Проективная методика "Образ тела"

Проективная методика Образ тела

Я даю это упражнение в группе, после мини – лекции по пищевому поведению. Где ввожу понятие «Образ тела». Как известно этот образ бывает  искажен. Если грубо описать, то у «пышечек» этот образ тела бывает чаще  меньше реального, а у «худышек» больше. Однако, это упражнение позволяет рассмотреть себя более детально. Причем, проводя такой детальный осмотр своего «Образа тела» можно выявить гораздо больше интересных аспектов. Упражнение это можно использовать, как проектор, показывающий  сколько энергии я трачу на ту или иную функцию. Например, больше ценю свою интеллектуальную деятельность, а остальное  тело так, «тумбочка для головы». Наше тело не терпит такого отношения и мстит. Мстит либо набором лишнего веса,  либо другим симптомом.

В результате такой проективной работы, через это упражнение,  можно увидеть  внутренние проблемы. Например: рисунок получился с большой головой и маленькими руками.  О чем это может говорить? Можно проинтерпретировать это так, что «планов громадьё», а как до дела, то «руки коротки».

Пробуйте!  Исследуйте себя!  И, пожалуйста, побережней с собой. Ведь, экология любого диагностического действия в том, мне кажется, что после того, как что-то понял про себя - это нужно принять.  Принять, а не стремится изменить тут же. Принятие ближе всего к такому русскому слову, как учитывание. Когда мы учитываем некие факторы, которые раньше были не видны нам – мы более подготовлены, более осведомлены и значит готовы действовать более правильно.

Упражнение.

Первый этап. Один из партнеров предлагает другому с закрытыми глазами показывать ладонями размеры различных частей собственного тела, какими он их себе представляет. Параметры измерений предъявляются поочередно, расстояние между ладонями аккуратно измеряется и записывается. Обратите внимание – «ширина шеи», например, должна измеряться в проекции, то есть речь будет идти не о половине окружности шеи, а о расстоянии по прямой между крайними боковыми точками.

Второй этап. Он начинается не раньше, чем будут измерены все воображаемые параметры, и содержанием его будет измерение величины тех же параметров – но уже в реальности.

Измеряемые параметры

Воображаемое значение

Реальное значение

Высота головы

 

 

Ширина головы

 

 

Длина шеи

 

 

Ширина шеи

 

 

Ширина плеч

 

 

Длина правой руки (до кончиков пальцев)

 

 

Длина левой руки (до кончиков пальцев)

 

 

Ширина правой руки в районе локтя

 

 

Ширина левой руки там же

 

 

Длина правой кисти 

 

 

Длина левой кисти

 

 

Ширина грудной клетки

 

 

Ширина талии

 

 

Ширина бедер

 

 

Длина туловища от основания шеи до паха

 

 

Длина туловища от основания шеи до пупа

 

 

Длина правой ноги (от паха до пола)

 

 

Длина левой ноги (от паха до пола)

 

 

Ширина правой ноги в районе колена

 

 

Ширина левой ноги там же

 

 

Длина правой ступни

 

 

Длина левой ступни

 

 

Высота стопы

 

 

 

Третий этап. Когда табличка будет заполнена, помощник на листе бумаги в клеточку строит – разумеется, в масштабе – представление работавшего партнера о физических размерах собственного тела. Лучше, если оба рисунка будут начаты с центра фигуры тела с пупа. Именно для этого взят размер «длина туловища от основания шеи до пупа».

Будьте внимательны: общий рост рассчитывается, как сумма высоты головы, длины шеи, длины туловища и длины той ноги, которая длиннее. А поверх этого рисунка, сделанного карандашом одного цвета, должен быть сделан в том же масштабе другим цветом рисунок по реальным изменениям.

Четвертый этап. Сравните двух человечков – воображаемого и реального. Вам необходимо проанализировать то, насколько адекватно вы обходитесь с собственной энергией. Для этого необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Каждая часть тела в реальности выполняет вполне определенную функцию, размер любой части тела, показывает сколько энергии Вы на самом деле тратите на работу этой функции;
  • Если воображаемая часть меньше реальной, то энергии на ее деятельность тратится меньше, чем необходимо.
  • Если воображаемая часть больше реальной, то энергии на ее деятельность тратится больше, чем необходимо –  и, следовательно,  выполняемая этой частью тела функция избыточно обеспечена энергией.
  • В парных частях тела отражается известный принцип право – левой асимметрии – правая сторона нашего тела отвечает за деятельность мужского ресурса (разум, активность, способность брать и переделывать мир), левая сторона тела отвечает за деятельность женского ресурса (чувства, пассивность, способность отдавать и принимать мир таким, какой он есть).

 

Часть тела

Выполняемая ею функция (с учетом право- левой асимметрии)

Голова

Координация, обработка информации, принятие решений, планы

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея – торможение импульсов, интеллектуализация.

Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи

Способность брать на себя ответственность переносить трудности.

Это показатель физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.  Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

Руки

В самом широком смысле – взаимодействие с окружающим миром. Способ более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки – интенсивное стремление к действию.

Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности

Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Кисти

Тонкое общение, созидание

Туловище

Способность поддерживать тело в вертикальном положении, изменять и поддерживать положение тела, способность чувствовать, желать.

Нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

Большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями, наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Таз

Продолжение рода, сексуальность

Ноги

Перемещение тела в пространстве

Ноги непропорционально длинные – сильная потребность независимости и стремление к ней. Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости,  неуверенности.

Ступни

Контакт с реальностью, опора на нее, характер межличностных отношений

Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

 

Пробуйте! Рисуйте! Соотносите. Это интересно!



Просмотров: 773
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Карта тела. Упражнение.
  • Образ моего Тела и все-все-все
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Услышать голос Тела. Упражнение.
  • Образ тела и диетический марафон
  • Образ тела и пищевые нарушения
  • Ложные тела, социальные сети и потребность в любви
  • Наследие детства: Бессознательный образ тела
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Измененный образ тела беременной женщины
  • Образ жизни лиц с избыточной массой тела
  • Правильная осанка. Легкое упражнение и психология тела.
  • Я и мое тело. Связь тела и души.
  • Самооценка и образ тела в расстройствах пищевого поведения
  • Бессознательный образ тела в работах Француазы Дольто
  • Непринятие своего тела. Проблемы сексуальности и лишнего веса
  • Предательство тела: Когда тело "сходит с ума"...
  • Руки в ноги и бегом. И не оглядываясь...
  • Привычки тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя
  • "Часть тела есть, а слова нет"
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Обслуживание психикой психопатологии тела. Тело Франкенштейна.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь