Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида.  Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей 

Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», который в последние годы широко используется в методике развития речи и обучения русскому языку, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в ней, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у глубоко умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. Таким образом, уже на пропедевтическом этапе, когда сформирована мотивация взаимодействия с педагогом, мы учим детей доступным технологиям общения.
На пропедевтическом этапе мы практически показываем детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Достижение этой основной цели возможно при решении ряда частных задач:
- обучить адекватной реакции на речевые обращения;
- учить использованию доступную знаковую систему (речь, жест, пиктограмма) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и др.;
- воспитывать элементарные этикетные умения – выражения приветствия, прощания, благодарности;
- организовывать общение детей таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональное состояние, было связано с приятными ощущениями и переживаниями.
Формирование коммуникативных умений органично включается во все виды деятельности: быт, игру, учение. Оно реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых другими направлениями коррекционной программы. 

При работе с «безречевыми» детьми мы стараемся с максимальной точностью определить структуру дефекта и причины отсутствия речи. Это позволяет оценить перспективы речевого развития и правильно распределить акценты в формировании коммуникативных умений. Их общение, как самостоятельный акт или в ходе любой деятельности, всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого. Мы побуждаем ребят к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.).В работе с Даниилом Б(мальчик тяжело идет на контакт, капризничает, если задание ему не нравится)К концу учебного года ребенок заходя в кабинет психолога по своему здоровается, кивая головой и издавая звук, прощается, реагирует на интонацию, радуется, если задание нравится.

Для детей, владеющих речью, мы создаем ситуации общения..  Реализуя программу по развитию коммуникативных умений, мы используем такие методы, как рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), этюды, игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные («Лисонька, где ты?», «Сова», «Воробышки и автомобиль»)., музыкальные, игры на расслабление различных групп мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи): «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Каждый спит», «Пружинки», «Загораем», «Кораблик», «Пчелка мешает спать», «Лицо загорает», «Солнышко и тучка».),

игры на развитие внимания («Что слышно?», «Слушай звуки»),

игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста», «Запретный номер», «Запрещенное движение»),

игры на преодоление застенчивости. Формулы правильной речи и уверенного поведения («Лохматый пес», «Смелые мышки»). Коррекционная программа включает в себя 15 занятий , рассчитана на группу (3-5человек ) детей с глубокой умственной отсталостью. Длительность 20-30минут. Весь учебный год учащиеся 5 «Г» посещали уроки психологии, после проведения курса занятий на развитие коммуникативных умений мы заметили изменения в поведении ребят: они с удовольствием играли в подвижные игры, работая с картинками, могли определить эмоции радости, грусти, удивления и т.д., активно участвовали в школьных праздниках и даже играли роли.

Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции глубоко умственно отсталого ребенка.



Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростковые игры на развитие коммуникативных навыков
  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Психологические проблемы родителей, воспитывающих умственно отсталых детей, и их преодоление
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Обретение целостности. Как происходит процесс интеграции личности?
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие коммуникативных способностей посредством риторики
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Как определить, что развитие происходит?
  • Как правильно выстроить процесс прощания при временной разлуке с ребёнком
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Не поняли друг друга: о некоторых коммуникативных ловушках
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Как улучшить общение с окружающими: говорим о компонентах общения на понятном языке
  • Развитие. Как оно происходит?
  • Сказкотерапия как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • С места в карьер или как происходит развитие личности
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Ролевые игры детей и становление личности
  • Дидактические игры для детей 3- 4 лет. В чем их польза?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь