Образ тела

Один из модулей на курсе Сексологии и Сексопатологии, на котором я прохожу переподготовку, посвящались проблемам телесности. Казалось бы, что может быть проще, понятнее и более знакомо, чем собственное тело?!

Оказывается, и многие исследования это подтверждают, что больше половины людей, обращающихся за помощью к сексологу, просто напросто … не знакомы не только с анатомией противоположного пола, а даже и со своей собственной! 
Тем не менее штудирование анатомических учебников и отличное знание, что?, где?, как? и для чего? не всегда, увы, гарантирует целостного телесного осознавания индивидом. А значит и его удовлетворенности в интимных и социальных отношениях. Так в чем же сложность? 

Образ собственного тела складывается на протяжении всей жизни человека, начиная свой длительный путь с самого его рождения. Начиная с самого раннего, «архаического» этапа жизни ребенка, базируясь на его жизненных проявлениях – соматике, аффектах и коммуникации с важными первичными объектами (матерью прежде всего) - собирается «бессознательный образ тела» (Ф. Дальто). Другими словами, весь первичный довербальный опыт младенца создает его некое бессознательное представление о самом себе. 

Задача развития состоит в том, что бы вся эта гамма переживаний была переведена в язык, символизирована и позднее ментализирована. Функцию такого «переводчика» выполняет мать, которая еще мечтая о младенце в утробе, представляя его образ, создает для него поле любви и ожидания. Затем принимает его, уже родившегося, возможно, совершенно не такого красивого и безупречного, каким она себе его фантазировала, всем сердцем. Первый телесный контакт младенца происходит с кормящей теплой грудью, которая насыщает и наполняет молоком его рот и желудок; с нежными и мягкими руками матери, которые гладят и ласкают его тельце, прижимают его к своему большому телу, покачивают и убаюкивают. Ее знакомый еще до рождения голос переводит весь фейерверк чувств в слова, символы, песенки и сказки. Взгляд матери, охватывающий с любовью все тело малыша, формирует постепенно осознание им своих телесных границ.
Обоняние, зрение, слух, тактильные ощущения, ритм образа жизни матери – это то, что формирует образ тела ребенка.

В возрасте от 8 до 18 месяцев малыш проход «стадию зеркала», понятие которое ввел Ж. Лакан. Посредством зеркала ребенок открывает для себя собственное лицо, собственное тело – это открытие тела по отношению к открытию тела других. Этап собирания разрозненных телесных ощущений в единое целое, другими словами. Сначала он только чувствует то, что происходит в теле. Затем зеркально-зрительно сопоставляет собственное лицо с самим собой. Можно наблюдать это в тот момент, когда малыш, глядя в зеркало, ищет свой нос и через какое-то время прикасается к нему не в отражении, а к своему реальному носику. 

Процесс присваивания собственного тела себе невероятно важен – так складывается первичный̆ нарциссизм, отвечающий за дальнейшее принятие себя, любовь к своему телу, чувство собственной значимости и уверенности. Это так же необходимо для восприятия, принятия и уважения другого. Однако зрительный̆ образ обретает смысл лишь благодаря присутствию рядом с ребенком другого человека, вместе с которым его образ тела будет узнан и назван (через тело матери и ее речь). 

Стадия зеркала является для ребенка символичной, это период осознания его существования в мире для другого, поскольку он есть индивид среди других индивидов. Таким образом формируется идентичность, и как ее немаловажная составляющая – телесная идентичность.

Вырастая, осознавая все больше свое тело, его возможности и ограничения, ребенок дополняет свой бессознательный образ тела внутренними первичными объектами, которые могут и не совпадать с реальными матерью, отцом или бабушкой и т.д… Ребенок впитывает и запоминает на глубинном уровне образы матери и отца, взаимоотношения с каждым из них в отдельности на уровне тел (ласковые руки матери, и крепкие объятия отца; убаюкивающие движения материнских и подкидывающих к небу отцовских рук), а так же опыт наблюдения за отношениями родительской пары (их прикосновения, объятия), из которой он исключен.

Постепенно у ребенка создается и схема тела. Это не тоже самое, что бессознательный образ тела. Схема тела частично осознается, частично остается в бессознательном, она проявляется в рисунках, лепке, в движениях. В том случае, если ребенок признается родителями как объект желания, его любят в реальности, которую не стремяться дать позабыть, если могут дать ответы на все его вопросы посредством речи – это все залог формирования здорового образа тела. 

Негативный образ тела влияет на разрушение здоровой схемы тела. Сюда относятся нарушения, связанные с питанием, предпочтениями в еде, перееданием, нервной анорексией, булемией; сексуальные нарушения, такие как вагинизм, неорганическая импотенция и т.д. Некоторые части тела могут не осознаваться или ощущаться "застывшими", "замороженными", "не чувствующими прикосновений". Или же образ тела может быть идеализированным, недостижимым, надуманным, и жизнь превращается в безуспешный мучительный процесс погони за идеалом.

Чем больше расхождение между образом тела и схемой тела, тем больше проявляется нарушений не только соматического характера, но и в отношениях между людьми. И, естественно, в сексуальных отношениях, которые представляют собой психосоматическое партнерство (то есть партнерство психики и тела двоих людей), в котором физическое взаимодействие между интимными партнерами резонирует с глубинами их индивидуальной психологии и прежде всего с их внутренними объектными отношениями.

Телесно-ориентированная терапия располагает богатым арсеналом методов для работы с образом тела посредством дыхательных, двигательных упражнений, с помощью прикосновений и контакта при работе в паре, а так же использует различные методики арт-терапии, такие как рисование, коллаж, лепка. Это увлекательнейший процесс, лепить, создавать свое тело, чувствовать его, ощущать, проживать эмоции, находить символы и слова для их описания, а так же делиться этим опытом с другими!



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Наследие детства: Бессознательный образ тела
  • Бессознательный образ тела в работах Француазы Дольто
  • Образ тела и пищевые нарушения
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Образ жизни лиц с избыточной массой тела
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Образ моего Тела и все-все-все
  • Образ тела и диетический марафон
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Измененный образ тела беременной женщины
  • Проективная методика "Образ тела"
  • Самооценка и образ тела в расстройствах пищевого поведения
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Предательство тела: Когда тело "сходит с ума"...
  • Разумное тело: упражнения по изменению мыслей с помощью тела
  • Я и мое тело. Связь тела и души.
  • Бессознательный и эрогенный образы тела в работах Ф.Дольто
  • Обслуживание психикой психопатологии тела. Тело Франкенштейна.
  • Шепот собственной души и тела, или "почему же совершенно нет сил"
  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • Схема тела и ее отображение в рисунке человека
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Феномен образа тела в психологии.
  • Предательство тела: почему мы покидаем свой дом?
  • Привычки тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь