Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.

 Какие  условия воспитания способствуют  формированию  психологически здоровой  личности?  В этой статье я приглашаю вас рассмотреть нюансы взаимоотношений матери и ребенка  в период  младенчества. Может показаться, что в этом возрасте ребенок еще маленький и ничего не понимает, поэтому никаких психологических травм получить не может. Но, как показывают последние исследования  психоаналитиков, именно  в этот период закладываются основы  отношения к миру,  себе,  другим.  То есть будет ли он доверять миру, себе; сможет ли он опираться в этом мире на себя и других; будет ли   закрыт, холоден, отстранен или открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отноения. 

Что же является главным в этот период  для  воспитания уверенного в себе, смелого, решительного,  активного ребенка,  умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения?  Я уверена, что все более и менее  вменяемые мамы прилагают массу  усилий, чтобы дать своему ребенку все возможное и невозможное, но, увы, ошибки чаще бывают  не от отсутствия старания, а от незнания.

 Взросление  ребенка  происходит вследствие естественного роста и развития на основе правильной родительской любви. Многое зависит от того, как и какие отношения  складываются между матерью  и ребенком  с самого рождения, с первых дней   жизни ребенка. В свой   первый год жизни ребенок беспомощен,  полностью опирается на родительскую  опеку,  его выживание и развитие   зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые.

 В младенчестве родительская любовь имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы.  Основная задача матери  в этот период  открыть  свою  чувствительность  навстречу потребностям ребенка. Поддерживать с ним настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь  правильно угадывать состояние и потребности ребенка и предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В психотерапии это называется эмпатическое вчувствование.

Тесная  физическая,  эмоциональная, чувственная   связь глубоко необходима для ребенка  в этот   период, она является живительной силой для его выживания и развития.  Благодаря этой связи, через контакт с матерью,  ребенок  начинает чувствовать и понимать себя,  свое тело. Равнодушие взрослых  в этот период – самый опасный враг для ребенка, это грозит остановкой в  развитии, иногда даже остановкой жизни.  Даже недостаточно внимательная мать,   в чем-то неудовлетворительные, фрустрирующие   для ребенка  отношения с матерью – это все равно лучше, чем их отсутствие.

Основное общение, основной диалог между  матерью и   ребенком в этот период строится  через прикосновения, уход, голос  матери, его интонации.  Во всем  этом ребенок чувствует  отношение  матери  к нему, ее любовь, нежность, заботу, а также и  раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции.  Так он познает мир,  знакомится с матерью и с собой, чувствует  отношение матери к нему, начинает понимать, чувствовать  про отношения в семейной системе, в которую он постепенно начинает вписываться или не вписываться. 

Ребенок  чувствует  отношение матери к себе,  впитывает  его  в себя. Чем внимательнее и заботливее  мать к ребенку в это время, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие,  к другим.     Но забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка, то есть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления. 

Гиперопека и гиперстимуляция ребенка матерью, то есть когда мать дает больше опеки и  заботы, чем он может выдержать, чем ему необходимо,  может привести к  апатичному, отчужденному и закрытому характеру  ребенка.  В отношениях с такой матерью единственной возможностью  поддерживать комфортную для себя  дистанцию   -  это  прятаться   внутри себя.   Внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым.  Так формируется  замкнутый, закрытый  характер.

Если забота матери  в  период младенчества была адекватна, то у ребенка формируется  ощущение  безопасности,  базовое доверие к миру. Это значит, что  он, став уже взрослым,  больше будет доверять  себе, окружающему  миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми  и в различных  жизненных обстоятельствах.   Люди, получившие «правильную» родительскую любовь»,   живут  в этом мире легко, словно  рыба в воде.   Как однажды заметил Фрейд, «ребенок,  который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым».

Лишь мать, способная на «первичную материнскую  озабоченность» и «идентификацию со своим младенцем», дает здоровое начало развитию его личности. Причем ее воздействие столь реально, что личность ребенка будет сильным или слабым  в той степени, в какой поддержка матерью младенца является сильной или слабой.  Согласно этой точки зрения, человеческая личность взращивается непосредственно в персональных «объектных связях» в качестве отправной точки всякой человеческой жизни.

Очень тесная связь вначале отношений, где мать просто зациклена на отношениях с ребенком постепенно ослабевает и у нее появляется,  освобождается и пробуждается интерес к другим аспектом жизни и  к другим отношениям.

 По мере взросления ребенка   интенсивная эмоционально-психологическая, телесная  включенность матери будет сокращаться  до меньших пропорций. Она  выполнит   свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности. Позже, в латентный период и период юности,   родители  оказывают ребенку  поддержку и побуждают думать, чувствовать и действовать самостоятельно, исследовать, экспериментировать, идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, и ему помогают «быть собой». Это,  в конечном счете,  приводит к замене ранних эротических связей, которые обусловлены зависимостью ребенка и поддержкой взрослого, зрелыми отношениями взаимного уважения, равенства и дружеской привязанности.

Родительская любовь изменяется в неэротическую, несобственническую, недоминирующую  привязанность, которая оказывает ребенку поддержку в его развитии как отдельной и независимой личности.

Затем, повзрослевший ребенок сможет перенести свой эротический отклик на другого,  и  без тревоги или вины вступить в эротическую связь с партнером вне круга семьи.  А также   сформировать другие важные личные связи, в которых происходит подлинная встреча родственных душ без эротического элемента. Он становится способен   далее развивать активную и спонтанную личность, свободную от тормозящих страхов.

Завершить эту статью я хочу словами моего любимого юнгианского аналитика Джеймса Холлса.«Задача родителя заключается в обязательной поддержке и  смягчении экзистенциального стресса отделения, которое мы называем рождением, а затем в ходе постепенного покидания ребенка, которое происходит за несколько стадий. Этот процесс ребенок должен выдержать, чтобы в соответствующее время покинуть родительский дом, уже практически став взрослым».

                                                                                        

 



Просмотров: 738
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Как меняются симптомы СДВГ по мере взросления ребенка? Дошкольный период
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Предречевой период в развитии ребенка.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Семья в период рождения первого ребенка
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Каждый возрастной период ребенка – уникален
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Нейродермит ребенка как нарушение контакта с матерью.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Причины кризисных явлений в семье в период появления ребенка. Рекомендации по преодолению кризиса.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Плач ребенка и реакция матери



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь