Как психика обслуживает тело, когда переживание образа тела искажено? Тело обслуживается психикой как некий образ, сформированный сознательным или бессознательным клиента. Когда связи между телесным и психическим не гармоничны или нарушены. Если клиент переживает свой образ как тело Франкенштейна?
Как взрослый человек бессознательно воспринимает свое тело, какой образ он видит, чувствует, как переживает это, как предъявляет свое тело в объектных отношениях? Тело как инструмент для переживаний, страданий, вместилище боли, отыгрывания? Или для радости, удовольствия, корабль для движения по жизни, или дом, где живут чувства, где уютно и спокойно? В зависимости, какой образ сформирован, такой образ и обслуживает психика. Тело становится неким фантазмом, и обслуживается вместо души.
К обслуживанию тела можно отнести все косметологические процедуры по физическому улучшению внешности или функциональности тела (зрение, речь), разного рода диетические направления (сыроедение, жесткое вегетарианство) различные оздоровительные практики (йога, цигун и др), спорт ( часто экстремальный), чрезмерная озабоченность своим здоровьем (ипохондрия), лечение. Я говорю о всех этих направлениях, когда они приобретают выходящие из пределов нормы значения – изнурительные диеты и тренировки, настойчивое желание улучшать свою внешность, углублённые медицинские исследования в поиске болезней, чрезмерное лечение и т.д. Но остановки в обслуживании такого тела нет, все равно все процедуры недостаточны.
На сессию такой клиент приносит очень много аморфных жалоб на тело и мало психического материала. Бедность психической продукции заключается в том, что клиент не может описать, что же он чувствует, как это – чувствовать, например вину, стыд, они не могут представлять, образность отсутствует, как будто она заблокирована. Сновидений такие клиенты тоже не приносят. И в представлениях о теле всегда доминирует какой-то один полюс – «плюс» (при ожирении- тело слишком много просит) или «минус» (тело слишком больное). И тогда клиент приносит на сессию свое тело, как сломанный будильник, и ждёт от психотерапевта, что он его починит, а сам рассказать о том, что же случилось с будильником описать не может.
Нельзя сказать, что такой клиент ничего не чувствует, тогда бы речь шла об алекситимии. Нет, клиент с психопатологией тела, чувствует, различает чувства, у него даже есть образ своего тела, но эта образность недостаточна, чтобы реально оценить, осмыслить свой сюжет (психосоматики например). Пока сюжет не осознан, клиент не может поверить, что с этим можно что-то сделать они не могут это представить, это заблокировано. Поэтому в терапии такого клиента наша задача поиск и осмысление образности.
Клиентка М. 30 лет, запрос на терапию – я все время себя плохо чувствую, тянет шею, кружиться голова, плохое зрение (надо бы операцию), проблемы с носовым дыханием (надо бы операцию), нет сил и желания найти какое то хобби, ничем после работы не занимаюсь, всех врачей, массажистов, иглорефлексотерапевтов, мануальщиков я посещаю, лучше не становиться. Вы мне посоветуйте, что мне ещё сделать, может уколы какие, врачей ещё каких надо? Причем, при назначении встречи именно со мной она уточнила, действительно ли у меня есть медицинское образование и я работаю с психосоматикой, как написано в резюме. Клиентка живёт с родителями, работает вместе с мамой, отношений с мужчинами не было и нет, целей, мотивов, планов на будущее не имеет совсем.
По сути ее запрос звучал так: « Сделайте со мной что-нибудь! Вы, именно вы, сделайте!»
Объективно – молодая, привлекательная женщина, внешний вид соответствует возрасту, образование высшее, выглядит современно, ухожено, высокая, стеничного телосложения, в очках (я на них не обратила даже внимания, пока она не акцентировала). Она воспринимает свое тело, как состоящее из разных частей, причем эти части неполноценные и не связанные между собой куски, убогие, и даже отчасти неживые (как ее женская часть-матка) – у меня возник образ тела Франкенштейна.
В ее чувствах превалируют чувства вины, стыда, страх быть отвергнутой, недовольство и стыд своей внешности, акцентирование внимания на «недостатках» ( очки, речь, нет скорости мысли, недостаток юмора, неуклюжесть, недостаточная женственность).
Все наши встречи начинаются одинаково, с ее рассказов о очередных симптомах на этой неделе и ее размышлениях, как бы их надо было полечить. Действий, даже минимальных движений в сторону изменений избегает. Описывает мне как надо, но не делает ничего.
Терапия длится уже год, и похожа на вялотекущий процесс с сессиями, наполненными бесплодным мудрствоованием.
Догадываетесь какие чувства я, как терапевт, испытываю в контрпереносе?).
А вот образами, которые у меня возникают, я с вами поделюсь:
- клиентка, как спящая царевна (приходи принц (да любой), разбуди меня, дай мне любовь и т.д)
- клиентка как неподвижная, окаменелая героиня
- процесс терапии: недостаток энергии, истощение
- что воля, что неволя, все равно
- под лежачий камень вода не потечёт
Чтобы образы заработали, клиентка должна их увидеть, осмыслить, и поверить, что изменения возможны. А пока путь Героя не будет работать. Клиентка захвачена комплексом неподвижности, окаменелости, ее психика не может двигаться, она в ловушке комплекса. Здесь ещё очень большую роль играет Материнский Комплекс моей клиентки, можно сказать он негативный. Но в нашей терапии эту идею (МК) активно обслуживать нельзя, иначе телесные симптомы могут ограничиться только связью с МК. А нам надо в терапии просыпаться, прощаться с прошлым и двигаться дальше по пути Героини. Вот такая аналитическая работа предстоит нам с клиенткой.
В терапии мы можем позволить психике клиента создать новый образ, и создать новую связь психики с телом.