Феномен образа тела в психологии.

Понятие образа тела в структуре психологического знания

Термин «образ тела» ввел в 1935 году П. Шилдер. Но, как ни странно, еще в 1886 году врачом Морселли было описано искажение образа тела (дисморфофобия) (Фролова Ю.Г.), поэтому можно считать, что это понятие существовало еще задолго до появления самого термина.

В одном из ранних трудов по исследованию образа тела П. Шилдер утверждает, что образ тела – это визуальное представление собственного тела, которое мы формируем в своем сознании (Газарова). Иначе говоря, это то, каким образом тело предстает перед нами. Шилдер рассматривает образ тела как нечто, находящееся в состоянии постоянного развития или изменения. Движение вызывает изменения в образе тела. Способ соединения частей тела, осознание таких телесных ощущений, как дыхание, осознавание мышечной деятельности, – это только несколько примеров того, как кинестетические ощущения могут способствовать осознанию и развитию образа тела (Арлин Старк). Понятие образа тела различно от понятия габитуса (П. Бурдье), где последнее выступает как сумма индивидуальных телесных навыков (походка, жестикуляция, манеры, а также стиль одежды) — цельное осаждение опыта конкретного человека в «глубине» телесного сознания, внешний облик.

Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным и ловким. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупым, его образ тела вберет в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные. Кроме того, мы чувствуем образы тела других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. Так же, как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, так же и эмоции и действия других неотделимы от их тел (Арлин Старк).

С.Г. Колесов в своем диссертационном исследовании выделил три ведущих подхода в изучении телесного фактора в психологии. Первый из них рассматривает «образ тела» как модель собственного тела, которую строят исходя из телесных ощущений (П. Федерн). Второй предусматривает телесный фактор как определенную умственную картину (то, что мы думаем, представляем, понимаем под своим телом). Наконец, третий подход рассматривает телесность как сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с внешностью и функциями тела (Р.Шонц). Этот подход является самым распространенным в изучении телесного фактора индивидуальности.

Образ тела выступает как представление о целостности человека. Это интегрированное психологическое образование, состоящее из представлений и ощущений как о теле, так и о телесности. Иначе говоря, любому человеку свойственно свое восприятие собственной телесности и свое отношение к собственному телу. Образ тела есть то, что доступно для объективации и то, что доступно для сознания (Никитин В.). Тело, помимо материального объекта, воспринимается как образ.

Исследования содержания образа тела в рамках теории о Я-концепции и «целостном Я» проводилось такими авторами, как Налчаджян А.А., Подорога В.А., Соколова Е.Т. и др. в качестве одного из важнейших компонентов самосознания. Образ тела этими исследователями воспринимается как философское понятие, где категория Я не может быть определена эмпирически. В процессе развития человека структура образа телесного «Я» изменяется под воздействием социально-культурных компонентов. Неосознанное отношение к телу со стороны субъекта делает тело уязвимым и к внешним воздействиям.

Но существенное содержание человека проявляется в его опыте телесного проживания. Поэтому, с другой стороны, образ тела – психологический термин; в образе тела интегрированы представления о теле как плоти и о теле как телесности, а это означает, что сам образ тела может выступать как эмпирически наблюдаемый и исследуемый объект.

Р. Шонц в своих работах использует термин «образ тела», частично совпадающий по смыслу с понятием «внутренняя картина здоровья». Образ тела состоит из нескольких уровней: схемы тела, телесного «Я» (чувства телесной самоидентичности), представлений о теле (которое может опираться даже на сны и фантазии), и концепции тела (формального знания о теле, которое выражается с помощью общепринятых символов) (Ротманова Н. В.). 

Как показано в ряде исследований, образ тела имеет различное происхождение и сложную структуру (Мерлин В. С.). Так, В. Шонфельд выделяет следующие составляющие образа тела: 1) актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию; 2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях: 3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида; 4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей (Столин В. В.). 

Формирование образа тела

Образ тела формируется в онтогенезе. Его содержание зависит от социальных и природных факторов, влияющих на субъекта. Однако человек не в состоянии воспринимать образ себя и образ своего тела как целостные образования. Субъект способен выделять и определять отдельные фрагменты своего образа восприятия и образа своего  тела. Выделяя какой-то фрагмент, то есть обращая внимание на какую-то деталь, человек сосредотачивает внимание исключительно на выделенном элементе, теряя при этом целостность всего образа.

Сенсорная информация является одним из путей, которым мы формируем и изменяем образ тела. Е.Сигель утверждала, что образ тела «зависит не только от визуального и тактильного исследования поверхности собственного тела, но и от ощущений, исходящих из внутренних органов, скелетно-мускульных систем и кожи». Л. Эспенак предположила, что чей-либо образ тела создается путем приведения в систему сенсорной информации в данный момент. А эти разные моменты в процессе развития, в конечном счете, развертываются в сравнительно постоянный образ тела.

Движение так же влияет на формирование образа тела. Как предположила М.Чейс, на телесный образ оказывают влияние восприятие силы тяжести и телесные движения. Движение обеспечивает сенсорные стимулы так же, как и процесс (т.е. действие), которыми эти ощущения интерпретируются и интегрируются. К тому же, движение тела имеет воздействие и на внутреннюю и на внешнюю окружающую среду. Например, твердое хождение по полу может пробудить чувства силы и уверенности; приближение к другому человеку может вызвать реакцию от него или нее.

Образ тела так же и социально детерминирован. Он формируется под влиянием культурных стереотипов и предрассудков. В наше время на образ тела очень сильно влияют СМИ. В итоге,  само тело как бы «встраивается» в социальные нормы и с трудом расстрается с ними, даже в ситуации угрозы саморазрушения (некоторые пластические операции, привычки к курению, стремление поддерживать неестественно низкую массу тела и т.п.).

М. Чейс, П. Бернштейн и Л. Эспенак обсуждали влияние чужих реакций и интереса к чьему-либо телу на развитие образа тела. Ранний опыт прикосновения и держания рассматриваются как существенно важные средства, которыми младенцы развивают свое внутреннее чувство импульса, а так же получение удовольствия от своего тела. Акцент здесь делается на невербальных посланиях, передаваемых младенцу через качество присутствия других. Например, если ребенка держат кое-как, то он имеет качественно иной опыт, в отличии от ребенка, которого держат крепко и уверенно. Кроме того, и вербальные и невербальные реакции от других продолжают влиять на образ тела на протяжении всей жизни.

Посредством тела субъект показывает себя другим, ограничивая тем самым степень своей свободы. От этого могут появляться стремления постоянно соответствовать какому-то чужому образу, не характерному для себя. При этом, внимание субъекта постоянно удерживается различными факторами, часто противоположными: оно выборочно выхватывает инварианты информации о внутреннем и внешнем, выделяя какие-то характеристики из общего фона восприятия.

В то же время, проникая в образы тела, которые присутствуют в сознании постоянно, субъект учится видеть и распознавать отношение к себе со стороны других, в результате чего объективируется его самость.

 Развитие образа тела

П. Бернштейн предположила, что формирование образа тела происходит через последовательную смену ступеней развития, параллельно которому формируется Я-образ. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, которые соответствуют задачам психологического развития. Последующие ступени выстраиваются на опыте и овладении предшествующих задач, не смотря на то, что эти темы продолжают свое существование и на протяжении последующих лет. 

П. Бернштейн определила 6 этапов развития образа тела. Эти этапы следующие: наделение тела позитивным аффектом, установление границ между телом и окружающей средой, осознание частей тела и их взаимосвязи, движение тела в пространстве, половая идентификация и процесс старения.

Вложение позитивного аффекта в тело относится к развитию телесного катексиса и отражается в базовой заботе о собственном теле, например: обеспечение пищей и сном. Этот этап начинается в раннем детстве. Младенческое ощущение телесного удовольствия происходит от родительских установок по отношению к телу ребенка, которые ребенок ощущает на физическом уровне. Этот этап параллелен событиям симбиоза, в течение которого ребенок постепенно дифференцирует ощущения удовольствия и боли. Еще не дифференцировались внутренние и внешние переживания, переживания себя и другого.

Дифференциация собственного тела от окружающего мира связана с развитием границ и чувства телесного пространства, обсуждавшихся ранее. Эти задачи параллельны начальным задачам этапа сепарации – индивидуации, в течение которого ребенок начинает дифференцировать себя от другого.

Осознание частей тела и их взаимосвязь – это третий этап, и это необходимый для дальнейшей способности двигаться по пространству. В это время ребенок осознает, что его части тела работают вместе и действуют определенным образом.

Движение тела по пространству – это четвертая важная для индивидуации ступень. Это достижение обеспечивает младенцу чувство, что он может успешно регулировать свои собственные интеракции. В это время способность ребенка останавливать, а так же начинать собственные действия, помогает достичь и укрепить здоровое чувство контроля и власти.

На пятом этапе элементы собственной половой идентичности включаются в образ тела. Тело становится ценным уже на другом уровне - уровне воспроизведения. Включение элементов половой идентичности в образ тела так же влияет на способность строить интимные отношения с другими. 

И, наконец, этап старения, связанный с переживаниями смертности, которые интегрируются в образ тела. Эти переживания включают осознание изменений, происходящих с телом на протяжении естественных процессов старения, а так же установок (например, принятие) на эти процессы. Задачи последних двух этапов, в частности, могут наполнять многие годы чьей-либо жизни, и они могут различными способами влиять на образ тела, в зависимости от чьих-либо обстоятельств жизни.

Нарушения образа тела

В то время как существует много составляющих телесного образа, по-видимому, три признака особенно характеризуют здоровый образ тела. Во-первых, здоровый образ тела является подвижным: образы тела могут изменяться под влиянием внутренних ощущений, внутренних психических событий и внешних ситуаций; однако, стержневая телесная схема остается неизменной, что обеспечивает чувство стабильности и целостности. Кажется, в противоположность этому, индивиды, у которых есть проблемы управления телом, в результате своих ригидных образов не впускают новую или противоречащую информацию в их телесную схему. Во-вторых, как предположила М.Чейс, здоровый телесный образ связан с реальностью мира и здоровыми сторонами личности: ментальный образ тела совпадает с тем, как в действительности выглядит тело, то есть с тем, как другие объективно воспринимают его. В-третьих, образ тела трехмерен (т.е. это не просто отражение в зеркале). В картину образа тела мы включаем и признаем все его части. Каждая часть структуры тела ощущается как живая и легко доступная сознанию при переключении внимания на нее. В противоположность этому, если часть ощущается индивидом как «замороженная» или «не чувствующая прикосновения», то образ его тела характеризуется большей фиксированностью, нереалистичностью и отсутствием чувства жизни.

Х. Бруч отмечает, что нарушение образа тела включает в себя намного больше, чем перцептивное искажение. В структуре «я» тело (сома) и психика являются внутренне связанными частями, составляющими связанное целое. Эта связь между телом и психикой является обоюдной. Движения тела зависят от мыслей, установок и чувств; в свою очередь, мысли, установки и чувства находятся под влиянием ритма и движений тела. Следовательно, физическое тело  служит в  качестве  моста между внутренним и внешним опытом. Изменения в паттернах движений могут привести к изменению внутренних восприятий, таких как образ тела или чувства по поводу своего «я». Подобно этому, изменения движений могут происходить в результате изменений во внутреннем мире человека.

Т.о., можно обобщить:

1. Тело и телесность являются важными объектами исследования современной психологии, так как до сих пор нет целостного подхода к их изучению и пониманию.

2. Существует несколько подходов к пониманию телесности и образа тела. Некоторые исследователи, придерживающиеся феноменологического подхода, говорят о невозможности эмпирического познавания этих категорий. Другой подход говорит о том, что телесность и образ тела поддаются эмпирическому исследованию и относятся к психологическим феноменам.

3. Образ тела – динамическая структура, которая меняется с возрастом и в процессе социализации.

4. Нарушения образа тела определяются как перцептивные, когнитивные искажения,  а также как и проблемы с двигательной, телесной сферой. В образе тела психическое и физическое неразделимо связаны.



Просмотров: 1647
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Образ тела и пищевые нарушения
  • Образ моего Тела и все-все-все
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Образ жизни лиц с избыточной массой тела
  • Образ тела и диетический марафон
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Бессознательный образ тела в работах Француазы Дольто
  • Наследие детства: Бессознательный образ тела
  • Измененный образ тела беременной женщины
  • Самооценка и образ тела в расстройствах пищевого поведения
  • Чем чревато искажение образа тела.
  • Проективная методика "Образ тела"
  • Я и мое тело. Связь тела и души.
  • Разумное тело: упражнения по изменению мыслей с помощью тела
  • Обслуживание психикой психопатологии тела. Тело Франкенштейна.
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Исследование своего тела
  • Скульптор своего тела
  • Привычки тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя
  • Внимание: SMS тела!
  • Стыжусь своего тела. Что делать
  • Самопомощь при непринятии своего тела



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь