Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь

Конфликт хочу и надо в человеке причины формирования и как помочь

Научные знания о человеке как БиоПсихоСоциоДуховной самоорганизующейся и саморегулирующейся системе дают нам понимание,  откуда берется эта проблема и как с ней работать. Ниже попытаюсь объяснить все это "человеческим" языком.

Сначала у человека внутренние потребности организма диктуют поведение - поиск пищи при голоде, нападение или бегство от врага. В памяти коры головного мозга на клеточном уровне  закрепляются эти сложные двигательные акты, направленные на удовлетворение инстинктов.

Но кроме этого человеку с младенчества прививают другие программы поведения - правила общественного поведения, морали, этики. Даже если ты голоден, должен поделиться с ближним, пожалеть его. Ты должен заступиться за чужого ребенка, не должен красть, убивать, обманывать.

Таким образом, поведение человека подчиняется двум корковым программам -животной и социальной. Животная программа направлена на удовлетворение биологических потребностей индивида, а социальная - на удовлетворение интересов общества. Они нередко вступают в противоречия друг с другом.

Человек отличается от животного  тем, что за счёт постоянного упражнения социальной модели поведения клетки коры головного мозга начинают давать больше импульсов на одни и те же раздражители и усиленно работать. В этом заключается главный секрет человеческой психики, что социальные программы на клеточном уровне способны пересилить и подавить инстинкты.

С другой стороны, это не легко даётся и не всегда осуществляется. Если инстинкты напряжены сильно, это может сорвать все моральные принципы, привитые воспитанием. Что мы и наблюдаем в повседневной жизни у людей, которые привыкли ставить интересы других превыше собственных. Сначала под видом заботы о ближнем такой человек забывает поесть, начинает меньше спать, отодвигает свои интересы на задний план до лучших времён и более удобного момента. Незаметно для себя он начинает злиться, даже не подозревая того.

Эмоции человека требуют выхода. Когда накапливается критическая масса недовольства злость вырывается наружу естественным образом в виде крика и ругани, либо косвенно в виде соматических симптомов в случае запрета на проявление негативных эмоций.

Нужно учесть, что точка кипения и порог терпимости у всех людей разные, т.к. различно соотношение врождённых и социальных программ, которые формируются в течение жизни на клеточном уровне.

Отсюда напрашивается вывод, что для выстраивания гармоничных отношений человека с самим собой ("внутри себя") и с окружающими, очень важно соблюдать баланс личного и общественного. При таких условиях будет субъективно "хорошо", а не "плохо". Здесь вспоминается популярная ныне техника самоанализа и самопомощи "Колесо баланса", которая позволяет визуально изобразить реальное соотношение этих сфер в жизни конкретного человека.



Баланс личного и социального необходимо учитывать и родителям при воспитании детей. Для формирования психологически здорового, самодостаточного, уверенного в себе человека важно не только воспитывать ребенка, т.е. учить его поведению в социуме, но и обучить его заботиться о себе через развитие навыков саморефлексии.

Саморефлексия - это умение описывать себя с точки зрения четырех лидирующих подсистем человека - телесной, психологической, социальной, духовно-нравственной. Более конкретно это проявляется в том, что нужно развивать себе способность отвечать на 9 вопросов при возникновении конкретной проблемной ситуации:

     Телесный уровень: 

  1. Какие у меня в этой ситуации физиологические реакции? В какой части тела? Какие именно ощущения? (жар, холод, покалывание, комок, напряжение...).

    Психологический уровень: 
  2. Что я думаю в данной конкретной ситуации? (весь поток мыслей, который удасться зафиксировать). Каким жизненным принципом или правилом руководствуюсь?
  3. Какие эмоции и чувства я сейчас испытываю? (стыд, вина, злость, страх, печаль и их вариации; одиночество, разочарование, обида...).
  4. Какие действия я сделал в ответ на ситуацию? (закричал, смолчал, ушел, хлопнул дверью, отвернулся...).

