|
Развитие детей: потребность в автономииАвтор статьи: Илларионова Татьяна Ивановна
К концу первого года здоровый ребенок начинает ходить. Одновременно с этим, возрастает его любопытство и интерес к окружающему миру. Малыш начинает делать первые шаги в направлении самостоятельности. Надо сказать, что у детей в это время, происходит ускоренное созревание его биологических и психологических составляющих. Ребенок, всю свою энергию направляет на стремление к самостоятельности, адаптации к окружению и развитию индивидуальности. Развитие самостоятельности у детей требует от них большого внутреннего напряжения. Ребенок пробует действовать самостоятельно, по своему усмотрению и он может совершать поступки, идущие в разрез с нормами социума. Перед родителями в это время стоит нелегкая задача: "Как направить развитие к индивидуальности и самоутверждению и при этом, не давать развиваться нежелательной чрезмерной враждебности?". Очень часто, родители совершают ошибку, выбирая стиль руководства, в котором ребенку либо все разрешается, либо все запрещается. Родителям важно понимать, что необходимо создать для ребенка такую среду, которая позволила бы действовать ему автономно в безопасности. Специально организованное пространство, создание атмосферы безопасности, позволит избежать части запретов и ограничений, которые в свою очередь вызывают нежелательную враждебность. Родители должны выбрать такой стиль руководства, который учитывал бы то, что ребенок, конечно, нуждается в руководстве со стороны, но и в то же время в самостоятельности. Родителям важно создавать ситуации для ребенка, где они могли бы действовать независимо, по своему усмотрению. Важно создавать ситуации выбора: «Ты какую хочешь одеть футболку, синюю или красную?» Или, «Что ты хочешь на полдник, яблоко или банан?» Двигаясь по пути индивидуальности и автономии, ребенку важно вырабатывать внутренние навыки контроля. И на этом пути, не возможно избежать болезненных столкновений. Родителям придется по необходимости ограничивать активность ребенка и говорить ему «нельзя». Очень важно для родителей понимать, когда ребенок хочет сделать что-то самостоятельно и может это, а когда ему нужна помощь. Очень важно поощрять и хвалить ребенка принимать решения без помощи родителей. Но родители должны не забывать, прежде всего, о безопасности ребенка. Поощряя самостоятельность детей, позволяя им принимать соответствующие возрасту решения, родители смогут расширить их сферу компетентности, а также помогут научиться выполнять новые для них задачи. В самом начале, родители делают практически все за ребенка. Постепенно, ребенок отказывается от опеки, начинает предпочитать определенную еду и определенную одежду. Здесь нередки конфликты, когда родителям трудно принять самостоятельность и отделение их ребенка. Некоторые родители продолжают опекать своих детей даже тогда, когда ребенок уже не нуждается в помощи. Конфликты, связанные с автономией между родителями и детьми могут окрашивать отношения враждебностью. Чрезвычайно важно, чтобы родители находили пути для поддержания исследовательского интереса к окружающему миру, при этом, не устанавливая слишком строгие рамки контроля. Очень важно найти путь безопасного, разумного контроля за потребностью к самостоятельности и движению к индивидуальности. Помочь преодолеть кризисы, которые возникают на пути к самостоятельности, индивидуальности может детский психотерапевт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|