|
Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.Автор статьи: Ештокина Евгения Александровна
Ребенку легче будет справляться со школьными задачам, да и в жизни ему будет значительно проще, если с раннего детства помогать ему формировать волевые качества. Формирование воли начинается еще в раннем детстве, когда ребенок пытается управлять своими движениями, выдерживать фрустрацию и регулировать произвольность. И, наверно, не заканчивается никогда (Статья "Формирование воли у детей -1" https://www.psyoffice.ru/article/155076/ ) А в школе воля ребенка закаляется и приобретает уже устойчивые формы. Давайте разберемся, что такое воля на самом деле? Слово "Воля" - больше похоже на метафору. Есть огромное количество пословиц и поговорок про волю: Воля птице дороже золотой клетки. Вольному воробью и соловей в клетке завидует. Не ищи доли, а ищи воли. Как мы видим, воля ассоциируется у нас со свободой. А это значит, со способностью реализовывать СВОИ желания, СВОИ цели. А так же с силой, характером: Воля и труд, дивные всходы дают Получается, что воля -это в первую очередь про самостоятельность, реализацию своих желаний, про характер и упорство. Роль родителя в волевом воспитании - показывать ребенку путь от его истинных потребностей до их реализации и поддерживать его на этом пути. С возрастом этот путь будет все длиннее и сложнее. Получив достаточно поддержки и знаний в этом направлении, ребенок сможет в будущем создавать прочные социальные связи, сохранять дружеские отношения, создавать большие проекты. Идти маленькими шагами к большим целям. Что самое важное в волевом воспитании: - постепенно " наращивать" самостоятельность ребенка; - помогать определять СВОИ желания (потребности); - обучать откладывать желания, расставлять приоритеты; - обучать мотивировать себя , поддерживать в себе желание, даже если есть трудности; - обучить направлять свое внимание туда, куда необходимо в данный момент (не отвлекаться); С каждым годом ребенку важно осваивать новые навыки самообслуживания: одевать себя, обувать, кормить, убирать постель, готовить уроки, ставить будильник и тд. Постепенно отпускайте ребенка: давайте ему возможность самому убирать на рабочем столе, собирать портфель, наливать себе чай, убирать посуду за собой, мыть... Если вы делаете за ребенка его работу, вы даете ему понять, что он беспомощный и слабый. Не забирайте у ребенка возможность гордиться собой! Самостоятельность - основа воли. 60 % обращений ко мне с проблемами школьной успеваемости и школьной мотивации - это про несформированную самостоятельность ребенка. Мама все делает за него: уроки, портфель складывает, чуть ли не одевает и обувает. Но как только мама решает, все, пусть будет делать сам свою работу - у нее начинается паника, лезут страхи. Она теряет контроль… появляется чувство, что все рухнет, если она не вмешается. Вот этот момент самый сложный - самой маме справить со своими страхами и отпустить контроль. А страхи имеют корни в ее детских травмах (возможно , родители передали больше ответственности, чем мог выдержать ребенок..) Не забывайте показывать ребенку как именно он может сформировать навыки для выполнения задачи. Была такая ситуация в моей практике. Родители были очень злы на ребенка за то, что тот никак не хотел мыть свою обувь. Я спрашиваю: - а было ли когда-то такое, что ваш ребенок мыл свою обувь - нет - ни разу?? - ни разу - а он знает, как это делать? где находится тряпка для этого? ведро? или как у вас принято это делать дома?? - нет. Это нам взрослым все ясно и понятно. А ребенку необходимо объяснять, показывать, несколько раз сделать вместе. Так и со школьной деятельностью, ребенок может не понимать как делать то или иное упражнение, как собирать портфель, как и где искать задачи в учебнике. Ограничивать желания - но не прерывать их! Желания ребенка - это основа его жизни. Если забрать у ребенка право на его желания - это приведет его к депрессии и апатии. Взрослые бывают очень неосторожны в выражениях: - да чего ты там хочешь, хотелка не выросла.. - вот вырастешь и будешь хотеть.. Желания ребенка часто высмеиваются, критикуются, обесцениваются: - какой дурацкий мультик смотришь.. - ерундой занимаешься.. Неуважительное отношение к потребностям ребенка проблема № 2 в моей практике. Часто прямо на консультации родители начинают рассказывать , какой "неправильный " у них ребенок и какими "неправильными" делами он занимается. Если заблокировать ребенку "неправильные" желания - блокируется волевая сфера вообще. Ребенок смотрит мультик, который вам не нравится - сядьте рядом, посмотрите вместе, задайте вопросы: что именно ему понравилось в этом мультике? (так вы лучше поймете своего ребенка) *Ребенок играет в компьютерные игры - поинтересуйтесь, поиграйте вместе. Между вами появится доверие, контакт. И тогда можно будет донести свои идеи, взгляды на жизнь. Ребенок начнет к вам прислушиваться и разбираться, что полезно для него , а что нет. *Ребенок балуется и не может сесть за уроки.. Скажите: ок, давай включим таймер и ты будешь прыгать и кричать целых 6 минут. Потом мы пойдем в комнату, и я помогу тебе с уроками. *Ребенок хочет возиться в мокрой холодной луже? Ок, давай сделаем такую лужу дома.. возьмем несколько веточек, песка, и в ванной в тазике поиграем вместе. Помогите реализовывать ребенку его желания безопасным способом. И помогите разделять: время для баловства (развлечений, игр) и время для работы. Так вы сможете обучить ребенка ограничивать свои желания, но не прерывать их. Обучить откладывать желания и выстраивать приоритеты. Самая сложная задача. Не каждый взрослый это умеет. Работа на первый план, развлечения - как поощрение: -сначала каша, потом сладкое; -сначала уроки, потом телевизор. Мозг так работает, если ему дать что-то интересненькое, потом за работу сложно сесть. Ребенку важно объяснять такие вещи, делиться своими примерами, помогать сформировать эти навыки. Главное, быть твердым, когда устанавливаешь границы, правила, порядок. Потом ваша спокойная твердость станет внутренним процессом вашего ребенка. Сначала ребенок будет учиться откладывать то, что очень хочется прямо сейчас, а в дальнейшем будет способен ставить долгосрочные цели. Есть вещи важные, а есть "хотелки" Считается, что сила воли, это, прежде всего, сила мотива. А человек с сильной волей - это тот, кто управляет своей мотивацией. Как вы управляете своей мотивацией? Достаточно ли у вас позитивной мотивации? Не злоупотребляете ли вы негативной? Невозможно ребенка научить мотивировать себя, если вы сами этого не умеете делать! Есть множество определений слову мотивация. Мне больше всего нравится следующее: это сила, которая побуждает человека стремиться реализовать свои планы. Это какая-то сила внутри нас, которая вызывает желание сделать то, что задумал! (как развивать свою мотивацию вы можете узнать в моей книге: Фишки мотивации. Как начать и не бросить (книга-тренинг) https://www.psyoffice.ru/book/632/) Как управлять мотивацией? Сначала - отказаться от негативной мотивации. Негативная мотивация - истощает волю. Позитивная - развивает личность. Негативная мотивация - запугать, завинить, застыдить. Когда вы часто используете такую мотивацию - страх , вина и стыд интроецируются психикой ребенка и управляют его поведением. По каждому пустяку он будет винить себя, пугаться всего чего только можно, и стыдиться. Позитивная - найти к себе подход, поддержать на пути к цели, уметь поддерживать свое желание даже когда трудно и страшно. Развивайте и поддерживайте мотивы ребенка Мотивация состоит из нескольких мотивов. Один из которых главный . Школьная мотивация состоит из мотивов: желание общаться и играть с одноклассниками, получать одобрение учителя, желание узнать что-то новое, стать как папа.. или как мама.. и другие. Чем больше мотивов включено, тем больше желания идти в школу и учиться. Как развивать и поддерживать мотивы ребенка : -задавайте вопросы , разговаривайте о школе с ребенком; - не обесценивайте то, что для него важно ( ты чего в школу развлекаться что ли ходишь?? в школе надо учиться!); - рассказывайте, как вы когда-то учились, дружили, совершали какие-то поступки в школе; - если не хватает каких-нибудь мотивов, создавайте их: нет интереса к оценке - устраивайте праздники, когда получает хорошие оценки; нет общения - приглашайте одноклассников домой. Родители часто приходят ко мне и говорят: он такой невнимательный.. все время отвлекается. И я задаю вопрос: - как вы помогаете ему быть внимательным? что вы уже для этого делали? Обычно , ничего. Есть много прекрасных способов помочь ребенку быть внимательным (кроме "сколько раз я тебе уже повторяла!!"). Главное, не надо ребенку говорить: да будь ты внимательным!!! для ребенка это пустые слова. Он не понимает таких слов. Покажите, КАК направлять свое внимание туда, куда важно в данный момент. *Приемы с таймером (вы засекаете 1 мин. и в это время ребенок сидит неподвижно, как солдат). *Можно рассмотреть комнату и запомнить все красные предметы. Или посидеть 1 мин. послушать звуки в комнате, а потом их перечислить. *Сидеть неподвижно 1 мин. и смотреть в одну точку. *Рисовать по образцу. *Построить из кубиков здание по образцу. Главное понимать, что гиперактивность ребенка и невнимательность связана с тем, что он плохо понимает себя, свои чувства и плохой контакт с телом. Ребенку сложно управлять тем, что он не чувствует, с чем нет контакта! Упражнение на включение сенсорики (зрение, ощущение, слух) и упражнения на удерживание своего внимания на определенном предмете - помогут ребенку стать более внимательными и управлять собой. Таким образом, можно выделить основные принципы волевого воспитания: *Ребенку важно делать то, что он уже сам может делать по возрасту. *Самостоятельность - основа воли. *Не забывайте показывать ребенку как именно он может сформировать навыки для выполнения задачи. *Желания ребенка - это основа его жизни. Если забрать у ребенка право на его желания - это приведет его к депрессии и апатии. *Можно ограничивать желания - но не прерывать их! *Если заблокировать ребенку "неправильные" желания - блокируется волевая сфера вообще. *Главное, быть спокойным и твердым, когда устанавливаешь границы, правила, порядок. Потом ваша спокойная твердость станет внутренним процессом вашего ребенка. *Считается, что сила воли, это, прежде всего, сила мотива. А человек с сильной волей - это тот, кто управляет своей мотивацией. *Негативная мотивация - запугать, завинить, застыдить. Когда вы часто используете такую мотивацию - страх , вина и стыд интроецируются психикой ребенка и управляют его поведением. По каждому пустяку он будет винить себя, пугаться всего чего только можно, и стыдиться. Позитивная - найти к себе подход, поддержать на пути к цели, уметь поддерживать свое желание даже когда трудно и страшно. *Чем больше мотивов включено, тем больше желания идти в школу и учиться. *Не надо ребенку говорить: да будь ты внимательным!!! для ребенка это пустые слова. Он не понимает таких слов. Покажите, КАК направлять свое внимание туда, куда важно в данный момент. *Гиперактивность ребенка и невнимательность связаны прежде всего с тем, что он плохо понимает себя, свои чувства и плохой контакт со своим телом. Ребенку сложно управлять тем, что он не чувствует, с чем нет контакта! И помните!! Обучать ребенка можно только на основе доверия, когда вы с ним в контакте! Для этого необходима безопасная среда, когда в семье принято ненасильственное общение - без оскорблений, унижений, ругани! Граппа ВК https://vk.com/deti289 Добавляйтесь в группу, пишите комментарии, задавайте вопросы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|