Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта

Сегодня была в общеобразовательной школе, проводила занятие для педагогов по вопросам обучения детей сотрудничеству. Проходя по школе, обратила внимание на то, что большая часть детей на перемене не играют, а стоят и смотрят в экраны своих гаджетов. Видно, что им скучно и одиноко. Что это? Нежелание или неумение общаться? Думаю, что и то, и другое.  Появилось такое поведение, наверное, лет 10 – 15 назад, а может и раньше, когда стало «модой» рожать только одного ребёнка. А значит, социализация детей в рамках взаимодействия со сверстниками потеряла очень важную сферу – общение с братьями и сестрами. Эти отношения, дают ребенку опыт, который невозможно заменить отношениями между ним и родителями.

Мы взрослые можем научить детей сотрудничеству если они не имеют такого опыта

К сожалению, большинство современных детей не участвует в работе детских объединений, а это лишает их возможности приобретения опыта сотрудничества и взаимопомощи, лидерства и работы в команде.

 Ещё одной причиной такого детского поведения является то, что большие дворовые компании и коллективные игры остались в прошлом, а современные дети чаще играют дома, чем во дворе. В общем, всё это привело к такой ситуации, которую можно назвать - одиночество в толпе.

 Вспоминаю, как ходила с классом своей младшей дочери в поход и наблюдала печальное зрелище, когда настало время обеда и дети, распаковав, свои мешочки с едой, стали поглощать её в одиночку, каждый под своим деревом. Положение спас инструктор по туризму, который вёл нас. Он организовал игру, в которой дети помогали «раненному» товарищу, где пострадавшими были все по очереди. Это вызвало оживление и улыбки на лицах детей, некоторые стали проявлять сочувствие, некоторые – шутить.



Было интересное задание ребятам: мы с одним ребёнком отстали и спрятались за деревьями. Инструктор спросил ребят о том, все ли на месте? Оказалось, что никто не заметил, что два человека исчезли! Если бы инструктор не обратил на это внимание, то «пропажу» обнаружили бы только в автобусе. Были организованы поиски и нас нашли.

В походе ребята получили хороший опыт сотрудничества, появилось чувство «мы», особенно это стало заметно, в конце дня, когда готовили еду на костре, нам удалось организовать общий стол, а потом коллективную игру. Значит, мы взрослые, можем повлиять на ситуацию и научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта.



И педагогам, и родителям я рекомендую развивать сотрудничество с детьми и детей между собой. Среди книг, где об этом можно прочитать, назову исследование  немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». Он обосновал необходимость именно этого стиля взаимодействия взрослых и детей, раскрыл его возможности для развития ребёнка и становления его личности. И дал нам, взрослым в руки замечательные психологические игры!  Вот, что он пишет…

«Мы можем помочь детям ощутить единение с другими….Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они "не такие как все", но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. …Мы можем вселить в детей надежду….Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.



Мы можем показать детям, что значит уважение. Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.

Можно помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе. Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения.

Мы можем учить детей сочувствию. Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. При этом мы можем донести до детей также и мысль о том, что в жизни есть множество различных способов выражения любви. Некоторые люди всю свою жизнь проводят в поисках только одного, определенного проявления любви и нигде не находят его, в то время как окружающие проявляют свою любовь к ним всеми возможными способами, кроме искомого. Поскольку все люди жаждут любви, умение видеть ее различные проявления — важная составляющая искусства быть счастливыми» [1, с. 11 – 13].

Можно долго спорить по вопросу о том, что необходимо развивать у современных детей: лидерские качества, индивидуализм, желание соперничать или прививать им умение сотрудничать? Думаю, что любой опыт ценен и востребован в зависимости от ситуации.

Литература

1.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998.— 160 с. // Режим доступа: http://www.klex.ru/8gh

Гармоничных вам отношений с собою и миром, дорогие подписчики!

 

 

 



Просмотров: 606
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Мы не можем заставить наших детей вырасти, это работа природы!
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Не пускать детей в интернет, все равно, что не пускать детей на улицу
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Что скрывается за отказом мужчины иметь детей и как можно изменить ситуацию. (практика) Часть 2.
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • Я считаю, что самое важное и ценное, что мы можем получить в жизни...
  • Перепады настроения у детей и что это за явление
  • "Нафеячим, отколдуем, ткнем палкой" или ...Что мы, психологи, не можем?
  • Что происходит, когда вы бьете своих детей.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Мы можем меньше травмировать наших детей (1)
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать когда у детей проблемы.
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Невидимые помощники: о чем мы спрашиваем наши сны и что мы можем в них узнать?
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами - 2
  • Откуда психологические проблемы у детей? И что делать? (часть 1)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь