Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода

Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода 

Сегодня идентичностью обозначают целый спектр феноменов раннего детства, когда в сознании ещё отсутствует ясное различие субъекта и объекта. Метафорически под идентичностью понимаются позитивные и негативные образы, фантазии и чувства младенца относительно своего слияния с матерью. В определённом смысле идентичность можно рассматривать как достижение ребёнка, ребёнку нужно перейти в эту стадию, прежде чем будут возможны межличностные процессы привязанности и разлучения. Позволяет это сделать мистическая партиципация, состояние неполной идентичности. [1]

Карл Густав Юнг считал, что младенец находится в состоянии идентичности со своими родителями, прежде всего с матерью. Таким образом, младенец разделяет психическую жизнь своих родителей, не обладая почти ничем своим, во всяком случае, в его распоряжении остаётся немногое.


Юнг настаивал на существовании врождённого состояния «первоначальной идентичности», архетипической способности входить в состояние идентичности. Говоря грубо, без существования безмерной близости невозможны никакие личностные привязанности, как и не может быть разлучения без существования предыдущей привязанности. Юнг использовал понятие идентичности и для того, чтобы объяснить существующие взаимосвязи между психикой и материей, в чём сам он был искренне убеждён.

 

Мелани Кляйн придерживалась мнения, что вместе с отношением ребенка сначала к матери и вскоре к его отцу и другим людям происходят те процессы интеграции, которым я придаю такое большое значение в моей работе. Ребенок, инкорпорировав своих родителей, чувствует их живущими внутри его тела определенным образом, которым воспринимаются глубокие бессознательные фантазии, - они, в его уме, “внутренние” (“internal” or “inner”) как я назвала их. Таким образом, внутренний мир, строящийся в бессознательном ребенка, соответствует его реальным переживаниям и впечатлениям, которые он получает от людей и внешнего мира, все же изменяется его собственными фантазиями и импульсами. Если это мир людей, преимущественно живущих мирно друг с другом и с Эго, он влечет за собой внутреннюю гармонию,
безопасность и интеграцию.[2]


Так же  в своей книге: «О наблюдении за поведением младенцев» она писала о том, что ребенок связывает получаемое им удовлетворение в равной мере и с самой пищей, и с объектом, эту пищу дающим. Заметные признаки объектного отношения на этой ранней стадии, в сочетании с удовлетворением, которое ребенок получает от пищи, являются хорошим предзнаменованием, говорящим
в пользу того, что и будущие отношения с людьми и общее эмоциональное развитие младенца должны протекать нормально.

 

Идеи, высказанные Дональдом Винникоттом, английским психоаналитиком, педиатром и детским психиатром  о переходном объекте, описывают этот этап развития объектных отношений таким образом: Ребёнок нуждается в объекте, который на время разлуки с матерью создаёт иллюзию её присутствия или, по крайней мере, её успокаивающих и защитных функций.
Переходный объект служит защитой от тревоги. Винникотт полагает, что феномен переходного объекта, то есть иллюзорного опыта на границе между внешним и внутренним миром, начинает появляться в период от 4 до 12 месяцев, намеренно оставляя такой широкий интервал. Понятно, что этот реальный предмет обозначает грудь (или маму). Он обогащает ребёнка опытом символизации и предшествует умению адекватно оценивать реальность, то есть различать фантазию и реальность. Винникотт называет объект переходным, потому что, в отличие от внутреннего объекта, не не подвержен магическому контролю ребёнка.[3]

 

Хорошая мать активно приспосабливается к потребностям ребёнка, и в самом начале, адаптируясь к ребёнку на все сто процентов, мать создаёт иллюзию того, что её грудь является частью ребёнка. Материнская грудь находится как бы под его магическим контролем. Хорошая мать обеспечивает ребёнку эту иллюзию, а затем постепенно разрушает её. Стопроцентное приспособление к нуждам младенца постепенно ослабевает. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности справляться с тревогой и фрустрацией. Наиболее фрустрирующая ситуация для младенца – это уход мамы. Справляться с уходом мамы малышу помогает переходный объект.

 

Когда мать оставляет ребёнка одного на короткий срок, он испытывает тревогу и одновременно – пробуждение умственной активности и чувствительности. Он использует объект для сосания или другого аутоэртического удовлетворения, а также погружается в фантазии и мечты о маме, припоминая её и переживая иллюзорно вновь. В младенчестве эта переходная область необходима для возникновения связи между ребёнком и внешним миром, и только хороший материнский уход на ранней критической стадии делает эту связь надёжной и прочной. Если всё идёт хорошо, заключает Винникот, опыт переживания фрустрации помогает ребёнку постичь, что внешние объекты реальны.[4]

 

Когда сильное приспособление к потребностям ребёнка неоправданно затягивается, младенец обнаруживает себя в волшебном мире, где внешние объекты ведут себя идеально и никогда не разочаровывают его. Он развивается в галлюцинаторном, а не в реальном мире любимых и ненавистных объектов. Только неполная адаптация к потребностям ребёнка делает объекты реальными и развивает способность младенца выражать отношение к внешней реальности, адекватно оценивать её и думать о ней.

 

Х.Лихтенштейн, считает "первичную идентичность" структурой личности, как эго в традиционном психоанализе, сформированной в процессе самых ранних взаимоотношений между ребенком и его первым ухаживающим лицом. Мать в ранних симбиотических отношениях с ребенком выполняет функцию зеркального отражения ребенка и его потребностей, фантазий и действий на уровне не зрительного, а осязательного и обонятельного восприятия. В этом зеркале, с точки зрения Х.Лихтенштейна, смутно возникает не первичный объект любви ребенка, а контуры его собственного образа, "отражающие бессознательные побуждения матери по отношению к нему".
Этот образ ребенка, который он видит в реакциях матери в то время когда мир
ребенка еще не делим на "Я" и "не-Я", Х.Лихтенштейн и
называет "первичной идентичностью ребенка" (primary identity).

 

Эта первичная идентичность значительно отличается от самовосприятия в том смысле, к которому мы привыкли. Она скорее образует "рамки отношений", сформированных межличностной ситуацией матери и ребенка, в которых чувство Я возникает в форме "внутреннего восприятия". Близкий ребенку Другой становится тем зеркалом, в котором становящейся личности возвращается ее пока еще смутный образ, в свою очередь позволяющий ей воплощаться во все большую определенность.

 

Неспособность матери воспринимать потребности ребенка, ошибочное и
нестабильное реагирование на ранние проявления его поведения ведут к тяжелым нарушениям развития Я. Эти нарушения называют (по Фрейбергеру)
прегенитальными расстройствами, связанными с созреванием.

 

Современный психоаналитик В. Лейбин пишет о том, что в  современной психоаналитической литературе широко распространена точка зрения, в соответствии с которой многие психические заболевания связаны с отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Значительная часть психоаналитиков считает, что сопровождаемое прекращением эмоциональных связей отделение младенца от матери не только вызывает у ребенка чувство незащищенности и порождает переживания горя, но и способно привести к крайнему проявлению враждебности или депрессии.

 

Краткое по времени отделение ребенка от матери вызывает ухудшение его психического состояния, которое может быть устранено в случае последующего восстановления соответствующих эмоциональных связей между ними или своевременного терапевтического лечения. Психические последствия длительного отделения ребенка от матери могут оказаться необратимыми, приводящими к тяжелым психическим заболеваниям и даже к летальному исходу.

 

Н.Н. Клепиков, преподаватель Московского института Психоанализа пишет о том, что объектные отношения существуют с самого начала жизни. Ребенок в первое время жизни не воспринимает себя отдельно от матери, не разграничивает внутренний мир и внешний, Я и не-Я. Мать и ребенок образуют
психосоматическое единство, они живут в диадном симбиозе. Мать воспринимается как часть собственного тела, само тело не имеет четких границ.

 

Джойс Макдугалл, современный фрацузский психоаналитик, писала об «одном теле на двоих», исследуя динамику психосоматических пациентов.  Только постепенно при тесном эмоциональном и телесном контакте с матерью ребенок воспринимает свои потребности и соматические функции и обретает осознание собственного тела.

 

Вывод, который можно сделать из всех этих рассуждений, формулируется следующим образом: в процессе ухода за любым ребенком, с самых первых дней его жизни и на всех последующих этапах, терпение и понимание со стороны матери переоценить невозможно.

 


Литература:

  1. Юнг К.Г. Психология бессознательного.М.: «Канон», 1994.
  2. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребёнка /Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Екатеринбург, 1998., с. 59-107.
  3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н.М.Падалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1998, 80 с.
  4. Винникотт. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Екатеринбург, 2004. - С. 400

 



Просмотров: 684
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Иллюзия автономного существования личности, психический мир и его "население"
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • "Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его" (И.А. Крылов) или советы для мамочек:)
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Я хочу защитить своего мужа от его матери.
  • В рисунке ребенка – его внутренний мир!
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь