|
Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУОАвтор статьи: Нестерчук Марина Николаевна
Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей
Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», который в последние годы широко используется в методике развития речи и обучения русскому языку, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в ней, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у глубоко умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. Таким образом, уже на пропедевтическом этапе, когда сформирована мотивация взаимодействия с педагогом, мы учим детей доступным технологиям общения. При работе с «безречевыми» детьми мы стараемся с максимальной точностью определить структуру дефекта и причины отсутствия речи. Это позволяет оценить перспективы речевого развития и правильно распределить акценты в формировании коммуникативных умений. Их общение, как самостоятельный акт или в ходе любой деятельности, всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого. Мы побуждаем ребят к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.).В работе с Даниилом Б(мальчик тяжело идет на контакт, капризничает, если задание ему не нравится)К концу учебного года ребенок заходя в кабинет психолога по своему здоровается, кивая головой и издавая звук, прощается, реагирует на интонацию, радуется, если задание нравится. Для детей, владеющих речью, мы создаем ситуации общения.. Реализуя программу по развитию коммуникативных умений, мы используем такие методы, как рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), этюды, игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные («Лисонька, где ты?», «Сова», «Воробышки и автомобиль»)., музыкальные, игры на расслабление различных групп мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи): «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Каждый спит», «Пружинки», «Загораем», «Кораблик», «Пчелка мешает спать», «Лицо загорает», «Солнышко и тучка».), игры на развитие внимания («Что слышно?», «Слушай звуки»), игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста», «Запретный номер», «Запрещенное движение»), игры на преодоление застенчивости. Формулы правильной речи и уверенного поведения («Лохматый пес», «Смелые мышки»). Коррекционная программа включает в себя 15 занятий , рассчитана на группу (3-5человек ) детей с глубокой умственной отсталостью. Длительность 20-30минут. Весь учебный год учащиеся 5 «Г» посещали уроки психологии, после проведения курса занятий на развитие коммуникативных умений мы заметили изменения в поведении ребят: они с удовольствием играли в подвижные игры, работая с картинками, могли определить эмоции радости, грусти, удивления и т.д., активно участвовали в школьных праздниках и даже играли роли. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции глубоко умственно отсталого ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|