|
Бессознательный и эрогенный образы тела в работах Ф.ДольтоАвтор статьи: Есин Дмитрий Олегович
Ключевые точки, определяющие развитие ребенка и конституирующие его представления о себе и внешнем мире, описываются Дольто в качестве особого, почти мистического опыта. Так, бессознательный образ тела (и его измерение – образ эрогенный) мыслится не как набор визуальных компонентов, или единый образ, собранный из различных фрагментов-«лоскутков», но, скорее, является результатом опыта предшествующих коммуникаций и впечатлений. «Гул тела», содержащий триумф и разочарования взаимодействия с окружающим миром и с самим собой, становится для ребенка важнейшей частью самоощущения и самопредставления. В этом смысле, бессознательный образ тела содержит в себе всю историю развития, начиная с того момента, когда нервная система обретает способность фиксировать впечатления и прописывать их посредством механизмов памяти. Этот образ наполнен особыми чувственными (эротическими) напряжениями – в области естественных отверстий тела, пронизанных особой чувствительностью, связанной как с деятельностью анализаторных систем (зрение, слух, обоняние), так и с естественными зонами инфантильного эротизма. Дольто, следуя логике психосексуального развития, выделяет оральный, анальный, эдипальный образы тела, но, дополнительно, зародышевый, имеющий свой особый символизм, в некотором смысле – особые грамматику и лексику. Бессознательный образ тела неоднороден. С одной стороны – для ребенка существуют реальные визуальные впечатления видимых элементов – рук, ног, живота. Символично, что наиболее инвестированные чувственными восприятиями зоны остаются сокрытыми. Такие зоны наиболее тесно связаны со структурами недифференцированного Эго – отсутствие груди, переживаемой как продолжение тела, становится брешью в психическом аппарате, но брешью не критической – эта одна из символопорождающих кастраций, ведущих к возникновению нового самоощущения вследствие сепарации. Отлучение от груди освобождает голосовой аппарат для речи. Эрогенный образ тела конкретизирует образ бессознательный, концентрируясь на участках повышенной чувственности, лежащей в основе переживания опасности-безопасности. Таким образом, эрогенный образ находится в состоянии постоянного конституирования и развития и тесно связан со взаимодействием со значимыми другими. Встреча с зеркалом потому и становится такой пронзительной, что формирует совершенно новый опыт – то, что ранее мыслилось и переживалось как субъективное, вдруг обретает реальные очертания. И он, этот отраженный образ, в удивительном и ужасном переживании не совпадает с бессознательным представлением. Дольто описывает этот опыт как несовпадение, рассогласование между образом тела и схемой тела. Этот иной, отраженный образ, навсегда останется Другим, трансцендентным по отношению к своему источнику В психоаналитической ситуации мы также сталкиваемся с бессознательным образом тела. В определенном смысле, динамический конфликт мыслится как регрессия к более архаичным бессознательным восприятиям тела. Конверсионная симптоматика выражает себя через этапы символических кастраций, приковывая внимание к различным (наполненным эрогенной чувственностью) участкам тела, связанным с эдипальной или инфантильной (доэдипальные конверсии о Фенихелю) сексуальностью. В дисморфофобических переживаниях прослеживается конфликт несовпадения наполненного субъективным смыслом бессознательного образа тела и образа видимого в отражении. При шизофрении бессознательный образ тела подвергается наиболее глубокому регрессу, вплоть до фрагментации, что находит отражение в попытке объективизации такого образа через рисунок. Невротические переживания являют конденсат телесных и психологических переживаний, неотделимых друг от друга. Есин Д.О., врач-психотерапевт, г.Томск
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|