Психологическое развитие маленького ребенка: субфаза консолидации индивидуальности (22-36 месяцев)

     Психологическое развитие маленького ребенка субфаза консолидации индивидуальности 22 36 месяцев

     Последняя субфаза сепарации-индивидуации продолжается приблизительно с 21-22 по 36 месяц жизни. Она носит название субфазы консолидации индивидуальности и начала формирования эмоционального постоянства объекта (по М.Малер).Как следует из названия, в этот период происходит два крайне важных внутрипсихических процесса:

     1)приобретение стабильного образа Я,

     2) формирование стабильного образа «внутренней матери».

     Эти процессы идут параллельно и зависят от многих факторов предшествующего развития.  В фазе симбиоза по существу еще не существует собственного Я. Зачаточное «симбиотическое Я» является результатом слияния смутного материнского образа и такого же смутного ощущения себя. Считается, что поначалу это «общее Я» является «хорошим». Возможно, здесь играет роль врожденный, несколько повышенный эмоциональный настрой совсем маленького ребенка. Это то, что в психоанализе называют первичным нарциссизмом. Это своего рода самолюбование и удовольствие от своего функционирования. Младенец изначально чувствует себя «хорошим» и это чувство он распространяет на свою симбиотическую мать.

      Затем происходит осознавание своей отдельности. Если объект из внешнего мира, т.е. мать, будет непредсказуемым, вторгающимся или отчужденным, то он превращается «плохую» часть внутрипсихической жизни ребенка. Этот негативный образ матери становится «плохим», чужеродным объектом в его психологии. Чтобы как то ассимилировать, включить эту часть в свою психическую жизнь ребенок идентифицируется с «плохой» частью или смешивается с ней. Ребенок, говоря образно, становится «плохим» по своим внутренним ощущениям, чтобы мать оставалась «хорошей».

     Если тот же стереотип взаимоотношений продолжается, то на фазе воссоединения происходит прорыв агрессии и образ «хорошей» матери навсегда смывается и заменяется образом «плохой», не удовлетворяющей потребностей матери. Вместе с ним уничтожается образ «хорошего Я», потому что мать и дитя первоначально представляют единство. На это указывают повторяющиеся вспышки гнева и настойчивые попытки заставить родителей действовать, как продолжение ребенка. Главным условием нормальной психической жизни является возможность сохранять и восстанавливать свое самоуважение за счет внутренней материнской репрезентации. Если же «внутренняя мать» ощущается «плохой», то это не позволяет использовать эту часть психики для подпитки собственных эмоциональных ресурсов.

     Все эти обстоятельства затрудняют правильное прохождение четвертой субфазы, на которой должно произойти объединение «хорошего» и «плохого» объекта в единый образ. Если это происходит, то объект любви становится постоянным. Любовь к матери не исчезает, если мать не может выполнить все потребности ребенка. Он продолжает стремиться к матери, вместо того, чтобы отвергать ее или ненавидеть, когда она просто отсутствует.

     Этот процесс объединения «плохой» и «хорошей» матери,зависит от двух главных факторов:

     1) доверие ребенка к матери и уверенность в том, что она удовлетворит его потребности, облегчит напряжение,

     2)мыслительный процесс, приводящий к пониманию матери, как уникальной любимой ребенком мамы.

     Только после того, как начинает формироваться постоянство «внутренней матери», мать может быть замещена во время своего отсутствия надежным внутренним образом. Это происходит не ранее третьего года жизни. В этом возрасте ребенок может дольше и легче, без заметного дискомфорта переносить отсутствие матери. К трем годам в норме у ребенка должна быть достаточно стабильная внутренняя мать, способная поддерживать его эмоциональную стабильность. С этого возраста дети начинают ходить в детский сад.

     Ребенок становится более независимым от матери, иногда он предпочитает играть со сверстниками или другими взрослыми. Игра становится более конструктивной, появляются ролевые игры и игры с воображением. Начинает развиваться чувство времени и способность терпеливо переносить разлуку или отсрочку удовлетворения своих желаний. Дети начинают понимать и использовать слова «завтра», «позже».  Дети этого возраста часто сопротивляются требованиям взрослых и настаивают на своем. Это мягкое или умеренное «упрямство» весьма полезно для развития идентичности ребенка. Бурно развиваются мыслительные и речевые функции, способности к общению и фантазированию. В норме в этом возрасте ребенок начинает становиться «сам-себе-хорошей матерью».

    К трем годам каждый ребенок приобретает определенную психическую структуру, которая является его реакцией на суммарное восприятие матери как эмпатичной или холодной, способной или не способной давать чувство психического комфорта и самоуважения. В дальнейшем этот способ восприятия распространяется на отца, семью и даже весь мир. Большую роль в формировании этого способа реагирования на внешний мир играют разные случайные события( болезни, операции, ситуации разлуки). Кроме того, конфликты вокруг приучения к туалету и тревога по поводу осознавания половых различий приводят к поддержанию «расщепления» и мешают формированию стабильного Я ребенка.

     Чувство собственного Я – это глубоко личный внутренний опыт, который невозможно проследить в исследованиях, наблюдениях и высказываниях. Вот как пишет об этом известный психоаналитик Винникот: «В норме имеется ядро личности, которое соответствует подлинному Я. Я предполагаю, что это ядро никогда не вступает в связь с миром воспринимаемых объектов, и что каждый индивид знает, что оно никогда не должно находиться в контакте или под влиянием внешней реальности. Несмотря на то, что здоровые люди общаются и наслаждаются общением, настолько же правдивым является факт, что каждый индивид остается изолированной сущностью, постоянно не общающейся, постоянно неизвестной и фактически закрытой. Травматический опыт является частью угрозы изолированному ядру, угрозы быть обнаруженным, видоизмененным, соединенным с чем-то. Защита состоит в дальнейшем сокрытии потайной самости...».Защищаясь от травмы, ребенок формирует свой хаактер, который может оказаться патологическим.

     Этот травматический опыт берет свое начало в субфазе воссоединения и продолжается в субфазе консолидации индивидуальности и даже позже. Существуют три главных причины, вызывающие травматическую тревогу у ребенка.

     1)Страх потери любви объекта, который осложняется усвоением и интроекцией родительских требований. Дети боятся потерять любовь родителей и думают, что могут ее потерять, так как не выполняют всех их указаний.

     2)Тревога от осознаваний телесных побуждений, прежде всего позывов к дефекации и мочеиспусканию и требований контроля над этими функциями со стороны родителей.

     3)Тревога от осознавания анатомических различий между полами, которая начинается гораздо раньше эдиповой фазы. У девочек эта тревога проявляется гневными нападками на мать. Мальчики реагируют мягче и скорее испытывают страх «обратного поглощения матерью».

     У ранних детских неврозов обязательно есть предшественники в третью и четвертую субфазу сепарации-индивидуации. Хотя сами симптомы проявляются позже – в эдипальный период или в подростковом возрасте. В таких случаях мир продолжает представляться человеку расщепленным на «хороший и плохой», что вызывает невротические и пограничные симптомы в будущем.

     Фиксация на фазе сепарации-индивидуации, то есть неправильное или неполное прохождение этой фазы наблюдается у большого количества пациентов с неврозами. Для них характерна высокая тревожность, аффекты ярости и гнева, если мир не выполняет их требования. Такие вспышки часто сменяются чувством смирения и зависимости. Главный конфликт этих неврозов вращается вокруг основной проблемы субфазы воссоединения –  борьбы между желанием иллюзорного всемогущества и исполнения желаний, и ощущением своей беспомощности. Такие люди не могут найти оптимальную дистанцию между собой и другими. С одной стороны они жаждут слияния с любимым объектом, а с другой стороны, боятся быть поглощенным им.

      Закончить мне хочется словами Вильгельма Райха, который почти сто лет назад отметил, что психотерапевты и психологи 98% своей деятельности отводят лечению неврозов и лишь 2% - оптимальному и гармоничному воспитанию. Как мы сейчас понимаем, все психологические проблемы – это «болезни развития», обусловленные сложностями ранних детско-родительских отношений. И при правильном подходе многих проблем можно избежать.



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • У хорошей матери - дети в шапках
  • Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Когда любовь матери становится опасной
  • Образ своей матери
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • О разделении ролей, часть 3: в чем разница между влиянием отца и матери?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь