|
Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?Автор статьи: Илясова Екатерина Юрьевна
Малышу 6 месяцев. Все было прекрасно до этого возраста. Мама спокойно занималась своими делами, а теперь стоит ей отлучиться на минуту – ребенок начинает плакать и искать ее. Что с ним? Может его сглазили? Или его напугали? В любом случае – он не здоров, и его надо лечить! Вот к такому заключению приходят некоторые взрослые. А что же на самом деле? Почему малыш никуда не отпускает свою маму? То, что с ним происходит – это большой психологический прогресс в его развитии! Раньше он и мама были одно целое. Я – весь мир. Мама это состояние поддерживала и подкрепляла тем, что удовлетворяла потребности ребенка. Постепенно у ребенка начинают формироваться границы собственного «Я» и понимание, что мама – это не часть меня. Теперь малыш боится ее потерять, поэтому преследует ее повсюду. В этот период происходит формирование индивидуальности ребенка. Очень важно проявить чуткость к своему малышу. Конечно, мамы испытывают тревогу и беспокойство, тем более, если они вынуждены оставлять ребенка. Как помочь своему малышу в этот период? В первую очередь, важно понять его состояние. Вспомните свои ощущения, когда вы двигаетесь в общественном транспорте и крепко сжимаете свою сумку, чтобы ее не потерять. А вот руку вы не боитесь оставить. Правильно, это же часть вашего тела. Вот так примерно ребенок себя чувствует в этот период. Он понимает, что маму можно потерять. Более того, ее можно потерять навсегда и то, что она вернется, он еще не понимает. Ребенку страшно. Мама для него является объектом его любви, привязанности и безопасности. Он в ужасе от того, что может ее потерять. Ребенка ни в коем случае нельзя ругать. Он нуждается в заботе и принятии. Конечно, некоторые мамы испытывают раздражение и гнев. Ребенок буквально связывает их по рукам и ногам. Ничего не дает делать. Готовить приходится с ним на руках. Мамы очень сильно устают в этот период. Но этот этап в жизни ребенка и мамы пройдет. В определенный момент он поймет, что мама все равно вернется. Нужно сказать, что если ребенок начинает гоняться за мамой в возрасте 6 – 9 месяцев – это признак психологического прогресса в его развитии. У ребенка появляются границы собственного «Я». Хорошо, если маме не нужно оставлять ребенка, и она может находиться с ним все свое время. Но бывают разные ситуации и, иногда, маме нужно отлучиться. Подготавливать ребенка нужно к этому заранее и постепенно. Хороший вариант – игры, с помощью которых дети изучают состояние «исчез – появился». Подходящая игра – выбрасывание игрушек из коляски, кроватки. В чем смысл этой игры? Чтобы игрушка вернулась. Ребенок начинает изучать, что это значит удалиться и вернуться? Смысл этой игры: если что-то удалится, сможет ли оно вернуться? Это первая попытка приближения и отдаления. Если мама включена в процесс и поднимает игрушку, то он снова ее выбрасывает. Так у ребенка формируется понимание, что то, что не видно - появляется снова. Если же мама ребенка ругает и не дает ему в руки игрушку, то он понимает, что игрушка не появится, а символичность восприятие усугубляет страх потерять маму . Она может уйти и никогда больше не вернуться. Еще одна игра – игра в «ку – ку». Эта игра популярна во всем мире — для нее не существует культурных и языковых барьеров. Почему? Вероятно, потому, что она является мощным инструментом обучения и вхождения в жизнь. Почему же дети во всем мире так любят одну и ту же игру? Дети любят играть в «ку-ку» по разным причинам. В том числе, потому что они каждый раз удивляются, когда исчезнувшие предметы (или лицо самого близкого человека) вновь появляются в поле зрения. Швейцарский психолог Жан Пиаже назвал этот принцип «постоянством объектов» и заключил, что дети постигают его в течение первых двух лет жизни. И как раз в этом возрасте они особенно любят «ку-ку». Если взглянуть на игру с этой точки зрения, то становится понятно, что это не пустое развлечение, а способ осознать один из важнейших принципов мироустройства: то, что объекты могут существовать и тогда, когда мы не видим их. То есть ребенок рано или поздно усваивает, что мама может исчезать и появляться вновь. Главный принцип этой игры такой же, как и у хороших шуток — сюрприз должен быть до какой-то степени ожидаемым. Исследователи Джерод Пэррот и Генри Глейтман продемонстрировали это в серии забавных опытов с участием шести-, семи- и восьмимесячных младенцев. С детьми играли в основном в традиционное «ку-ку», но иногда спрятавшийся взрослый появлялся в другом месте, или же, вместо него появлялся другой человек. Видеозаписи этих игр потом показали независимым наблюдателям, которые оценивали, насколько весело было малышам. Оказалось, что в ходе «обманных раундов», когда элемент сюрприза был повышен, дети улыбались и смеялись меньше. К тому же, разница в восприятии традиционного и обманного «ку-ку» становилась более выраженной с возрастом (восьмимесячным испытуемым «обманки» нравились меньше). Ученые заключили, что важный элемент этой игры — предсказуемость результата. Подрастая, ребенок становится способен все лучше предугадывать исход. Эта игра дает понимание, что предметы могут исчезать и появляться вновь. Игра очень разнообразна и ее можно менять, учитывая возраст, потребности ребенка. Для начала взрослый просто сообщает о своем приближении голосом, а потом входит в ближайшее поле зрения малыша, позднее карапузам нравится смотреть, как взрослый прячется и появляется вновь, а после года многие дети уже сами готовы играть в прятки. Ребенок начинает понимать, что мама появится и будет рядом. Очень важным является и факт появления мамы. Отсутствие мамы – это испытание, а появление – большая радость. Хотя, дети могут ее никак не проявлять и наоборот, когда мама приходит домой – ребенок разворачивается и уползает. Это не говорит о том, что он не любит маму или не скучает. Скорее он так показывает, что обижен или зол. Поэтому, очень важно уделить своему ребенку время. Поиграть, поговорить, обнять… проявить свою любовь и заботу о нем. Постепенно он поймет, что если мама не рядом, то она все равно меня очень любит! Взрослым стоит обращать внимание на поведение и реакцию ребенка в игре. Если же ребенок продолжает гоняться за мамой и после года, то это может быть сигналом о какой – то проблеме. Мама может обратиться к специалистам, чтобы понять и исследовать ее суть . Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|