|
Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.Автор статьи: Беломытцева Алёна Алексеевна
На сегодняшнее размышление меня натолкнуло общение в кабинете с очередным ребенком. Веселая девочка пришла на прием вместе с отцом. Жизнерадостное лицо ребенка, очаровательная улыбка и «взрослое» рукопожатие польстили мне. За короткий миг мне стало понятно, насколько удивительная и очаровательная передо мной девочка, которую родители явно считают «непослушной». Последнее время все чаще и чаще обеспокоенные родственники твердят: «Мой ребенок не такой. Вон, у соседей, мама только скажет — ребенок тут же бежит делать уроки» (Ничего в этом не находите?) или же нечто в этом роде: «До пяти лет был хороший ребенок, а после — как подменили. Всё ему не так, все не эдак. Психует, злиться. И в кого он такой?». Словосочетание «непослушный ребенок» стало звучать как диагноз, который родители собственноручно (или с помощью окружающих) ставят своим детям. Но что это? Болезнь или особенность детской физиологии? Давайте представим себе двух детей. Один из них легко общается с другими детьми, находит способ заинтересовать их игрой, сюжетом. Этот ребенок активен, улыбчив, не испытывает тревогу, раскрепощен. И для сравнения другой ребенок — в обществе держится в стороне, на контакт с окружающими не идет. Мальчик грызет ногти, накручивает волосы на пальцы руки. Малейшую просьбу матери выполняет молниеносно, зависим от ее решения. Элементарные действия ребенок начинает с вопроса: «А можно я порисую?», «А можно мне переодеться?», «А можно я поиграю в машинки?». Вам, мой читатель, может показаться, что второй ребенок — не существующий — или является представителем какой то крайности, однако «нет», «нет» и еще раз «нет». Такой ребенок, к сожалению, существуют. Однако родители видят не проблематику его, а лишь те преимущества, которые им достались — послушен, усидчив, покорен. На мой взгляд, Вам действительно импонирует первый мальчуган. Он дружелюбен, открыт, весел. Такой ребенок способен удивляться и удивлять других. И такой ребенок сможет сам найти свое место в жизни (если хотите проанализировать). Да, ребенок «не прост в применении» и, может быть, довольно суетлив, но всему свое время; и, вероятно, желанное спокойствие, самоопределение придет вовремя (когда ребенок вырастет и найдет себя). Он, конечно же, непослушен, но прислушиваясь к себе, он открывает новые границы «я», а значит, и новые границы окружающего пространства. Совершенно справедливо заметить, что всему есть грань. И непослушание тоже бывает разное. Бывает, ребенок отказывается есть ту или иную еду, а бывает, ребенок отказывается выполнять домашнее задание. Но всему есть причина. Быть может, та еда, которую вы предлагаете — не по вкусу ребенка, а может быть, ребенок хочет отдохнуть перед тем, как сесть делать уроки. Но мы же хотим послушнуого щеночка, чтобы «команды» выполнялись сразу, верно? Шалость — это обязательный компонент развития ребенка, столь же важный, как, например, и сам процесс игры ребенка. И когда мы, взрослые, списываем непослушание нашим приказам на шалость, то тем самым окончательно путаем самих себя. Поскольку в шалости, как раз, беды нет, а вот в желании подчинить себе ребенка есть большие противоречия. В конце концов — что дальше-то делать будете с послушным? Как будете помогать в принятии решений во взрослой жизни? Или готовы подчинить его жизнь себе и самостоятельно нарисовать за ребенка шарж его судьбы? Отсюда и возникает вопрос о понимании, который звучит в названии статьи. Полуриторический, практически невесомый вопрос, на который каждый отвечает сам. И все же, как это — понять ребенка? Ожидать от него выполнения своих команд и ждать понимания в одностороннем порядке или общаться на более расширенных границах? Самые простые действия, которые мы, как родители, можем совершить, чтобы приблизиться к пониманию ребенка, следующие:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|