|
Наследие детства: Бессознательный образ телаАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Выход из первичного слияния с миром и зарождение самосознания начинается с самоощущения. До личности еще далеко, но ребенок уже говорит о себе через тело: «Маша хочет кушать», «Пете холодно». Ребенок живет как говорящее животное и связывает себя со своим телом. До появления психического Я уже есть Я телесное. Он чувствует свое тело и через тело как-то относится к себе. Нетрудно догадаться, что к себе - к своему телу ребенок относится так же, как к нему относятся взрослые, так же, как они заботятся о его телесных нуждах. Накапливая опыт отношений с миром и с близкими, он формирует представление о своем теле. Это представление, появившееся до развития сознания позже будет принадлежать бессознательному как бессознательный образ тела. Первоначально появляется схема тела, обеспечивающая координацию в пространстве и несколько позже образ своего тела, в котором отпечатается эмоциональное отношение взрослых к ребенку. Так устанавливается единство и глубинная связь между чувствами и телом на всю последующую жизнь. Хорошее отношение к телу и безусловная любовь родителей обеспечивают хороший гармоничный образ тела. Отношение, в котором есть отвержение или насилие (явное и неявное) деформирует образ тела. Родители ставят условия, при соблюдении которых у ребенка появляется шанс получить любовь, в том числе на телесном уровне. В сознании ребенка тело лишается природной непосредственности и становится проблемой – вопросом, над которым надо "задумываться". Тело становится хорошим (сухим, чистым, здоровым) или плохим, если мокрые и грязные пеленки родители эмоционально негативно свяжут с телом ребенка, если он будет голодным или перекормленным, замерзающим, больным, лишенным ласковых прикосновений. Тело может стать инструментом привлечения к себе внимания через болезнь, если установится связь болезнь - .получение заботы, которой вне болезни было недостаточно. Недоступной. Тело могут растаскивать на части – "папин носик", "мамины глазки", "бабушкины ушки". Тело могут эмоционально обворовывать, обгладывать отвергающими взглядами и шлепками, редко, но порой и буквально укусами.
рассказывает не людоед, а вполне себе обычная по общепринятым меркам женщина.. Тело расшепляется и отчуждается, к телу появляется недоверие. В образе тела остаются следы недолюбленности и агрессии - не принятое, недостаточно хорошее, порченное, недостаточно живое и недостаточно хорошее тело. Теряется ощущение своего тела как целого. Ребенок входит в контакт с миром не всем телом, а отдельными частями. Как будто теплое ласковое прикосновение развивает ту или иную часть тела, добавляет в нее жизнь, а отвержение замораживает, сжимает и умерщвляет. Ригидность мышц (мышечный панцирь) в той или иной области это готовность принимать удары. Бессознательный образ тела определяет осанку, движения, форму и вес тела, влияет на манеру одеваться, профессию, партнеров, сексуальную идентичность, сексуальное поведение, стиль питания и многие другие аспекты жизни. Реальное физическое тело, к которому мы можем касаться или увидеть в зеркале нередко является отражением сформированного в детстве образа тела и соответствует ему как дом архитектурному проекту. В этом есть своя гармония, даже при учете того, что образ тела дисгармоничен - внешнее и внутреннее оказываются едины. Усовершенствование тела путем снижения веса, формирование талии, линии бедер, мускулатуры и пр. начинают с той или иной физической активности или изменения питания. При развитых волевых качествах человек добивается видимого успеха, но сохранение достигнутых телесных преобразований требуют постоянных волевых усилий и приводит к усталости, к физическому и эмоциональному истощению. Если сюда добавляются отвлекающие моменты все достижения по улучшению легко сходят на нет. При механических неосознанных способах изменения своего тела человек борется не со своим телесным несовершенным, а с образом своего тела. Борьба эта бессмысленная и беспощадная. Мы просто неспособны почувствовать или увидеть в зеркале (во взгляде на себя со стороны) ничего другого кроме прошлых оценивающих взглядов, прикосновений и того образа тела, который уже сформирован. Этот образ, который всегда виден внутренним зрением и убедительнее сотен зеркал, поскольку соответствует "внутренней правде". Я вижу отражение своего тело достаточно ладным и гармоничным, а двигаюсь, держу осанку как раненый или больной. Бессознательный образ тела будет активно развиваться до 3-4-х летнего возраста и окончательно сформируется к 16-и годам после окончания полового созревания. Последующие обстоятельства жизни - психологические травмы, операции, хронические стрессы или наоборот улучшение жизни способны лишь вносить коррективы к готовому образу телу. На этом основано ожидание, что терапия может быть полезна в случаях искаженного образа своего тела. Рассмотрим возможные области «ранений» при деформированном образе тела. На основании исследований М. Фельденкрайза была составлена методика "Промеры по М. Фельденкрайзу" (Соловьева И.А., 2002) для отображения бессознательного образа тела. В моей практике получались такие образы: Образ тела висельника Поощрение родителями разумности ребенка при дефиците телесного принятия может приводить к тому, что возникает эффект отделения головы от тела и в бессознательном образе тела появляется непомерно длинная шея, отделяющая голову от туловища. Недоверие телу, ощущение своего тела плохим, самоконтроль и дисциплинированность нередко проявляется в увеличенном размере головы в образе тела. Ощущение головы малого размера может демонстрировать импульсивность, нежелание самостоятельно думать, принимать решения и потребность во внешнем контроле. Атлетический образ тела
Разделение тела может происходить также на уровне талии. Несоразмерно узкая талия, перехват между низом и верхом как бы отделяет природное, инстинктивное, темное, связанное с сексуальностью от сердечности и человечности. Низ начинает жить своей жизнью, а верх своей. Эмоциональная близость, любовь, сердечная привязанность, дружеские отношения это одно, а сексуальность совсем другое, не вызывающее доверия, постыдное и темное, но при этом требующее своего.
Патриархальный образ тела Значительные размеры таза и бедер у женщин может быть связано с необходимостью подчеркнуть принадлежность к женскому полу, привлечь внимание мужчин, от которых зависит чувство защищенности и благополучие. Другой способ адаптации к миру с патриархальными правилами это образ тела, в котором отвергается женские черты - плечевой пояс развит, а таз сужен как в мужской фигуре.
Образ тела контролера-охранника Чрезмерная ответственность, долженствование формируют развитую крупную верхнюю часть туловища. Здесь же в плечах и спине может сосредотачиваться страх и агрессия. В образе тела это проявляется сутулостью, укороченной шеей, головой как бы втянутой в туловище, поднятыми плечами.
Детский образ тела Маленькие стопы свидетельствуют о невозможности почувствовать опору, недостаточную заземленность и потребность в поддержке. Подобная повышенная потребность в опоре на другого представлена и в образе тела с детскими пропорциями у людей, развитие образа тела которых остановилось вследствии ранних травм..
Заземленное тело Широкие бедра (ноги марафонца) в схеме тела отображают ощущение застойной нереализуемой энергии, желание идти и уйти, бежать, отдаляться, увеличивать дистанцию и при этом ощущение своей вины, стыда и страха быть самостоятельным и своевольным. "Как вкопанный" - идиома, точно выражающая особенность данного образа тела. Подростковое тело Удлинение образа тела по сравнению с реальным ростом наводит на мысль о компенсаторном желании казаться самостоятельнее, выше, значительнее, властвовать над другими, о желании не потерять их и вместе с тем не потерять свою собственную независимость. Эту же функцию удерживания дистанции и контроля выполняют длинные руки - "у нас длинные руки". Увеличенный размер рта относительно головы и желудка относительно туловища свидетельствуют о т.н. недокормленности - событии первых месяцев жизни и периода отлучения от груди. Инструкция по составлению бессознательного образа телаПриготовьте два листа бумаги, один из которых должен быть школьный лист в клеточку. Сядьте поудобнее за столом, расслабьтесь, подышите медленно и чуть глубже чем обычно через рот, то есть в тело. Почувствуйте свое тело, пройдитесь по нему мысленным взором, как бы освещая изнутри маленьким фонариком и сосредоточьтесь на ощущениях и размерах тела. Мысленно (подчеркиваю, мысленно не линейкой) определите размеры своего тела. Не используя метрических сравнений, погружаясь в себя, «как кажется», «по ощущениям» определите и запишите в сантиметрах следующие размеры: Должно получиться двухмерное изображение вашего тела как фигурка куколки, вырезанной из картона. Запишите в сантиметрах, как вам представляются размеры своего тела: 1. Ширина головы – На листе бумаги в клеточку проведите по середине вертикальную ось, которая будет центральной осью вашего тела. Одну клеточку возьмите за десять сантиметров и согласно вашим размерам нарисуйте контур своего тела, начиная от головы. __________________________________________________ Консультации по теме образа своего тела, комплекса плохого тела и пр. по контактам в анкете автора. Еще по теме: Лишний вес в контексте культуры: Проблема "плохого" тела.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|