«Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)

Автор статьи: Светлана Федотова

Для того чтобы научиться жить и успешно действовать в мире, маленькому человеку, входящему в жизнь, необходимо его осознать, как единое целое. Это невозможно в отсутствие смысловых ориентиров, обобщающей схемы мироздания и представления о месте нахождения в ней. Любая человеческая культура несет в себе модель мира, которая воплощена в мифах, религии, в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в архитектуре и искусстве. Такую модель мира должен получить ребенок, и часть ее достроить сам.

Можно выделить три фактора ее формирования:

- влияние взрослой культуры

- личные усилия ребенка

- воздействия детской субкультуры

                                                                                                                                                 Для того чтобы взрослая культура была понята маленьким ребенком, она должна быть воплощена в виде словесного текста (или рисунка) или поведения старших. Непосредственный пространственный опыт начинает упорядочиваться у ребенка уже на самых ранних этапах освоения им словаря и грамматики родного языка. Причем важно использовать специальные тексты в традициях народной педагогики.

         Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, задолго до того, как он будет практически осваивать мир сам. Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор  - колыбельные песни, пестушки, потешки. Они должны были обеспечить ребенку целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, т.е. задать некую систему координат помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром.  

         Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы слепым пятном. Первый этап осознания своего существования начинается через других людей. Это они замечают ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени. Такое личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, адресованных ребенку.

         Пестушки, потешки, приговорки сопровождают в народной культуре телесные игры с маленьким ребенком. «Сорока – ворона», «Этот пальчик в лес пошел…». Мать приговаривает и перебирает пальчики ребенка, сидящего у нее на коленях.  С психологической точки зрения важность этих игр неоценима – таким путем взрослый помогает ребенку формировать осмысленный образ собственного тела.

         Образ своего телесного «Я» - это база для развития личности малыша. Одновременно тело – это исходная точка отсчета, необходимая для ориентации человека в окружающем физическом мире, и главный измерительный прибор, который все люди используют в процессе освоения физического пространства.

         В телесных играх с детьми, существующих в народной традиции, мать помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить отдельные части его тела в живом контакте с её руками. Все части тела становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает именем, характером и исполняет определенную игровую роль.

         Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия. Имена придают частям тела ребенка новое качество существования, они обретают новый статус. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного «Я», которое начинает восприниматься как устойчивая совокупность ощущений. Затем, когда ребенок начинает не только чувствовать, но и знать, где  и сколько у него глаз, ушей, пальцев, у него складывается схема тела. Это некая карта телесного ландшафта, на которой обозначены важные пункты.

         Осмысление ребенком устройства своего телесного «Я» абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития.

Составлено по материалам исследования М.В. Осориной



Просмотров: 888
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как выбрать систему воспитания для своего ребенка?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как стать авторитетом для своего ребенка
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Материализация образа «Я»: значение своего места для ребенка.
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь