"Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка


«А мы все еще писаемся, не хотим отдельно спать, обижаемся по пустякам», — привычно употребляя слово «мы», мама рассказывает о проблемах своего десятилетнего сына.

 «Вы тоже?» — уточняю я, стараясь обратить внимание мамы на ее речь. Не понимая вопроса, мама останавливает поток слов и несколько секунд удивленно смотрит на меня. «Причем тут я? Я о сыне рассказываю». И продолжает дальше: «Во сне разговариваем, грызем ногти, боимся без мамы оставаться дома…». И конечно же, мама совсем не понимает ещё, что, если бы не "мы" вместо "мой сын", возможно, её десятилетний сын спал бы уже давно один и не писался.

«Да, в нашей семье только «мы», как же иначе? «Мы» – это признак благополучной семьи!» - сначала пытаются отстаивать своё привычное «мы» заботливые, гиперопекающие мамы.

«Это же хорошо, что мама так любит ребенка, значит, семья дружная, раз о детях говорят „мы“!» — приходится часто слышать даже от психологов, не говоря уж о том, как умиляются на это «мы» окружающие. На самом деле, если ребенку больше 3 лет, и мама продолжает говорить о своем ребенке «мы», это своего рода тест на предмет симбиотических отношений матери и ребенка.

После 9 месяцев физиологического симбиоза с ребенком мать еще в течение примерно 3 лет находится с ним в психологическом симбиозе. Во время этого важного периода — психологического симбиоза — постепенно формируется база для восприятия себя как отдельного существа, имеющего свое Я, отдельного от материнского Я.

Телесное Я, целостный бессознательный образ тела у ребенка формируется в тесном эмоциональном контакте с матерью и с ближайшим окружением. Часто мамы и после исполнения ребенку 3 лет продолжает воспринимать ребенка как часть своего образа тела, как продолжение себя. И тогда этот процесс становления своего Я, бессознательно и телесно отдельного от мамы, у ребенка нарушается. Так называемой сепарации, отделения от маминого Я не происходит.

 Дело доходит иногда до того, что мамы могут ощущать себя «немного беременными» своими малышами или же «связанными пуповиной» с ними. Если ребенок здоров, продолжение симбиотических отношений после 3 лет во многом определяется только мамой. Чрезмерно заботливая тревожно-мнительная мать, считающая своего малыша слишком маленьким и беспомощным, своей гиперопекой не дает ему возможности самостоятельно развиваться и постепенно отделяться от матери.

 Продолжению симбиотических отношений способствует и речь мамы, в которой нет или очень мало местоимений «ты», «он», «она» по отношению к малышу и его действиям. Вместо них постоянно звучит «мы», которое бессознательно закрепляет и продолжает симбиотические отношения. Именно у детей, матери которых упорно продолжают говорить «мы», возрастные страхи чаще всего не проходят сами, а превращаются в серьезные навязчивые страхи.

Они боятся спать без матерей, панически боятся отпускать их от себя, бывают зациклены на страхе смерти. Эти страхи связаны с тем, что во время любого расставания с матерью они ощущают, что расстаются со своей половинкой, с частью своего «Я». Бессознательно они опасаются, что могут потерять и себя вместе со своей половинкой, что является базисным, всеобъемлющим страхом.

Такие дети чаще других не хотят расти, потому что боятся, что если они вырастут, то родители состарятся и умрут. Если у мамы растет сын, то использование местоимения «мы» вместо «ты», «он» или имени может даже способствовать нарушению половой идентичности, а иногда вызвать агрессивность и аффективные вспышки как способы сопротивления симбиотическим отношениям.

После убедительных разговоров психолога родители начинают, конечно, понимать важность своевременного преодоления симбиоза в отношениях с детьми. И даже соглашаются немедленно исправиться и перестать необоснованно применять местоимение «мы» при общении с ребенком старше 2−3 лет. Они согласно кивают и даже сокрушаются, как же они могли не учитывать таких простых вещей.

 К сожалению, нередки случаи, когда через какое-то время мамы вновь появляются в дверях кабинета психолога и привычно начинают перечислять: «Мы боимся, мы лечимся, мы учимся…» И когда они снова слышат в ответ: «А Вы тоже?» — спохватываются, вспоминая недавние советы психолога.

 Оказывается, не так-то просто отвыкать от привычного «мы»! И мамы начинают оправдываться, что «задание» оказалось очень сложным для выполнения. И тут же снова дают себе слово научиться контролировать себя в отношении употребления местоимения «мы» в отношении себя и ребенка. Приходится снова напоминать им, что от таких "пустяков" во многом зависит, сможет ли маленький человечек в будущем брать ответственность за свою жизнь или будет жить, оставив всю ответственность маме.

 

Статья написана в 2010 году и здесь печатается в отредактированном виде.



 


Просмотров: 707
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мама, ты где?" О важности эмоционального контакта мамы с ребенком до года
  • Сепарация от "мамы-нарцисса". Как обрести себя.
  • Избалованное дитя-похвала для "внутреннего ребенка" Мамы!
  • Поход ребенка в детский сад и "аварийное" отсоединение от мамы
  • Зависимость от мамы. Если вам кажется, что без мамы вы не справитесь.
  • Время мамы в декрете. 14 рекомендаций по организации своего дня.
  • Мамы хорошие и мамы плохие. Мамы разные нужны, мамы разные важны.
  • Страхи мамы и как они влияют на жизнь и судьбу ребенка?
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Страшнее мамы зверя нет: Если не хочется общаться со своей мамой
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 5. Слово в защиту мамы
  • Счастливые мамы – это и счастливые дети, даже если они растут без пап!
  • Влияние отношений мамы и ребенка на формирование характера
  • Спасти себя от мамы, или несколько слов об осознанной любви
  • "Чаша Клеопатры или в животе у мамы" продолжение.
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Один ребенок против двух "Ребенков" мамы и папы
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Как быть, если Вы у своей мамы всегда и во всем плохи и виноваты
  • Когда папа уходит от мамы (регулярная рубрика "Группа поддержки")
  • Отказаться от мамы - потерять ребенка
  • Мамы детей- непосед vs мамы тихонь
  • Детский сад - когда боятся мамы
  • "У мамы депрессия" или что мешает быть счастливой в семье?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь