Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.

Ребенку легче будет справляться со школьными задачам, да и в жизни ему будет значительно проще, если с раннего детства помогать ему формировать волевые качества. 

Формирование воли начинается еще в раннем детстве, когда ребенок пытается управлять своими движениями, выдерживать фрустрацию и регулировать произвольность. И, наверно, не заканчивается никогда (Статья "Формирование воли у детей -1"   https://www.psyoffice.ru/article/155076/ )

А в  школе воля ребенка закаляется и приобретает уже устойчивые формы.

Давайте разберемся, что такое воля на самом деле?

Слово "Воля" - больше похоже на метафору. Есть огромное количество пословиц и поговорок про волю:

Воля птице дороже золотой клетки.

Вольному воробью и соловей в клетке завидует.

Не ищи доли, а ищи воли.

Как мы видим, воля ассоциируется у нас со свободой. А это значит, со способностью реализовывать СВОИ желания, СВОИ цели.

А так же с силой, характером: 

Воля и труд, дивные всходы дают

Получается, что воля -это в первую очередь про самостоятельность, реализацию своих желаний, про характер и упорство.

Роль родителя в волевом воспитании -  показывать  ребенку путь от его истинных потребностей до их реализации и поддерживать его на этом пути.

С возрастом этот путь будет все длиннее и сложнее. Получив достаточно поддержки и знаний в этом направлении, ребенок сможет в будущем создавать прочные социальные связи, сохранять дружеские отношения, создавать большие проекты. Идти маленькими шагами к большим целям.

Что самое важное в волевом воспитании:

- постепенно " наращивать" самостоятельность ребенка;

- помогать определять  СВОИ желания (потребности);

- обучать откладывать желания, расставлять приоритеты;

- обучать мотивировать себя , поддерживать в себе желание, даже если есть трудности;

- обучить направлять свое внимание туда, куда необходимо в данный момент (не отвлекаться);

  • Наращивать самостоятельность
  • С каждым годом ребенку важно осваивать новые навыки самообслуживания: одевать себя, обувать, кормить, убирать постель, готовить уроки, ставить будильник  и тд. Постепенно отпускайте ребенка: давайте ему возможность самому убирать на рабочем столе, собирать портфель, наливать себе чай, убирать посуду за собой, мыть...

    Если вы делаете за ребенка его работу, вы даете ему понять, что он беспомощный и слабый. Не забирайте у ребенка возможность гордиться собой!

    Самостоятельность - основа воли.

    60 % обращений ко мне с проблемами школьной успеваемости и школьной мотивации - это про несформированную самостоятельность ребенка. Мама все делает за него: уроки, портфель складывает, чуть ли не одевает и обувает.

    Но как только мама решает, все, пусть будет делать сам свою работу - у нее начинается паника, лезут страхи. Она теряет контроль… появляется  чувство, что все рухнет, если она не вмешается.

    Вот этот момент  самый сложный - самой  маме справить со своими страхами и отпустить контроль. А страхи имеют корни в ее детских травмах (возможно , родители передали больше ответственности, чем мог выдержать ребенок..)

    Не забывайте показывать ребенку как именно он может сформировать навыки для выполнения задачи.

    Была такая ситуация в моей практике.  Родители были очень злы на ребенка за то, что тот никак не хотел мыть свою обувь.

    Я спрашиваю:

    - а было ли когда-то такое, что ваш ребенок мыл свою обувь

    - нет

    - ни разу??

    - ни разу

    - а он знает, как это делать? где находится тряпка для этого? ведро? или как у вас принято это делать дома??

    - нет.

    Это нам взрослым все ясно и понятно. А ребенку необходимо объяснять, показывать, несколько раз сделать вместе.

    Так и со школьной деятельностью, ребенок может не понимать как делать то или иное упражнение, как собирать портфель, как и где искать задачи в учебнике.

  • Помочь ребенку разбираться в своих желаниях (понимать , где истинные желания, где хотелки; расставлять приоритеты, говорить себе "стоп!", если надо)
  • Ограничивать желания - но не прерывать их!

    Желания ребенка - это основа его жизни. Если забрать у ребенка право на его желания - это приведет его  к депрессии и апатии.

    Взрослые бывают очень неосторожны в выражениях:

    - да чего ты там хочешь, хотелка не выросла..

    - вот вырастешь и  будешь хотеть..

    Желания  ребенка часто высмеиваются, критикуются, обесцениваются:

    - какой дурацкий мультик смотришь..

    - ерундой занимаешься..

    Неуважительное отношение к потребностям ребенка проблема № 2 в моей практике. Часто прямо на консультации родители начинают рассказывать , какой "неправильный " у них ребенок и какими "неправильными" делами он занимается.

    Если заблокировать ребенку "неправильные" желания - блокируется волевая сфера вообще.

    Ребенок смотрит мультик, который вам не нравится - сядьте рядом, посмотрите вместе, задайте вопросы: что именно ему понравилось в этом мультике? (так вы лучше поймете своего ребенка)

    *Ребенок играет в компьютерные игры - поинтересуйтесь, поиграйте вместе.

    Между вами появится доверие, контакт. И тогда можно будет донести свои идеи, взгляды на жизнь. Ребенок начнет к вам прислушиваться и разбираться, что полезно для него , а что нет.

    *Ребенок балуется и не может сесть за уроки.. Скажите: ок, давай включим таймер и ты будешь прыгать и кричать целых 6 минут. Потом мы пойдем в комнату, и я помогу тебе с уроками.  

    *Ребенок хочет возиться в мокрой холодной луже? Ок, давай сделаем  такую лужу дома.. возьмем несколько веточек, песка, и в ванной в тазике  поиграем вместе.

    Помогите реализовывать ребенку его желания безопасным способом. И  помогите разделять:

    время для баловства (развлечений, игр) и время для  работы.

    Так вы сможете  обучить ребенка  ограничивать свои желания, но не прерывать их.

     Обучить откладывать  желания и выстраивать приоритеты.

    Самая сложная задача. Не каждый взрослый это умеет.

    Работа  на первый план, развлечения - как поощрение:

    -сначала каша, потом сладкое;

    -сначала уроки, потом телевизор.

    Мозг так работает, если ему дать что-то интересненькое, потом за работу сложно сесть.

    Ребенку  важно объяснять такие вещи, делиться своими примерами, помогать сформировать эти навыки.

    Главное, быть твердым, когда устанавливаешь границы, правила, порядок. Потом ваша спокойная твердость станет внутренним процессом вашего ребенка.

    Сначала ребенок будет учиться откладывать то, что очень хочется прямо сейчас, а в дальнейшем будет способен  ставить  долгосрочные цели.

    Есть вещи важные, а есть "хотелки"

    Хочу поделиться игрой, которая поможет сформировать у ребенка представление о важных и не важных желаниях.

    Сначала мы объясняем, что есть важные желания, а есть хотелки. Можно рассказать о себе. Что у взрослого тоже есть много разных желаний. И что взрослые тоже переживают, когда не получают желаемого. О том, что существует много такого в жизни, без чего человек может спокойно себе жить. А есть такие потребности человека, начиная с физиологических потребностей - обувь, одежда, еда, дом, кровать, и заканчивая потребностями в принадлежности - любовь, обнимашки, забота, без чего человеку трудно жить.

    Мы берем карточки с изображениями (или картинки в книгах по - игрушки, сладости, дом, одежда, кукла, книга, игрушка, мороженное, овощи и тд) и предлагаем ребенку выбрать: без чего человеку жить вообще невозможно, без чего ему будет сложно прожить, а что является просто сиюминутным капризом.

    Побольше задавайте вопросов ребенку, а как он думает, почему это желание важное, а это нет.

    Так ребенок учится  разделять - истинные потребности, ценности и капризы.

  • Научите ребенка мотивировать себя : поддерживать в себе желание, даже если есть трудности.
  • Считается, что сила воли, это, прежде всего, сила мотива. А человек с сильной волей - это тот, кто управляет своей мотивацией.

    Как вы управляете своей мотивацией? Достаточно ли у вас позитивной мотивации? Не злоупотребляете ли вы негативной?

    Невозможно ребенка научить мотивировать себя, если вы сами этого не умеете делать!

    Есть множество определений слову мотивация. Мне больше всего нравится следующее: это сила, которая побуждает человека стремиться реализовать свои планы. Это какая-то сила  внутри нас, которая вызывает желание сделать то, что задумал!

    (как развивать свою мотивацию вы можете узнать в моей книге:

    Фишки мотивации. Как начать и не бросить (книга-тренинг)  https://www.psyoffice.ru/book/632/)

    Как управлять мотивацией?

    Сначала - отказаться от негативной мотивации.

    Негативная мотивация - истощает волю. Позитивная - развивает личность.

    Негативная мотивация - запугать, завинить, застыдить. Когда вы часто используете такую мотивацию - страх , вина и стыд интроецируются  психикой  ребенка и управляют его поведением. По каждому пустяку он будет винить себя, пугаться всего чего только можно, и стыдиться.

    Позитивная - найти к себе  подход, поддержать на пути к цели, уметь поддерживать свое желание даже когда трудно и страшно.

    Развивайте и поддерживайте мотивы ребенка

    Мотивация состоит из нескольких мотивов. Один из которых главный .

    Школьная мотивация состоит из мотивов: желание общаться и играть с одноклассниками, получать одобрение учителя, желание узнать что-то новое, стать как папа.. или как мама.. и другие.

    Чем больше мотивов включено, тем больше желания идти в школу и учиться.

    Как развивать и поддерживать мотивы ребенка  :

    -задавайте вопросы , разговаривайте о школе с ребенком;

    - не обесценивайте то, что для него важно ( ты чего в школу развлекаться что ли ходишь??  в школе надо учиться!);

    - рассказывайте, как вы когда-то учились, дружили, совершали какие-то поступки в школе;

    - если не хватает каких-нибудь мотивов, создавайте их: нет интереса к оценке - устраивайте праздники, когда получает хорошие оценки; нет общения - приглашайте одноклассников домой.

  • Обучите управлять своим вниманием
  • Родители часто приходят ко мне и говорят: он такой невнимательный..  все время отвлекается.

    И я задаю вопрос:

    - как вы помогаете ему быть внимательным? что вы уже для этого делали?

    Обычно , ничего.

    Есть много прекрасных способов помочь ребенку быть внимательным (кроме "сколько раз я тебе уже повторяла!!").

    Главное, не надо ребенку говорить: да будь ты внимательным!!! для ребенка это пустые слова.  Он не понимает таких слов.

    Покажите, КАК направлять свое внимание туда, куда важно в данный момент.

    *Приемы с таймером (вы засекаете 1 мин. и в это время ребенок сидит неподвижно, как солдат).

    *Можно рассмотреть комнату и запомнить все красные предметы. Или посидеть 1 мин. послушать звуки в комнате, а потом их перечислить.

    *Сидеть неподвижно 1 мин. и смотреть в одну точку.

    *Рисовать по образцу.

    *Построить из кубиков здание по образцу.

    Главное понимать, что гиперактивность ребенка и невнимательность связана с тем, что он плохо понимает себя, свои чувства и плохой контакт с телом. Ребенку сложно управлять тем, что он не чувствует, с чем нет контакта!

    Упражнение на включение сенсорики (зрение, ощущение, слух) и упражнения на удерживание своего внимания на определенном предмете - помогут ребенку стать более внимательными и управлять собой.

    Таким образом, можно выделить основные принципы волевого воспитания:

    *Ребенку важно делать то, что он уже сам может делать по возрасту.

    *Самостоятельность - основа воли.

    *Не забывайте показывать ребенку как именно он может сформировать навыки для выполнения задачи.

    *Желания ребенка - это основа его жизни. Если забрать у ребенка право на его желания - это приведет его  к депрессии и апатии.

    *Можно  ограничивать желания - но не прерывать их!

    *Если заблокировать ребенку "неправильные" желания - блокируется волевая сфера вообще.

    *Главное, быть спокойным и твердым, когда устанавливаешь границы, правила, порядок. Потом ваша спокойная твердость станет внутренним процессом вашего ребенка.

    *Считается, что сила воли, это, прежде всего, сила мотива. А человек с сильной волей - это тот, кто управляет своей мотивацией.

    *Негативная мотивация - запугать, завинить, застыдить. Когда вы часто используете такую мотивацию - страх , вина и стыд интроецируются  психикой  ребенка и управляют его поведением. По каждому пустяку он будет винить себя, пугаться всего чего только можно, и стыдиться.

    Позитивная - найти к себе  подход, поддержать на пути к цели, уметь поддерживать свое желание даже когда трудно и страшно.

    *Чем больше мотивов включено, тем больше желания идти в школу и учиться.

    *Не надо ребенку говорить: да будь ты внимательным!!! для ребенка это пустые слова.  Он не понимает таких слов. Покажите, КАК направлять свое внимание туда, куда важно в данный момент.

    *Гиперактивность ребенка и невнимательность связаны прежде всего  с тем, что он плохо понимает себя, свои чувства и плохой контакт со своим  телом. Ребенку сложно управлять тем, что он не чувствует, с чем нет контакта!

    И помните!! Обучать ребенка можно только на основе доверия, когда вы с ним в контакте! Для этого необходима безопасная среда, когда в семье принято ненасильственное общение - без оскорблений, унижений, ругани!

    Граппа ВК https://vk.com/deti289

    Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы. 



    Просмотров: 496
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Почему ребенку важно "принять себя" в раннем возрасте
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как понять желания ребенка.
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • "Я не знаю, чего хочу..." Куда уходят желания и как их вернуть
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Про мотивацию. Как понять свои истинные желания, чтобы найти свое призвание?
  • Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь