|
Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе ЯрославляАвтор статьи: Омарова (Семенова) Галина Владимировна
Описание опыта обучения детей с РАС в общеобразовательной школе с тьюторским сопровождением. С 1 сентября 2015 года четверо детей с расстройствами аутистического спектра начали обучение в коррекционном классе (всего в классе на 1 сентября было 14 человек) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25 имени Александра Сивагина». Решением ПМПК им было рекомендовано обучение в специальном коррекционном классе VII вида, при этом двоим из них определен один диагностический год для определения возможности освоения детьми программы, так как уровень их развития на тот момент был сопоставим с легкой умственной отсталостью. Однако, учитывая специфические особенности проявления расстройств аутистического спектра, а именно, выраженные сложности социальной коммуникации при сохранной способности усвоения академических знаний, по просьбе родителей, было принято решение рекомендовать этим детям более сложную образовательную среду. За год до начала обучения была организована системная работа по подготовке детей и школы к обучению детей с РАС, которая включала в себя:
В течение всего года перед поступлением в школу, двое детей посещали группу социально-психологической подготовки к школе в рамках проекта «Социальная интеграция детей с РАС Ярославской области», которую реализует АНО «Центр социальных проектов «Участие» и Сообщество родителей детей с аутизмом г. Ярославля с 2014 года. Группа состояла из 4 детей с диагнозами – атипичный аутизм, легкая умственная отсталость с аутоподобным поведением и задержка психического развития с аутоподобным поведением. Занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа и были четко структурированы по времени и по деятельности, пространство было зонировано (учебная комната, игровая, сенсорная зоны). Обязательным условием работы была очередность этапов – игровое взаимодействие, работа в учебной комнате, социальная ситуация (чаепитие или сюжетно-ролевая игра), сенсорное занятие (музыкальное или творческое), при этом каждый этап продолжался около 30 минут. Основными задачами группы были коррекция эмоционально-волевых нарушенийдетей с РАС и формирование ряда необходимых для социализации навыков: 1. Формирование навыков самообслуживания и опрятности, необходимых для социализации. 2. Формирование относительной самостоятельности. 3. Формирование коммуникативных навыков. 4. Формирование социально-приемлемого поведения. 5. Развитие эмоционально-волевой сферы. 6. Содействие в адаптации ребёнка к коллективу сверстников. Так как дети приходили на групповые занятия после посещения детского сада, то сначала в программе стояло игровое взаимодействие, а именно: игровые занятия, направленные на развитие игровой деятельности ребенка, его эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, расширение интересов ребенка, решение тех или иных психологических проблем: коррекцию агрессии, снижение тревожности, развитие самосознания и прочее. Дети объединялись для игрового взаимодействия с учетом их возможностей. Во время работы в учебной комнате детей постепенно приучали к поведению в социальной ситуации обучения в школе, взаимодействию с педагогом, выполнению фронтальной инструкции, занятиям ручной деятельностью (направленным на пробуждение стремления к достижению результата, освоение умений действовать с различными предметами, развитие двуручной деятельности, мелкой моторики, овладение продуктивной деятельностью в целом). В начале года время учебного занятия занимало всего несколько минут, а задания подбирались индивидуально, исходя из специфических интересов ребенка (например, для развития концентрации и внимания использовались различные картинки для раскрашивания – динозавры или насекомые, в зависимости от стереотипных пристрастий детей), постепенно в эти картинки добавлялись другие объекты с уменьшением размеров динозавров или насекомых, а потом они вообще исчезали. К концу обучения дети работали в течение 40-45 минут и выполняли одинаковые задания, однако всегда учитывался их индивидуальный темп и возможности усвоения нового. После работы в учебной комнате организовывалась социальная ситуация (чаепитие) или разыгрывалась сюжетно-ролевая игра, чтобы дети переключались на другие виды деятельности и учились поведению в школьной столовой, раздевалке и других местах общего пользования. В конце группового занятия отдавалось предпочтение сенсорным видам деятельности: это были занятия художественным творчеством, направленные на развитие творческих возможностей ребенка, изображение значимых для ребенка событий, что способствовало их лучшему пониманию, более полному эмоциональному переживанию, символическому преодолению травмирующих событий или музыкальные занятия, направленные на формирование звуковысотного слуха, развитие ритмических видов деятельности, активизацию речи, самовыражение ребенка, развитие голоса, певческого и речевого дыхания. Перед началом учебного года все дети были продиагностированы нейропсихологом и логопедом-дефектологом из Москвы, которые имеют многолетний опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе, на основании полученных данных каждому были даны рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения. Двоим детям, которые поступили в среднюю школу № 25 было рекомендовано тьюторское сопровождение. Двое других детей поступили в малокомплектные классы, реализующие АООП НОО обучающихся с ЗПР и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, но без сопровождения. Также, в июне 2015 года, Институтом развития образования Ярославской области, были организованы курсы повышения квалификации на тему «Организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе», с приглашением педагогов из Москвы, на которых прошли обучение 30 сотрудников школ (классов), реализующих АООП НОО обучающихся с ЗПР и АООП образования обучающихся с умственной отсталостью, трое из них представляли среднюю школу № 25 (классный руководитель коррекционного класса, учитель музыки и учитель-логопед школы). Тьютор, который начал работу с детьми, имеет дефектологическое образование, опыт работы с детьми с РАС и принимал непосредственное участие в работе группы по социально-психологической подготовке к школе. Его целью стала организация условий для успешного включения детей с РАС в школьную и классную среду. Эта включенность заключалась в развитии их коммуникативной сферы (навыки общения), эмоциональной сферы (психологическая адаптация к обучению, возникновение и сохранение положительного отношения к процессу обучения и нахождению в школьной среде), познавательной сферы (сформированные знания и навыки), а также в развитии самостоятельности ребенка. Стратегической целью тьюторского сопровождения мы видели постепенное приведение ребенка к самостоятельному обучению в школе. Перед тьютором были поставлены следующие задачи.
Кроме того, перед началом учебного года, было заключено соглашение с Центром внешкольной работы «Горизонт», являющимся Региональной инновационной площадкой проекта «Неформальное образование детей с ОВЗ средствами интеграции социальных институтов» и дети коррекционного класса два раза в неделю занимались в кружках «Творчество» и «Ложкари». Освоив игру на ложках и пение частушек, они выступали на различных школьных и внешкольных мероприятиях, а их творческие работы участвовали в оформлении афиш для спектакля инклюзивного иппотеатра и в инклюзивном творческом фестивале «Я на коне». В течение года дети с РАС вместе с классом принимали участие во всех школьных мероприятиях, а также посетили множество внешкольных программ в библиотеках города, цирке, зоопарке, ТЮЗе, филармонии, музеях и других организациях, став полноценными членами коллектива. По результатам учебного года можно резюмировать, что оба ребенка, прошедших специфическую социально-психологическую подготовку к школе прошли адаптационный период в школе за 2-3 недели, в отличие от двоих других детей с РАС, один из которых смог адаптироваться к ситуации обучения в школе только к концу учебного года. Все четверо достигли минимального уровня овладения предметными результатами по всем учебным предметам. Трое из детей стали полностью самостоятельным и при соблюдении режима занятий и с учетом учителями-предметниками их психологических особенностей могут обучаться без помощи тьютора, при этом успевая практически по всем предметам. Четвертый ребенок, имеющий системное недоразвитие речи также продемонстрировал положительную динамику в развитии речи, как в ее понимании, так и использовании и нуждается в помощи тьютора только на отдельных уроках (русский язык, математика) чтобы работать в одном темпе с классом и усваивать весь материал. Единственным предметом, который этот ученик осваивает отдельно, является литературное чтение, так как при наличии навыка слогового чтения страдает понимание прочитанного и с ним тьютор занимается по индивидуальному учебному пособию. Решением ПМПК обоим детям, которым был дан один диагностический год для определения возможности освоения детьми программы было дано заключение с рекомендациями продолжения обучения в специальном коррекционном классе VII вида (для детей с задержкой психического развития) без каких-либо ограничений. При этом диагноз атипичный аутизм, легкая умственная отсталость у них остался без изменений, но мозаичность развития позволяет осваивать программу общеобразоватльной школы. Выводы по проекту:
Руководитель проекта «Социальная интеграция детей с РАС Ярославской области» Координатор Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области Омарова Г.В. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|