Как понять желания ребенка.

Как понять желания ребенка.

«Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет»
Франсуа Ларошфуко
Каждый родитель уверен, что желает своему ребенку только добра, но на практике – «что хорошо Юпитеру – не хорошо быку». Попадая из уютной матки во взрослый мир ребенок сталкивается, со сплошными проблемами, нарушающими его привычную жизнь. Теперь его райская жизнь закончилась и началась жизнь реальная. Прежде все потребности осуществлялись автоматически, а теперь…приходится кричать, если хочется, есть, холодно из-за мокрых подгузников, а если не дай бог заболел, существование становится просто невыносимым, от страданий некуда деваться…
Но это еще только начало кошмара детской жизни, многие взрослые наивно думают, что проблемы есть только у них с детьми, как они заблуждаются, а, сколько проблем у детей с взрослыми… Давайте попробуем вместе проникнуть в душу ребенка и разобраться, у кого же больше проблем, у взрослых с детьми или у детей с взрослыми.
Будущим родителям хочется ребеночка и они его заводят, а что же ребенку делать со своим хочу…Родители, если перестают устраивать друг друга они разводятся, но ребенок не может развестись со своими родителями и ему приходится ждать совершеннолетия, а там уже новые законы подоспели, теперь уже государства, да еще различные условности общества…И где оно счастливое детство?
Не смотря на все ужасы существования, приведенные мною выше, жить можно, и не потому что родился и потому что надо, а по закону природы, то есть жить и при этом получать удовольствие от жизни, не только тогда, когда нет бед, а постоянно.
Будда сказал, что все страдания от наших желаний, и был прав; мы, дети и взрослые страдаем, когда не можем поучить желаемого, страдаем, когда приходится слишком долго ожидать желаемого, и согласитесь, ожидание всегда долго, мы страдаем, получив желаемое, понимая, что удовольствие скоро кончится, что поделаешь, психика как желудок насыщается, и удовольствия больше нет…
Так что же делать, отказаться от желаний и сесть под дерево, как Будда? Что ж это выход, но к счастью не для всех, да и деревьев на всех не хватить!
На мой взгляд, есть лучший способ жить, не отказывая себе в желаниях и получая от них максимум удовольствия. Попробую объяснить, как я это делаю сама и на своих занятиях, мой метод…да не такой уж он и мой, до меня его применяли и объясняли люди великие и не очень, объясняли хорошо и так как сами его понимали. Вслед за ними попробую, и я объяснить, как я это делаю, ведь согласитесь, что карлик, стоящий на плечах великана увидит больше.
Так вот, будучи лишь малым карликом, примостившимся на плечах великих гедонистов, от древности до наших дней, обдуваемая ветрами ваших критических сомнений – «вот еще одна выскочка еще учить нас будет!!!», да не учить, лишь сообщить, что есть лучший способ жить!
Высшее образование – это звучит гордо! Но, что вспоминается, когда оглядываешься на свой alma-mater … обрывки полезных и не практичных знаний, хорошо, если на долгом гранитном пути постижения науки ненароком, между сессиями, промелькнул ученый муж, вызвавший уважение не только своими регалиями и насупленным лбом, но и почтенной любовью к знанию. Не в данном месте рассуждать, почему одни дают деньги «за знание», а другие берут… моя задача лишь попытаться рассказать вам, что знание, не скорбный труд, а радость приобретенья того, что не отнимет у вас никто (кроме склероза конечно).
Ученье … сразу хочется сказать мученье, но почему так стало, что радость посещенья вуза только от возлияния с однокашниками, знание-представление о науке, конечно, изменилось, но цель-то прежняя – чтоб знанием облегчить жизнь!...Но не легка студенческая жизнь, того – кто зачетку не прикупил.
Петр-Великий провозгласил, что ученье-свет и прорубил окно в Европу (вот спасибо ему J) и потянулись оттуда хмурые лица профессоров, а местным мужикам только и оставалось, что краснеть, свежебритыми лицами, мы, мол, малограмотные, все во хмелю-веселом, да в трудах-потных, толь и умеем, что блаху подковать, да часы настенные с птахой одним топором срубить, а вы вон-мол какие сурьёзные – стало быть, вумные, вы уж не серчайте на нас, вы нам покаж-те как, а мы за вами повторим. Вот с тех то пор так и повторяем за ими, с начала коммунизьму, а теперь капитализьму да Рынку ихнему учимся, а сами и жить разучились, только и осталась, что белянка горькая да жизнь тяжелая и детей своих тому же учим…жить, как мы жили и еще хуже нас…
Мрачность Запада понятна, костры инквизиции быстро отучили людей от «радостной ереси», а в России этого по счастью не было, у нас Петрушка-ярморочный был, людей учил и веселил, а теперь замест него театр Образцова, с политической сатирой, да местные деятели искусств со своими изысками, а душа разве этого просит? А ее горемычную, вообще кто-то слышит? Ну, а если вдруг завоет, не равен час, так мы ее стаканом! …И снова тихо, только голоса нестройные где-то в дали…
Так к чему это я? Да все к тому, что не жизнь, тяжела и безрадостна, а человек ее видит такой, серой да безрадостной, со вспышками сорокоградусной.
Но есть способ жить лучше, не ругая правительство, не пеша доносы на соседей, что, мол, не по средствам живут и налоги не платят, а просто для себя, для своих детей свободно и радостно, и это не новая религия и не гениальный экономический план, а просто воспринимать мир немного по другому, не мрачно-утилитарно, а импрессионистично-полно (помните, были такие художники, и корова у них голубая и козёл по небу), ну так вот на примере такой жуткой дисциплины, как иностранный язык, в частности английский, я покажу, что можно видеть мир детскими глазами и их при этом чему-то научить.

О сложностях понимания детства,
о причинах и содержании детской игры.
(как ее воспринимают Взрослые)
«Нарисовав свой рисунок №1, я показал мое творение Взрослым и спросил, не страшно ли им.
– Разве шляпа страшная? – возразили мне.
А это была совсем не шляпа... Это был удав, который проглотил слона! Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им всегда нужно все объяснять!
На что Взрослые посоветовали мне, не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием.
Вот так случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя!
Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать...»
Антуан Де Сент-Экзюпири «Маленький Принц»

Психология детства наука об особенностях детского мышления поведения и развития. Детская психология специфическая наука, логически возникшая по тем же причинам как и педиатрия. Природа не создала специфических вирусов, специально для детей, но протекание болезни у ребенка значительно отличается от течения той же болезни у взрослого. Так и детская психология не является «упрощенной психологией» взрослого человека, а представляет собой самостоятельную и даже более сложную в изучении науку, чем общая психология. Психология в своих исследованиях опирается, преимущественно, на эксперимент и наблюдение, сравнение психической нормы и отклонений от нее. Анализ полученных сведений проводится по статистическим принципам. Статистика – любимая дочь математики, только она заставляя нас проводить все новые и новые эксперименты, и наблюдения, то сулит Нобелевскую премию, а то приводит на грань отчаянья. При анализе полученного материала нам помогает прежний собственный опыт и конечно спасибо нашим педагогам, приведшим нас на столь неблагодарную научную стезю. Права народная мудрость, заявляя о том, что – «чужая душа потемки», но при определенном старании о ней можно составить некое сравнительно точное суждение.
Как уже было сказано, детская психология не упрощенная общая психология, хотя в ней так же широко применяется эксперимент и наблюдение, а вот с анализом все обстоит гораздо сложнее. Принцип аналогии с собственным сознанием и сознанием коллег, столь успешно применяемый в анализе близких по возрасту соплеменников, в данном случае не применим. Мы, взрослые, сохраняем в своей памяти те или иные воспоминания детства, которые позволяют нам предположить, что мы понимаем, что происходит в душе ребенка. Наблюдая детей каждый день мы, с высоты нашего жизненного опыта, оцениваем детей как примитивных существ, простых и понятных. Но так ли это на самом деле? Что мы знаем о детстве?
В первую очередь это наши собственные воспоминания, но так ли они достоверны? Мы, взрослые, сохраняем в нашей памяти те или иные воспоминания о нашем детстве, но наши воспоминания очень отрывочны и неполны. Главная опасность неполноты не в самой ее не полноте, а в специфичности работы памяти. О нашей с вами памяти прекрасно отозвался А. С. Пушкин, а с классиком не поспоришь:
всё мгновенно, все пройдет; <и>
что пройдет, то будет мило...
Наша память имеет удивительное свойство утрачивать неприятные воспоминания, пряча их в глубину души и наоборот, тот материал, что любезно предоставляет нам память носит исключительно субъективный характер. На наше воспоминание оказывает огромное влияние и отдаленность событий, о которых мы вспоминаем. Чем далее во времени от нас находятся те или иные события, тем больше меняется наше отношение к ним. Подобно тому, как далеко стоящие от нас предметы кажутся во многом иными, чем при близком их восприятии, так и психическая отдаленность значительно меняет, то что мы вспоминаем о прошедшем. Наблюдая детей и пытаясь их понять, мы сравниваем их с «собой в прошлом», но те отрывочные чувства, которые остаются в виде воспоминай о нашем детстве, не могут служить сколько-нибудь достоверными условиями для понимания содержания детства. Мы склонны грешить упрощенным пониманием детства, видя детей каждый день, мы начинаем думать, что прекрасно понимаем их. Но так ли это?... Дает ли должное понимание академическая подготовка?...
Безусловно, прав был Шекспир, заявивший устами Гамлета, что играть на человеческой душе без должной подготовки можно еще с меньшим правом, чем это возможно в отношении игры на флейте. Во сколько раз он был более прав, если отнести его мысль к детству! Если по известному выражению «чужая душа – потемки», то во сколько раз темнее и загадочнее – детская душа...
Мир ребенка сложен и неповторим. Только человеческое потомство проходит длительный, не встречающийся нигде в природе, период неповторимого развития называемого детством. В самом деле: наши соседи из мира животных довольно быстро проходят свое детство, наполненное логической закономерностью развития от примитивной стадии к более высшей. У людей детство занимает значительно более длительный срок. И раз природа установила нам такой порядок жизни, значит в том есть непреложный смысл, хотя и не вполне понятный нам.
Понять что-либо можно лишь внимательно и всесторонне рассматривая явление, пытаясь проникнуть в его суть, понять чем оно представлено. Чем внутренне заполнено детство? Возможно ли понять его наблюдая за тем чем заняты дети? На наш взгляд, т.е. взрослых забывших, как они когда-то были детьми, детство заполнено игрой и взгляд на нее соответствующий, как на пустое занятие направленное лишь на то, чтобы «убить время». «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не беременело», – думаем мы.
Но так ли бессмысленна детская игра? Попробуем разобраться в этом вопросе имеющим, на первый взгляд, уже заготовленный однозначный ответ. Обычный взгляд на игры детей может быть выражен так: дети играют все время потому, что у них нет никакого серьезного занятия, которым взрослые всенепременно стараются их обеспечить.
Во второй половине XIX века отношение к детской игре было почти такое же как и теперь у многих. Английский философ Герберт Спенсер считал, что причиной игры является скопившаяся в организме энергия, оставшаяся нерастраченной и эта энергия ищет выхода в бесцельной деятельности.
Первый, кто всерьез задумался о сути и причинах детской игры был Шиллер, в своих знаменитых «письмах об эстетическом воспитании» (1795!) Шиллер связывает переживания игры с эстетической жизнью присущей только человеку.
Эстетические потребности, по мнению Шиллера присущи исключительно человеку, поскольку лишены утилитарного значения, э-эх, не знал он о тварях наших меньших украшающих свои гнезда и прочих других. Животное работает, – говорит он, когда голодно или находится в состоянии опасности, и играет, когда спокойно и полно сил. Человек устроен гораздо более сложно ради игры он может позабыть обо всем: о голоде, страданиях, последствиях и сне. К счастью человек не только порочен; игра воображения реализованная в изделиях, называемых предметами искусства и не имеющих утилитарного значения, совершенно непонятных животным, делают бессмертным, нет не самого человека, если разговор идет не о пластинации (Гюнтер фон Хагенс), но его гедоническое имя.
Так какое же место в жизни людей, детей и взрослых, занимает Игра? Единой теории нет, как нет двух одинаковых людей. Одни говорят о игре как о невротическом стиле поведения, другие как о возможности растратить излишнею энергию (Спенсер) и много других теорий. Сколько людей почти столько различных мнений, имея общий язык для выражения мыслей, люди редко правильно понимают друг друга. Мне же ближе теория «необходимости активного отдыха» объясняющая явления разного рода и способов Игр, и так же так называемого активного или туристического отдыха. Данная теория впервые была сформулирована прекрасными представителями молодой, на то время, науки психологии Шаллером, Лацарусом и Штейнталем. Согласно этой теории помимо пассивного отдыха, в виде спокойного состояния мышц и сна (кстати, о непознанной до конца природе и свойствах сна: в период сновидения или активного сна, мозг работает даже активнее, чем во время бодрствования. Фрейд считал, что нашел этому логическое объяснение. Сон период для вне цензурной реализации самых заветных, самых немыслимых желаний. Все знают, что во сне возможно всё. Всё, как в самой волшебной сказочной игре. Что же касается пансексуализма Фрейда, то пусть его кости гложут его оппоненты мы имеем насущную потребность в деятельности свободной от правил и обязательств.
Повседневная работа сталкивает нас с угрюмыми законами действительности, которые могут нарушаться только в кино и во сне. Мы скованы законами общества, которые не стоит нарушать. Однообразная деятельность вызывает торможение в коре головного мозга, которую мы воспринимаем как усталость и говорим, что нам «нужно встряхнуться». Адреналин (вот модное слово), также как и норадреналин (и многие другие гормоны), необходимы для нормальной жизнедеятельности и самочувствия. Монотонность, однообразная мышечная деятельность затормаживают выработку гормонов и чтобы почувствовать себя лучше необходимо чувство моральной свободы (кстати алкоголь «лучший расслабитель», в этом плохой помощник, притупляя чувство критичности он также тормозит выработку гормонов и наконец просто отравляет). В игре, компьютеры теперь прекрасно позволяют это, каждый может почувствовать себя Супер-Героем, снять мышечные зажимы, морально взлететь.
Что же касается причин детской игры, то на мой взгляд наилучшим образом подходит психологическая конструкция А. Адлера, пользуясь его понятиями детскую игру можно объяснить таким образом: игра предоставляет ребенку безопасную реальность, в которой он остро нуждается желая действовать «как взрослый», но реальность и взрослые не позволяют ему этого и потому, внутренне стремясь к самостоятельности, как бы проигрывает взрослую жизнь, ошибаясь начинает с начала.
Игра привлекательна всем людям и возрастам допустимостью Чуда. Игру можно начать совершив ошибку, которая в реальной жизни может стоить самой жизни. (Об этом стоит лишний раз напомнить взрослым, увлекающимся азартными играми.)
Игра привлекательна не только возможность чуда, игра состоящая из одних чудесных неожиданностей не устроила бы никого, действие лишенное содержания – лишено смысла. Игра – имитирует жизнь, но в отличие от жизни в ней нет безвыходности. Ребенок с момента своего рождения (по мнению некоторых еще до момента рождения, в натальный период) зависим от взрослых, своих родителей. Любое познание – это процесс сравнения и ребенок начиная жить самостоятельно (с момента перерезания пуповины) начинает пытаться действовать самостоятельно, и очень скоро обнаруживает, что не может и не понимает того, что могут и о чем думают взрослые. Пытаясь что-то делать он обнаруживает, что не может, не понимает. Адлер назвал это состояние «комплексом неполноценности»; никак не могу с ним согласиться, детство гораздо богаче взрослости! Конечно не в финансовом смысле (хотя, у кого какие родители), а в эмоциональном смысле. Именно богатство и разнообразие наших чувств, эмоциональных прозрений, создает и определяет нашу индивидуальность. «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины», – говорил В. И. Ленин.
Каждый человек видит истину в чем-то своем, но каждый хочет обрести Богатство Истины. Так, кто же на самом деле богаче: Взрослые, их финансовыми счетами и «богатством жизненного опыта» или дети с их непосредственностью? Я думаю что дети!
Так чем же богаты дети? – не согласитесь вы, ведь у детей ничего своего пока нет? Нет того, к чему стремятся одни и почти обладают другие. Не понятно? Попробую объяснить, Взрослым вообще трудно понять детей, и хотя «все мы родом из детства» – мы как Иван, родства не помнящий, так редко понимаем своих ближайших родственников – детей!
Дети обладают уникальным даром, доставляющим взрослым, как те считают, одни жизненные сложности. Речь идет об уникальном эмоциональном мире ребенка. Помните Маленького Принца Экзюпири, который мог без труда поверить, что в ящике, нацарапанном на листке бумаги, сидит именно тот барашек который ему был нужен…
Взрослый же верит, что ему могут помочь только другие бумажки, причем лучше если это будут бумажки с мертвыми американскими президентами …
С момента соединения двух родительских клеток, человек начинает жить и живет он своими чувствами – именно они подсказывают ему что хорошо, а что нет для его лучшей жизни.

 

 



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Дети ВДА(взрослые дети алкоголиков) и только одуванчики все понимали...
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • «Хорошо жить» на пенсии будет только 2 категории наших граждан
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • В друг друге мы любим только наших внутренних детей!
  • Престарелые родители и взрослые дети: знание дает понимание. Или понять, означает - простить
  • Чему взрослые могут научиться у детей?
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Возможно взрослые страхи, это те же детские, но только подросшие
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Вы можете жить только в своей собственной реальности, все другие заняты
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Жить своей жизнью можно, только нарушив ожидания другого?
  • Я, может, только жить начинаю: на пенсию перехожу
  • Хорошо забытое старое с новым звучанием - хороводные игры в жизни детей
  • Стоит ли сохранять брак только ради детей
  • «Готова ли я к тому, чтобы жить одной и одной растить своих детей?»
  • Как понять, когда тебе можно иметь детей?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Почему всем бабам только денег надо, а всем мужикам нужен только секс?
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Почему одни люди покупают Порше, а другие только Доширак?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Лишь только потому, что я люблю...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь