|
Не хочу учиться! Зачем столько предметов в школе?Автор статьи: Сонькина Евгения Сергеевна
Зачем мне нужна геометрия, биология, если я хочу стать футболистом? Синусы и косинусы не пригодятся мне в жизни, тогда зачем эти муки? – подобными вопросами часто задаются школьники, и даже их родители. Давайте разберемся Экспериментально подтверждено (в частности, Л.С. Выготским), что умственное развитие детей не приклеено к изучению определенных дисциплин, а рассыпано по их освоению в совокупности. Известно, что первоначально дети мыслят комплексно (сначала образуя общее понятие, затем уже его конкретизируют и дифференцируют). Комплексы понятий, ассоциативно цепляясь одно за другое, развиваются до абстрактного мышления лишь к подростковому возрасту. Добавление новых предметов с каждым годом имеет свою психологическую основу. Но дело обстоит не так, что занятия алгеброй развивают одни функции, а литературой другие - на всех школьных дисциплинах развивается абстрактное мышление. В относительно недалеком прошлом в школах преподавали латинский и греческий языки. Уже тогда знали, что формальные дисциплины способны влиять на развитие мышления в целом, и не учитывали их функциональную невостребованность в дальнейшей жизни. Таким образом, динамика умственного развития обуславливается изучением школьных дисциплин в их взаимовлиянии, выходящем за пределы узконаправленной специфики. Говоря модным сегодня языком, у ребенка вырабатываются и закрепляются нейронные связи, с доброй руки которых формируются модели для более качественной обработки и восприятия окружающей действительности, для решения задач повседневной жизни. Мозг, как любая другая мышца в организме человека, нуждается в регулярной тренировке. Выполняя домашние задания, ребенок «протаптывает» свежеобразованные нейронные соединения, делая их устойчивыми. Тут же можем вспомнить и про особенности межполушарного взаимодействия. Правое (творческое, невербальное и связанное со всем креативным) и левое (логическое и последовательное в своем анализе) полушария отвечают за разные виды мыслительной деятельности. Занимаясь только физикой и математикой, обходя стороной как будто маловажные музыкальные или изобразительные занятия (ведь те же художники зачастую закреплены в сознании как малоимущие слои населения, родители же непременно хотят состоятельного будущего для своих еще детей) ребенок будет «прокачивать» только одно полушарие. Вытекающая отсюда однобокость обучения не кажется столь уж привлекательной. Уделяя внимание всем школьным предметам, дети, помимо дисциплинарной закалки, вносят вклад в развитие своего межполушарного взаимодействия и гармоничного развития обоих полушарий мозга. Думаю, мы уже подошли к пониманию того, что научившись спрягать глаголы по падежам и рассчитывать градус транспортиром, ребенок овладевает структурой, позволяющей управляться с задачами, не имеющими ничего общего с грамматикой русского языка и геометрией. Школьное образование помогает (по умолчанию) выстраивать далеко идущие мыслительные конструкции, опираясь на которые ребенок сможет ориентироваться в мире. Учится, в первую очередь, мозг. Вне зависимости от профессионального выбора его обладателя. Поэтому стоит расслабиться и принять как необходимое обременительные лишние знания. С надвигающейся тенденцией школ убирать часть «основных» дисциплин в факультативные, эта тема приобретает особую актуальность. Родители, в сердцах и вслух возмущающиеся, что их детей в школах перегружают и обучают совсем не тому, что им пригодится по жизни, обесценивают для своих детей важность поэтапного структурного обучения. Последние с готовностью подхватывают эти лозунги, ведь синусами пользоваться в своей жизни они с большой вероятностью никогда не будут. Подводя итог, неплохо было бы следовать стихотворному совету: «Всегда к знаниям стремись Хорошенько ты учись», и речь тут совсем не про оценки.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|