Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.

 

Воля - это способность управлять собой, управлять своими желаниями, эмоциями и действиями. Эта способность формируется на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.  До подросткового возраста многие компоненты воли должны быть уже сформированы. Роль взрослого в воспитании снижается. И подросток продолжает самостоятельно развивать волевые качества.

В статье я расскажу, как формируется воля в раннем возрасте и старшем дошкольном. И какие необходимые волевые компоненты должны быть сформированы для обучения в школе.

Закладка волевых процессов у ребенка начинается еще в младенчестве. Ребенок ощущает неудовлетворенность, плачет, мама подходит не мгновенно - и в этот момент ребенок начинает учиться  выдерживать фрустрацию (я хочу - мне не дают). В этом возрасте опасно долго оставлять ребенка без внимания. У ребенка, к котором долго не подходят, когда он плачет, нарушается базовая потребность в безопасности. Примерно, будет такая невербальная  установка - "бессмысленно чего -то  хотеть, просить, все равно ничего не получишь". И, скорее всего, волевые процессы в этом случае  будут слабые.

До года закладывается способность к целеполаганию: ребенок видит игрушку и находит способ до нее добраться. Нарушение волевых процессов будет, если ограждать ребенка, не давать трогать предметы, не давать свободно передвигаться.

Далее, в 2-3 года, если родитель способен говорить нет ребенку, устанавливать границы, выдерживать сопротивление ребенка - тогда у ребенка  начинает формироваться способность выдерживать фрустрацию и справляться со своими эмоциональными реакциями на эту фрустрацию.

Если мама перегружена чувством вины, не в контакте со своими потребностями (а удовлетворяет свои потребности через ребенка) - она будет удовлетворять потребности ребенка по первому требованию. Будет следить за каждым движением ребенка, чтобы предугадать "чего хочет малыш" и тут же дать ему это. Или, что хуже всего, будет убеждать ребенка, что именно ему надо (как в том анекдоте про еврейскую мамочку: - я хочу есть? - нет тебе холодно.. )

Что будет с ребенком в этом случае: ребенок не будет понимать, чего он хочет, или  не будет знать, как взаимодействовать с миром, чтобы получать то, что он хочет. Будет нарушен контакт с телом, с чувствами, потребностями. И управлять всем этим ребенку будет сложно.

Следующий этап, 4-7 лет, дошкольный период. Ребенок учится регулировать свою произвольность. В этом возрасте важно сформировать понятие "правило", научить понимать причины и следствия событий. В этом помогут сюжетные игры, игры по правилам.

Так же важный возраст для формирования чувств. Этот возраст еще называют нежным. Для ребенка важно одобрение родителя. Позволяйте деткам вас любить, заботиться, делать подарки, сюрпризы. Мама, у которой есть программа "я сама", будет отталкивать ребенка. Что негативно скажется на его мотивации.

Очень важно, чтобы до 7 лет ребенок научился управлять не  только своим телом, своими эмоциями,. но и своим пространством. У него должно быть свое место в доме (кровать, стол, игровое пространство). Ребенок должен полностью себя обслуживать: одевать, убирать постель.

И вот, наконец, школа.

Если ребенок

- понимает, что такое границы и правила, знает, зачем они нужны;

- умеет организовать себя, свое пространство;

- выдерживает фрустрацию;

- управляет чувствами (понимает свои чувства и чувства других и есть навыки контроля чувств (без подавления) , своих и чужих),

значит, необходимые волевые компоненты  сформированы достаточно для обучения в школе. Эти компоненты можно обозначить как волевые качества: дисциплина, выдержка, организованность, самоконтроль. 

Если какие-то волевые компоненты недостаточно сформированы, в младшем школьном возрасте это еще возможно изменить.  В подростковом (после 12 лет) что-то исправить довольно сложно, многое даже невозможно. Начинайте создавать правила, устанавливать границы , играть в игры по правилам, сюжетные игры, учите справляться с чувствами, прислушиваться к себе, к своим потребностям. 

В младшем школьном возрасте  формируется произвольность и мотивация. Это способность управлять своим мышлением, вниманием, памятью.

Конечно, и произвольность начинает формироваться до школы, в детском саду, или когда мама с ребенком проводит занятия. Но именно в школьные годы ребенок учится планировать свою деятельность, управлять деятельностью и ее оценивать.

Как помочь младшему школьнику управлять своей школьной деятельностью расскажу  в следующей своей статье.

Граппа ВК https://vk.com/deti289

Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы. 

 

Ребенок и школа Развитие и воспитание воли у детей  1



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что будет управлять вашей жизнью?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.
  • У вас будет ребенок. Как убрать бесплодие.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда у меня будет ребенок...
  • У Вас будет ребенок
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Что будет если не критиковать себя и других



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь