|
"Мой ребенок не следует правилам. Ленив. Ничего не хочет!"Автор статьи: Березин Илья Константинович
Ребенок сам не научится самоконтролю. Его нужно развивать!Чтобы у ребенка был хороший самоконтроль и регуляция, должны созреть лобные доли мозга. Это постепенный процесс, и главный здесь — взрослый, именно с опорой на вас ребенок может учиться планировать, оценивать свои действия, следовать правилам.
Для продуктивности и взрослых, и детей очень важна последовательность – план и его реализация. Сначала эти программы помогает делать взрослый, потом ребенок совместно с вами, потом сам ребенок. Существует только один сценарий обучения – он разворачивается шаг за шагом 1) Принятие инструкции от взрослого 2) Переход к совместной деятельности, обсуждение инструкций и правил 3) Самостоятельная саморегуляция. На каждом этапе важно сформулировать, что мы хотим добиться? (и вы, и ребенок). Важно составить простой план действий –что будем делать сейчас, потом, в конце. Очень значимо решить с ребенком – а получилось ли у нас то, что мы задумывали? Все ли мы сделали, что хотели? Чт Если это новое дело, важно проговаривать то, что делает ребенок, это будет его опорой. Научите ребенка проговаривать свои действия самостоятельно, давать инструкции себе. А маленьким детям полезно проговаривать действия куклам! Потом это будет свернуто до конкретной, короткой инструкции, а потом – до внутреннего самоинструктажа. Чтоб научить ребенка этому, есть техника «Глухая инструкция» - «я принесла тебе книжку (альбом, распечатку) с загадками, но забыли положить инструкцию. Давай вместе поймем, что здесь можно сделать? Ребенку предлагается наглядный материал, анализируя который, вы приходите к результату. Вначале это будут совершенно однозначные задания, затем те, которые, можно решить разными способами. С трех лет у детей есть собственная программа действий и план поведения, и наша задача – направить их в продуктивное русло – «здорово! Ты вот решил так сделать. А давай посмотрим, как еще можно!». Очень важна здесь похвала – но не просто надоевшее «молодец», а «молодец, потому что» (назвать причину) или «мне очень нравится, когда ты…», «у тебя очень хорошо получается…». Важная поддержка – я тебя точно получится, сейчас сделаем вместе, потом будешь делать сам. Любое поведение начинается с мотива, и мотив помогает преодолеть любые помехи. Главная задача – сделать цель привлекательной (по-другому мозг не работает). Тогда, в будущем, ребенок сможет ставить свои цели и выполнять их – он к этому привыкнет! Формировать привычку научит не принуждение, а желательность выполнения задачи «дедушка так много читает, вот почему он так много знает. Тогда ты сможешь рассказывать друзьям много интересных историй» «Папа любит спорт, поэтому он такой сильный. Если ты так же будешь любить спорт, то будешь сильнее и быстрее всех пацанов». Когда ребенок спрашивает, о чем –то, о чем он не может знать, стоит сказать «это очень интересно! Я бы тоже хотел узнать! Давать посмотрим в энциклопедии!». Так мы приучаем ребенка к знаниям, поиску информации, и самоорганизации. Если ребенок уже сам может дать ответ на свой вопрос – важно говорить «мне интересно твое мнение. что ты сам думаешь об этом?». И поверьте, ребенок очень быстро найдет ответ на вопрос. Предложите ребенку придумать, спланировать, или выбрать дело для мамы, папы, дедушки и т.д. При этом ( с вашей подсказкой) он должен объяснить и показать последовательность и цель действий так, чтобы его поняли, а затем проконтролировать процесс и оценить результат. «Помоги бабушке, научи, как поливать цветы», или подвести его к тому, чтобы ребенок попросил, например, помыть посуду для мамы. Тогда мы намеренно преувеличим свою некомпетентность и скажем « откуда же я знаю, как это делать? Научи меня, пожалуйста». Так можно просить ребенка помогать убирать одежду, накрывать на стол… И просите проверить, все ли так, все ли правильно – это касается и того что делаете вы, и того, что делает он «все ли мы поставили к столу», «все ли ты взял для игры?». И, если допущена ошибка, очень важно, чтобы она была замечена и исправлена самим ребенком. Но для того, чтобы дети могли исправлять свои ошибки, необходимо самому научиться делать это – признавать свою правоту, извиняться. Тогда признавать свои ошибки для ребенка станет нормальным и естественным делом. Детектор ошибок – мощная методика для формирования саморегуляции. Можно задать заведомо неправильную ситуацию – мама вытащила зимние ботинки вместо кроссовок , вазу с цветами положила в холодильник , а масло – в хлебницу, к чаю подала столовую ложку. Когда ребенок ( с вашей ненавязчивой помощью) указывает на ошибки, нужно сделать на этом акцент «ой, какая я невнимательная!» Здесь же –задания, где ребенку предлагаются нелепые сюжеты – пингвин в пустыне, магазин с фруктами на прилавке и вывеской «Обувь». Или найти ошибку художника, который неправильно что – то нарисовал. Отличной идеей будет распечатать тексты с ошибками – как по созвучию «дочка – точка», «коза – коса», «рука – рога» , («на лугу пасется коса»), так и по смыслу («в зимнем лесу зацвели яблоки»). Школьникам уже можно дать красную ручку и исправлять уже и орфографические ошибки. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (вернее, наглядная демонстрация). Очень важно на всех этапах задать рамки, своего рода ограничения, необходимые для получения любого результата. Ограничение степеней свободы – один из механизмов психологического энергосбережения! Если есть ограничение, оно не должно сниматься. Здесь очень важно быть последовательным. Если нельзя, то нельзя. И если мы что – то запрещаем ребенку, при этом необязательно, его ругать «извини, я понимаю, что ты очень хочешь этого. Мне придется тебе отказать». Ограничение – это тоже проявление любви. Ведь если не выставить ограничений в 3-6 лет, дальше ребенок будет жить только по своим правилам. А это уже очень печально. Немаловажно спрашивать у себя – какого результата Я как родитель, хочу добиться от ребенка. Если, я, например, хочу, чтобы он успокоился, то полезно будет, если я повышу голос? Приведет ли это к результату? Если нет, то, то что я могу использовать. Для установления правил полезна сказка «Золотая книга». «Когда то, в древние времена, людей было совсем мало, и они разговаривали, как мы с тобой, понимая друг друга. Но потом их стало очень много, они разъехались по разным странам им стали разговаривать на разных языках. И постепенно перестали понимать друг друга. Но придумали книгу, в которую стали записывать самые главные, и важные вещи, и все стало хорошо. Люди, которые придумали эту книгу, теперь могли разговаривать, с кем пожелают. Но эта книга потерялась, странички разлетелись по всему миру, но их можно написать заново! Ребенку показывают тетрадь, где уже написано несколько универсальных правил жизни.... И говориться, что мы теперь будем записывать туда самое важное. И свою Золотую тетрадь вы заполняете постоянно, а ребенок – делать соответствующие рисунки. Сначала самое простое – что все говорят друг другу спасибо и пожалуйста, что взрослые люди чистят зубы и умываются. Если вы идете в театр, то в «Книге» появится запись, о том, что все сидят тихо, и не шелестят фантиками. Если кому – то уступают место в автобусе – это тоже записываете. А если какой-то человек не делает как полагается – можно посетовать, что этому человеку никто не дарил книгу, и он не знает, как правильно. Также, можно и нужно написать, и нарисовать с ребенком распорядок дня. Что делаем утром, что вечером, что днем. Еще интересная методика – нарисовать на ватмане например, утренний распорядок (подъем, чистка зубов). И на каждый рисунок наклеить конвертик. Ребенок встал с постели – в конвертик кладется карточка. Ребенок почистил зубы – карточка перекладывается в конвертик с чисткой зубов. Для одевания прекрасно подходят песочные часы – очень мощная вещь для само регуляции.Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|