|
Образ телаАвтор статьи: Будкова Екатерина Сергеевна
Один из модулей на курсе Сексологии и Сексопатологии, на котором я прохожу переподготовку, посвящались проблемам телесности. Казалось бы, что может быть проще, понятнее и более знакомо, чем собственное тело?! Оказывается, и многие исследования это подтверждают, что больше половины людей, обращающихся за помощью к сексологу, просто напросто … не знакомы не только с анатомией противоположного пола, а даже и со своей собственной! Образ собственного тела складывается на протяжении всей жизни человека, начиная свой длительный путь с самого его рождения. Начиная с самого раннего, «архаического» этапа жизни ребенка, базируясь на его жизненных проявлениях – соматике, аффектах и коммуникации с важными первичными объектами (матерью прежде всего) - собирается «бессознательный образ тела» (Ф. Дальто). Другими словами, весь первичный довербальный опыт младенца создает его некое бессознательное представление о самом себе. Задача развития состоит в том, что бы вся эта гамма переживаний была переведена в язык, символизирована и позднее ментализирована. Функцию такого «переводчика» выполняет мать, которая еще мечтая о младенце в утробе, представляя его образ, создает для него поле любви и ожидания. Затем принимает его, уже родившегося, возможно, совершенно не такого красивого и безупречного, каким она себе его фантазировала, всем сердцем. Первый телесный контакт младенца происходит с кормящей теплой грудью, которая насыщает и наполняет молоком его рот и желудок; с нежными и мягкими руками матери, которые гладят и ласкают его тельце, прижимают его к своему большому телу, покачивают и убаюкивают. Ее знакомый еще до рождения голос переводит весь фейерверк чувств в слова, символы, песенки и сказки. Взгляд матери, охватывающий с любовью все тело малыша, формирует постепенно осознание им своих телесных границ. В возрасте от 8 до 18 месяцев малыш проход «стадию зеркала», понятие которое ввел Ж. Лакан. Посредством зеркала ребенок открывает для себя собственное лицо, собственное тело – это открытие тела по отношению к открытию тела других. Этап собирания разрозненных телесных ощущений в единое целое, другими словами. Сначала он только чувствует то, что происходит в теле. Затем зеркально-зрительно сопоставляет собственное лицо с самим собой. Можно наблюдать это в тот момент, когда малыш, глядя в зеркало, ищет свой нос и через какое-то время прикасается к нему не в отражении, а к своему реальному носику. Процесс присваивания собственного тела себе невероятно важен – так складывается первичный̆ нарциссизм, отвечающий за дальнейшее принятие себя, любовь к своему телу, чувство собственной значимости и уверенности. Это так же необходимо для восприятия, принятия и уважения другого. Однако зрительный̆ образ обретает смысл лишь благодаря присутствию рядом с ребенком другого человека, вместе с которым его образ тела будет узнан и назван (через тело матери и ее речь). Стадия зеркала является для ребенка символичной, это период осознания его существования в мире для другого, поскольку он есть индивид среди других индивидов. Таким образом формируется идентичность, и как ее немаловажная составляющая – телесная идентичность. Вырастая, осознавая все больше свое тело, его возможности и ограничения, ребенок дополняет свой бессознательный образ тела внутренними первичными объектами, которые могут и не совпадать с реальными матерью, отцом или бабушкой и т.д… Ребенок впитывает и запоминает на глубинном уровне образы матери и отца, взаимоотношения с каждым из них в отдельности на уровне тел (ласковые руки матери, и крепкие объятия отца; убаюкивающие движения материнских и подкидывающих к небу отцовских рук), а так же опыт наблюдения за отношениями родительской пары (их прикосновения, объятия), из которой он исключен. Постепенно у ребенка создается и схема тела. Это не тоже самое, что бессознательный образ тела. Схема тела частично осознается, частично остается в бессознательном, она проявляется в рисунках, лепке, в движениях. В том случае, если ребенок признается родителями как объект желания, его любят в реальности, которую не стремяться дать позабыть, если могут дать ответы на все его вопросы посредством речи – это все залог формирования здорового образа тела. Негативный образ тела влияет на разрушение здоровой схемы тела. Сюда относятся нарушения, связанные с питанием, предпочтениями в еде, перееданием, нервной анорексией, булемией; сексуальные нарушения, такие как вагинизм, неорганическая импотенция и т.д. Некоторые части тела могут не осознаваться или ощущаться "застывшими", "замороженными", "не чувствующими прикосновений". Или же образ тела может быть идеализированным, недостижимым, надуманным, и жизнь превращается в безуспешный мучительный процесс погони за идеалом. Чем больше расхождение между образом тела и схемой тела, тем больше проявляется нарушений не только соматического характера, но и в отношениях между людьми. И, естественно, в сексуальных отношениях, которые представляют собой психосоматическое партнерство (то есть партнерство психики и тела двоих людей), в котором физическое взаимодействие между интимными партнерами резонирует с глубинами их индивидуальной психологии и прежде всего с их внутренними объектными отношениями. Телесно-ориентированная терапия располагает богатым арсеналом методов для работы с образом тела посредством дыхательных, двигательных упражнений, с помощью прикосновений и контакта при работе в паре, а так же использует различные методики арт-терапии, такие как рисование, коллаж, лепка. Это увлекательнейший процесс, лепить, создавать свое тело, чувствовать его, ощущать, проживать эмоции, находить символы и слова для их описания, а так же делиться этим опытом с другими! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|