    Социальный уровень: 
  5. Отношения с каким человеком мне наиболее значимы в этой ситуации?
  6. Какой мой социальный статус по отношению к этому человеку? (на равных, выше, ниже, зависимый, начальник, подчиненный...).

    Духовно-нравственный уровень:
  7. Какие мои ценности актуализируются в данной ситуации? (активная жизнь, здоровье, работа, природа, искусство, любовь, материальная обеспеченность, общение с друзьями, уверенность в себе, свобода, развитие, семья, творчество...).
  8. Какие желания у меня есть в данной конкретной ситуации? Что я хочу для себя от людей и от жизни в этот момент? 
  9. Какая потребность у меня в данный момент? (сон, еда, отдых, секс, безопасность, быть принятым и любимым, в успехе и одобрении, во власти, в самореализации...).

Человеку важно уметь себя отслеживать на всех этих уровнях, чтобы вовремя заметить, в какой сфере накопилось напряжение и своевременно позаботиться о себе. Если на каком-то уровне наблюдается сбой, то теряется способность управлять своей жизнью и в обществе появляются неуверенные в себе люди, которые не умеют любить себя, понять и принять. Конкретно это может проявляться в том, что  не удается найти время на себя, расставить приоритеты и спланировать время с учётом своих желаний, организовать себе условия для занятий любимым делом вместо работы, которая не приносит никакого удовлетворения.

По моему личному субъективному мнению в когнитивно-поведенческом подходе есть простые и понятные, как для клиента, так и для консультанта инструменты, которые позволяют разобраться в себе. А главное, этими инструментами можно научиться пользоваться самостоятельно за относительно короткий промежуток времени и не зависеть от психолога или других людей, когда понадобится разложить проблему по полочкам или оказать себе поддержку.

В качестве самодиагноститики предлагаю детально описать какую-то конкретную проблемную  ситуацию:

- вспомнить людей, с которыми разговаривали;
- фразы, которые друг другу говорили;

и  далее ответить на вышеперечисленные 9 вопросов.

Полные детальные ответы на эти вопросы расширяют самопонимание и наталкивают на определенные размышления о причинах проблемы и пути ее решения. Если же ответить на некоторые вопросы сложно или невозможно, то это указывает на слепое пятно в понимании себя и показывает,  над чем нужно работать, чтобы помочь себе в решении проблемы.

Например: 

  • некоторые люди не могут вспомнить, что думают в конкретный момент;
  • не распознают свои эмоции и ощущения;
  • не замечают самые минимальные физиологические проявления своих эмоций на этапе, когда с ними ещё можно что-то сделать без таблеток;
  • не осознают своё положение в иерархии межличностных отношений (выше, ниже, на равных);
  • не могут выделить конкретного человека, с которым в данный момент находятся в значимых отношениях, а вместо этого возникает какой-то собирательный образ (со всеми, с группой);
  • плохо ориентируются в собственной системе ценностей, не осознают свои потребности и боятся назвать свои желания. 

    Эти затруднения бывают незначительными по причине того, что люди не привыкли задавать себе  такие вопросы. А бывают и более существенными, связанными с наличием психологических проблем.  Если самому разобраться сложно, а проблема повторяется на протяжении длительного времени, то психолог поможет все разложить по полочкам и постепенно восстановить слепые пятна в понимании себя, чтобы взвешенно и осознанно принять важное решение.


    С любовью к своему Делу и заботой о Вас 
    Анна Колесова 
    Психолог, онлайн консультант 
    (Спб, скайп, whatsapp) 





Просмотров: 822
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Статья 1. "20 вопросов, которые необходимо задавать себе каждое воскресенье".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • "Хроники школьного психолога "Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека»
  • Что может означать фраза мужчины "мне надо разобраться в себе"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как самому себе помочь, когда "накрывает" неуверенность?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Статусному мужчине нужна аналогичная леди. Какой она должна быть? "Руби сук по себе"
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Чтобы заботиться о себе, нужно хорошо знать себя
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь