для выстраивания гармоничных отношений человека с самим собой ("внутри себя") и с окружающими, очень важно соблюдать баланс личного и общественного. При таких условиях будет субъективно "хорошо", а не "плохо". Здесь вспоминается популярная ныне техника самоанализа и самопомощи "Колесо баланса", которая позволяет визуально изобразить реальное соотношение этих сфер в жизни конкретного человека.
Баланс личного и социального необходимо учитывать и родителям при воспитании детей. Для формирования психологически здорового, самодостаточного, уверенного в себе человека важно не только воспитывать ребенка, т.е. учить его поведению в социуме, но и обучить его заботиться о себе через развитие навыков саморефлексии.
Саморефлексия - это умение описывать себя с точки зрения четырех лидирующих подсистем человека - телесной, психологической, социальной, духовно-нравственной. Более конкретно это проявляется в том, что нужно развивать себе способность отвечать на 9 вопросов при возникновении конкретной проблемной ситуации:
Телесный уровень:
Какие у меня в этой ситуации физиологические реакции? В какой части тела? Какие именно ощущения? (жар, холод, покалывание, комок, напряжение...).
Психологический уровень:
Что я думаю в данной конкретной ситуации? (весь поток мыслей, который удасться зафиксировать). Каким жизненным принципом или правилом руководствуюсь?
Какие эмоции и чувства я сейчас испытываю? (стыд, вина, злость, страх, печаль и их вариации; одиночество, разочарование, обида...).
Какие действия я сделал в ответ на ситуацию? (закричал, смолчал, ушел, хлопнул дверью, отвернулся...).
Социальный уровень:
Отношения с каким человеком мне наиболее значимы в этой ситуации?
Какой мой социальный статус по отношению к этому человеку? (на равных, выше, ниже, зависимый, начальник, подчиненный...).
Духовно-нравственный уровень:
Какие мои ценности актуализируются в данной ситуации? (активная жизнь, здоровье, работа, природа, искусство, любовь, материальная обеспеченность, общение с друзьями, уверенность в себе, свобода, развитие, семья, творчество...).
Какие желания у меня есть в данной конкретной ситуации? Что я хочу для себя от людей и от жизни в этот момент?
Какая потребность у меня в данный момент? (сон, еда, отдых, секс, безопасность, быть принятым и любимым, в успехе и одобрении, во власти, в самореализации...).
Человеку важно уметь себя отслеживать на всех этих уровнях, чтобы вовремя заметить, в какой сфере накопилось напряжение и своевременно позаботиться о себе. Если на каком-то уровне наблюдается сбой, то теряется способность управлять своей жизнью и в обществе появляются неуверенные в себе люди, которые не умеют любить себя, понять и принять. Конкретно это может проявляться в том, что не удается найти время на себя, расставить приоритеты и спланировать время с учётом своих желаний, организовать себе условия для занятий любимым делом вместо работы, которая не приносит никакого удовлетворения.
По моему личному субъективному мнению в когнитивно-поведенческом подходе есть простые и понятные, как для клиента, так и для консультанта инструменты, которые позволяют разобраться в себе. А главное, этими инструментами можно научиться пользоваться самостоятельно за относительно короткий промежуток времени и не зависеть от психолога или других людей, когда понадобится разложить проблему по полочкам или оказать себе поддержку.
В качестве самодиагноститики предлагаю детально описать какую-то конкретную проблемную ситуацию:
- вспомнить людей, с которыми разговаривали; - фразы, которые друг другу говорили;
и далее ответить на вышеперечисленные 9 вопросов.
Полные детальные ответы на эти вопросы расширяют самопонимание и наталкивают на определенные размышления о причинах проблемы и пути ее решения. Если же ответить на некоторые вопросы сложно или невозможно, то это указывает на слепое пятно в понимании себя и показывает, над чем нужно работать, чтобы помочь себе в решении проблемы.
Например:
некоторые люди не могут вспомнить, что думают в конкретный момент;
не распознают свои эмоции и ощущения;
не замечают самые минимальные физиологические проявления своих эмоций на этапе, когда с ними ещё можно что-то сделать без таблеток;
не осознают своё положение в иерархии межличностных отношений (выше, ниже, на равных);
не могут выделить конкретного человека, с которым в данный момент находятся в значимых отношениях, а вместо этого возникает какой-то собирательный образ (со всеми, с группой);
плохо ориентируются в собственной системе ценностей, не осознают свои потребности и боятся назвать свои желания.
Эти затруднения бывают незначительными по причине того, что люди не привыкли задавать себе такие вопросы. А бывают и более существенными, связанными с наличием психологических проблем. Если самому разобраться сложно, а проблема повторяется на протяжении длительного времени, то психолог поможет все разложить по полочкам и постепенно восстановить слепые пятна в понимании себя, чтобы взвешенно и осознанно принять важное решение.
С любовью к своему Делу и заботой о Вас Анна Колесова Психолог, онлайн консультант (Спб, скайп, whatsapp)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.