|
Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочьАвтор статьи: Колесова Анна Александровна
Сначала у человека внутренние потребности организма диктуют поведение - поиск пищи при голоде, нападение или бегство от врага. В памяти коры головного мозга на клеточном уровне закрепляются эти сложные двигательные акты, направленные на удовлетворение инстинктов. Но кроме этого человеку с младенчества прививают другие программы поведения - правила общественного поведения, морали, этики. Даже если ты голоден, должен поделиться с ближним, пожалеть его. Ты должен заступиться за чужого ребенка, не должен красть, убивать, обманывать. Таким образом, поведение человека подчиняется двум корковым программам -животной и социальной. Животная программа направлена на удовлетворение биологических потребностей индивида, а социальная - на удовлетворение интересов общества. Они нередко вступают в противоречия друг с другом. Человек отличается от животного тем, что за счёт постоянного упражнения социальной модели поведения клетки коры головного мозга начинают давать больше импульсов на одни и те же раздражители и усиленно работать. В этом заключается главный секрет человеческой психики, что социальные программы на клеточном уровне способны пересилить и подавить инстинкты. С другой стороны, это не легко даётся и не всегда осуществляется. Если инстинкты напряжены сильно, это может сорвать все моральные принципы, привитые воспитанием. Что мы и наблюдаем в повседневной жизни у людей, которые привыкли ставить интересы других превыше собственных. Сначала под видом заботы о ближнем такой человек забывает поесть, начинает меньше спать, отодвигает свои интересы на задний план до лучших времён и более удобного момента. Незаметно для себя он начинает злиться, даже не подозревая того. Эмоции человека требуют выхода. Когда накапливается критическая масса недовольства злость вырывается наружу естественным образом в виде крика и ругани, либо косвенно в виде соматических симптомов в случае запрета на проявление негативных эмоций. Нужно учесть, что точка кипения и порог терпимости у всех людей разные, т.к. различно соотношение врождённых и социальных программ, которые формируются в течение жизни на клеточном уровне. Отсюда напрашивается вывод, что для выстраивания гармоничных отношений человека с самим собой ("внутри себя") и с окружающими, очень важно соблюдать баланс личного и общественного. При таких условиях будет субъективно "хорошо", а не "плохо". Здесь вспоминается популярная ныне техника самоанализа и самопомощи "Колесо баланса", которая позволяет визуально изобразить реальное соотношение этих сфер в жизни конкретного человека. Баланс личного и социального необходимо учитывать и родителям при воспитании детей. Для формирования психологически здорового, самодостаточного, уверенного в себе человека важно не только воспитывать ребенка, т.е. учить его поведению в социуме, но и обучить его заботиться о себе через развитие навыков саморефлексии. Саморефлексия - это умение описывать себя с точки зрения четырех лидирующих подсистем человека - телесной, психологической, социальной, духовно-нравственной. Более конкретно это проявляется в том, что нужно развивать себе способность отвечать на 9 вопросов при возникновении конкретной проблемной ситуации:
Человеку важно уметь себя отслеживать на всех этих уровнях, чтобы вовремя заметить, в какой сфере накопилось напряжение и своевременно позаботиться о себе. Если на каком-то уровне наблюдается сбой, то теряется способность управлять своей жизнью и в обществе появляются неуверенные в себе люди, которые не умеют любить себя, понять и принять. Конкретно это может проявляться в том, что не удается найти время на себя, расставить приоритеты и спланировать время с учётом своих желаний, организовать себе условия для занятий любимым делом вместо работы, которая не приносит никакого удовлетворения. По моему личному субъективному мнению в когнитивно-поведенческом подходе есть простые и понятные, как для клиента, так и для консультанта инструменты, которые позволяют разобраться в себе. А главное, этими инструментами можно научиться пользоваться самостоятельно за относительно короткий промежуток времени и не зависеть от психолога или других людей, когда понадобится разложить проблему по полочкам или оказать себе поддержку. В качестве самодиагноститики предлагаю детально описать какую-то конкретную проблемную ситуацию: - вспомнить людей, с которыми разговаривали; - фразы, которые друг другу говорили; и далее ответить на вышеперечисленные 9 вопросов. Полные детальные ответы на эти вопросы расширяют самопонимание и наталкивают на определенные размышления о причинах проблемы и пути ее решения. Если же ответить на некоторые вопросы сложно или невозможно, то это указывает на слепое пятно в понимании себя и показывает, над чем нужно работать, чтобы помочь себе в решении проблемы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|