|
Когда тело говорит и когда тело молчитАвтор статьи: Коновальчук Анастасия Николаевна
Работая с клиентами, не перестаю изумляться мудрости человеческого тела. Возьмите практически любой симптом, проявившийся "не пойми откуда", и вдруг обнаружится, что где-то поблизости есть реальное событие, которое его спровоцировало. Говорить, что именно событие спровоцировало телесную реакцию напрямую не вполне, на мой взгляд, корректно. Скорее, телесная реакция - это то, что высказано, не будучи высказанным. То, что высказывает тело, потому что словами это по какой-то причине не выразить... Наша речь изобилует пословицами, поговорками, фразеологизмами, описывающими такие телесные реакции и раскрывающие их символическую суть: "С тяжелым сердцем" "Трудно высказать и не высказать все, что на сердце у меня" "Сердце из груди выскакивает" "Душа в пятки ушла" "Всех любить - сердца не хватит" "У меня на это уши заложило" "Пятки горят" "Что в сердце варится — на лице не утаится" "Что, Иванушка, не весел, Буйну голову повесил?" "Повесить нос" "Согнуться от горя" "Видать сокола по полёту, а доброго молодца — по походке" "От страха поджилки трясутся" "Почернел от горя" "Голова болит о чем-то" "Скрипит зубами от злости" "Позеленел от зависти" "Живот от страха свело" "Глаза не глядят (на что-то)" "У меня туда ноги не идут" "Тошнит от этого" "Тоска душит" "Слезы душат" "Желчь поднялась" "Желчный человек" "Сыт по горло" "Я его не перевариваю" и еще много-много других! В реальной жизни можно видеть, как эти поговорки и пословицы действительно живут в теле - как наши эмоции проявляют себя через тело. Так например, нередки случаи, когда какая-то проблема не дает нам покоя, мы в действительности испытываем кожный зуд. Напряжение в мышцах тела, в первую очередь в плечах и шейно-воротниковой зоне, связанное с необходимостью разрешить проблему и с невозможностью этого сделать, а также ситуации невыраженного гнева (вызывающие нередко напряжение тех же групп мышц), могут приводить к головным болям. С одной стороны, эта реакция - естественна. Эмоции всегда сопровождаются определенными физиологическими реакциями, они неотделимы друг от друга. Здесь и изменение гормонального фона, и изменение в работе сердечно-сосудистой и дыхательной системы, костно-мышечной системы и др., - все это обеспечивает нам слаженная работа вегетативной нервной системы и древние механизмы ответа организма на жизненно важные ситуации. По ряду причин человек порой не имеет возможности осознать свои эмоции или выразить их. Чаще всего это связано с темы запретами, прямыми или скрытыми в определенного рода посланиях, которые мы получаем в родительской семье или в близком значимом окружении. Когда симптом уже проявился, мы можем связать его с определенными ситуациями, а знания, накопленные в телесно-ориентированных направлениях психотерапии и в области психосоматики помогают предположить первичный источник возникновения симптома и наметить тактику работы с ним. Но как быть, когда проблема не только не осознается, но и не проявляет себя в теле? Есть ли возможность предсказать ее появление, и, кто знает, предупредить ее развитие? Когда работа страдания проходит где-то в глубине, и даже на уровне тела сложно заметить явные изменения, мы можем обратиться к сигналам из бессознательного: образам воображения и сновидениям. Имагинативные методы психотерапии и проективные методики обладают в этом смысле большой ценностью. Например, в кататимно-имагинативной психотерапии есть целый набор мотивов, позволяющих работать с телесностью. Рисунки, появляющиеся в результате работы с образом, также могут многое рассказать о состоянии здоровья человека. Они многофункциональны, многозначны, поскольку на символическом уровне способны отобразить и эмоциональное состояние, внутренний конфликт человека, и зарождающиеся телесные проблемы. Сновидения несут в себе зашифрованную информацию не только о нашем психическом (личностном или коллективном). Они сообщают нам и о состоянии нашего физического тела. Сны позволяют порой предсказать болезнь тела задолго до ее действительной манифестации. Так, например, есть мнение, что сновидение, которое приводит в качестве примера в своей книге "Толкование сновидений" З.Фрейд, в котором Фрейд видит свою пациентку Ирму и обнаруживает вместе с коллегами у нее симптомы ряда заболеваний, в том числе и в области рта и горла, на самом деле было предвестником его собственной болезни - рака гортани. Томаш Ален Копера, «Рай и Ад»
Разработанный Стивеном Айзенстатом метод Дримтендинг предлагает методику работы со сновидениями, направленную на понимание страданий тела и его исцеление. Этот метод предлагает иное - не механистическое - отношение к телесным недугам. «Образы сновидения, связанные с нашими телесными расстройствами, сами часто выходят из строя, бывают дефектными, злокачественными или поврежденными. Например, образ ржавых ворот, скрипящих на ветру, может символизировать боль в локтевом суставе. Сон о грязном стоячем пруде может сигнализировать о расстройстве желудка. Зрелище вырванных корней деревьев может быть образом, идущим от поврежденных ног. Эта же идея справедлива и для более экстремальных телесных недугов. Когда возникает рак, пораженная часть организма может посылать образы сновидения о зараженности паразитами, размножившимися внутри большой дыни, которая почему-то растет в нашей гостиной. Сны о домашней собаке, истощенной и страдающей, могут быть посланы больным телом, чтобы объявить о состоянии анорексии. Я называю подобные образы "ранеными" образами сна. Применяя Дримтендинг, мы работаем с физическими расстройством через работу с раненым образом. Когда мы лечим образ сновидения, это начало процесса исцеления физического расстройства, вызвавшего образ. В этом заключается суть практики. Чтобы излечить раненый образ сна, исцелите себя. Тогда образ возвращается к жизни, как и мы. Практикуя исцеление раненого образа сновидения, нужно найти центральную идею, лежащую в основе нашего «врачевания». Обнаруживая раненый образ, мы делаем это, исходя из нашего собственного ощущения раны. Отношение, необходимое для активизации потока целительной энергии в раненый образ, возникает благодаря включению нашей уязвимости при контакте с раненым образом. Мы не рвемся немедленно устранить рану. Собственная раненность глубоко внутри позволяет нам найти для раненого образа сострадание, сочувствие и необходимую заботу.
Анастасия Коновальчук, аналитический психолог, кандидат психологических наук, ведущая сновидческой группы «Дары глубин» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|