Как-то с девочкой-подростком Женей решали проблему взаимоотношений в классе. Девочка общительная, веселая, но пришлась не по душе трем одноклассникам, которые любили до всех цепляться. А до неё, так особенно с воодушевлением. Женя, наслушалась советов: «не обращать внимания» и ....усиленно не обращала внимание (но очень переживала в душе). А настырная «троица» всё больше и больше цеплялась. Когда мы с ней обсуждали этот случай, мне показалось, что мальчишки хотят увидеть живые эмоции Жени. И не ошиблась. Возникла ситуация, в ходе которой девочка не выдержала, расплакалась и убежала. И….. всякое её преследование прекратилось. Данная история говорит о том, что каждый случай проблем ребенка в коллективе индивидуален.
Многие родители переживают, когда их ребенок начинает себя чувствовать плохо и некомфортно в своем коллективе сверстников. И часто теряются, не зная, что предпринять. В этой статье я хочу дать некоторые положения, на что стоит обратить внимание, когда возникает такая проблема:
Необходимо понять причину, почему у ребенка возникли трудности. Обычно в «группе риска» следующие дети: 1) «слабочки» с низкой самооценкой; 2) дети с завышенной самооценкой и претензией на лидерство, но, которые лидерами быть не могут (обычно, это дети с истероидной акцентуацией); 3) агрессивные и гиперактивные дети (их обычно не бьют (страшновато), и могут даже общаться, но они становятся за всё виноватые и ответственные, даже за то, чего не совершали); 4) дети с физическими недостатками. 5) дети,резко отличающиеся от группы в целом (в том числе, дети с психиатрическим диагнозом); 6) "нелюбимчики педагогов" или резко осмеянные педагогами. Проанализируйте с ребенком ситуацию и определите, какова причина возникших у ребенка трудностей.
Обратите внимание на свой стиль воспитания. Не слишком ли Вы опекаете ребенка, либо, наоборот, мало уделяется внимания, либо излишне строги. В данных случаях стоит пересмотреть свое воспитание и внести изменения. В том числе и с ребенком-инвалидом. Самостоятельность ребенка-инвалида – залог его успешной жизни.
На горячую голову помогать ребенку не стоит, можно наломать дров. Лучше вначале остыть и все взвесить.
Начинайте решать проблему как можно раньше, с детского сада. Чем старше ребенок, тем сложнее становится ситуация.
Прямое вмешательство в ситуацию с ребенком зависит от возраста и степени сложности ситуации. В старших классах мы, родители, действуем на ситуацию обычно опосредованно, обсуждая с ребенком и помогая ему решить ситуацию самому. Но, бывает, что ситуация так зашла далеко, что стоит забрать ребенка и перевести в другую школу, но предварительно в школе «показать всем кузькину мать», чтобы ребенок почувствовал, что за него заступились.
Проанализируйте вместе с ребенком то, что происходит, не обвиняя ни ребенка, ни другую сторону. Помогите посмотреть на ситуацию со стороны. Как себя ведет сам ребенок? Как другая сторона? Как ребенок думает, где он поступает так, что другая сторона или реагирует, обижаясь, злясь, или использует слабости ребенка для своих целей. Разработайте с ребенком приемлемый для него тип поведения (именно, приемлемый для этого ребенка, а не для крутого Уокера).
Помогите ребенку найти то, чем он может привлечь других детей, чем может быть интересен (но подкуп, угодничество ни в коем случае неприемлемы);
Просмотрите с ребенком, с кем он реально может подружиться, кто к нему относится хорошо.
В данной проблеме реально помогают психологи: и в индивидуальной работе (для осознания ситуация, что происходит, выходов из неё…), и в групповой (реальный навык взаимодействия под руководством профессионала и корректировка этого взаимодействия). Так, например, девочка начальных классов Катя в работе со мной увидела в индивидуальной терапии, что ее несуществующее животное КРАПЧЕЛА любит свои слова «не фильтровать», но зато у неё есть двойные ушки, которые умудряются не слышать хорошее, а слышат только плохое. Сейчас Катя взрослая девушка и у неё много друзей, она пользуются авторитетом у сверстников.
Уважаемые родители, удачи Вам и Вашим детям!
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на сайт, где статья напечатана.
Записаться ко мне на онлайн - консултацию можно по этой ссылке: https://www.psyoffice.ru/tanov4277/#consultation
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.