|
Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подходаАвтор статьи: Шиманская Светлана Евгеньевна
Сегодня идентичностью обозначают целый спектр феноменов раннего детства, когда в сознании ещё отсутствует ясное различие субъекта и объекта. Метафорически под идентичностью понимаются позитивные и негативные образы, фантазии и чувства младенца относительно своего слияния с матерью. В определённом смысле идентичность можно рассматривать как достижение ребёнка, ребёнку нужно перейти в эту стадию, прежде чем будут возможны межличностные процессы привязанности и разлучения. Позволяет это сделать мистическая партиципация, состояние неполной идентичности. [1] Карл Густав Юнг считал, что младенец находится в состоянии идентичности со своими родителями, прежде всего с матерью. Таким образом, младенец разделяет психическую жизнь своих родителей, не обладая почти ничем своим, во всяком случае, в его распоряжении остаётся немногое.
Мелани Кляйн придерживалась мнения, что вместе с отношением ребенка сначала к матери и вскоре к его отцу и другим людям происходят те процессы интеграции, которым я придаю такое большое значение в моей работе. Ребенок, инкорпорировав своих родителей, чувствует их живущими внутри его тела определенным образом, которым воспринимаются глубокие бессознательные фантазии, - они, в его уме, “внутренние” (“internal” or “inner”) как я назвала их. Таким образом, внутренний мир, строящийся в бессознательном ребенка, соответствует его реальным переживаниям и впечатлениям, которые он получает от людей и внешнего мира, все же изменяется его собственными фантазиями и импульсами. Если это мир людей, преимущественно живущих мирно друг с другом и с Эго, он влечет за собой внутреннюю гармонию,
Идеи, высказанные Дональдом Винникоттом, английским психоаналитиком, педиатром и детским психиатром о переходном объекте, описывают этот этап развития объектных отношений таким образом: Ребёнок нуждается в объекте, который на время разлуки с матерью создаёт иллюзию её присутствия или, по крайней мере, её успокаивающих и защитных функций.
Хорошая мать активно приспосабливается к потребностям ребёнка, и в самом начале, адаптируясь к ребёнку на все сто процентов, мать создаёт иллюзию того, что её грудь является частью ребёнка. Материнская грудь находится как бы под его магическим контролем. Хорошая мать обеспечивает ребёнку эту иллюзию, а затем постепенно разрушает её. Стопроцентное приспособление к нуждам младенца постепенно ослабевает. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности справляться с тревогой и фрустрацией. Наиболее фрустрирующая ситуация для младенца – это уход мамы. Справляться с уходом мамы малышу помогает переходный объект.
Когда мать оставляет ребёнка одного на короткий срок, он испытывает тревогу и одновременно – пробуждение умственной активности и чувствительности. Он использует объект для сосания или другого аутоэртического удовлетворения, а также погружается в фантазии и мечты о маме, припоминая её и переживая иллюзорно вновь. В младенчестве эта переходная область необходима для возникновения связи между ребёнком и внешним миром, и только хороший материнский уход на ранней критической стадии делает эту связь надёжной и прочной. Если всё идёт хорошо, заключает Винникот, опыт переживания фрустрации помогает ребёнку постичь, что внешние объекты реальны.[4]
Когда сильное приспособление к потребностям ребёнка неоправданно затягивается, младенец обнаруживает себя в волшебном мире, где внешние объекты ведут себя идеально и никогда не разочаровывают его. Он развивается в галлюцинаторном, а не в реальном мире любимых и ненавистных объектов. Только неполная адаптация к потребностям ребёнка делает объекты реальными и развивает способность младенца выражать отношение к внешней реальности, адекватно оценивать её и думать о ней.
Х.Лихтенштейн, считает "первичную идентичность" структурой личности, как эго в традиционном психоанализе, сформированной в процессе самых ранних взаимоотношений между ребенком и его первым ухаживающим лицом. Мать в ранних симбиотических отношениях с ребенком выполняет функцию зеркального отражения ребенка и его потребностей, фантазий и действий на уровне не зрительного, а осязательного и обонятельного восприятия. В этом зеркале, с точки зрения Х.Лихтенштейна, смутно возникает не первичный объект любви ребенка, а контуры его собственного образа, "отражающие бессознательные побуждения матери по отношению к нему".
Эта первичная идентичность значительно отличается от самовосприятия в том смысле, к которому мы привыкли. Она скорее образует "рамки отношений", сформированных межличностной ситуацией матери и ребенка, в которых чувство Я возникает в форме "внутреннего восприятия". Близкий ребенку Другой становится тем зеркалом, в котором становящейся личности возвращается ее пока еще смутный образ, в свою очередь позволяющий ей воплощаться во все большую определенность.
Неспособность матери воспринимать потребности ребенка, ошибочное и
Современный психоаналитик В. Лейбин пишет о том, что в современной психоаналитической литературе широко распространена точка зрения, в соответствии с которой многие психические заболевания связаны с отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Значительная часть психоаналитиков считает, что сопровождаемое прекращением эмоциональных связей отделение младенца от матери не только вызывает у ребенка чувство незащищенности и порождает переживания горя, но и способно привести к крайнему проявлению враждебности или депрессии.
Краткое по времени отделение ребенка от матери вызывает ухудшение его психического состояния, которое может быть устранено в случае последующего восстановления соответствующих эмоциональных связей между ними или своевременного терапевтического лечения. Психические последствия длительного отделения ребенка от матери могут оказаться необратимыми, приводящими к тяжелым психическим заболеваниям и даже к летальному исходу.
Н.Н. Клепиков, преподаватель Московского института Психоанализа пишет о том, что объектные отношения существуют с самого начала жизни. Ребенок в первое время жизни не воспринимает себя отдельно от матери, не разграничивает внутренний мир и внешний, Я и не-Я. Мать и ребенок образуют
Джойс Макдугалл, современный фрацузский психоаналитик, писала об «одном теле на двоих», исследуя динамику психосоматических пациентов. Только постепенно при тесном эмоциональном и телесном контакте с матерью ребенок воспринимает свои потребности и соматические функции и обретает осознание собственного тела.
Вывод, который можно сделать из всех этих рассуждений, формулируется следующим образом: в процессе ухода за любым ребенком, с самых первых дней его жизни и на всех последующих этапах, терпение и понимание со стороны матери переоценить невозможно.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|