Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.

На сегодняшнее размышление меня натолкнуло общение в кабинете с очередным ребенком. Веселая девочка пришла на прием вместе с отцом. Жизнерадостное лицо ребенка, очаровательная улыбка и «взрослое» рукопожатие польстили мне. За короткий миг мне стало понятно, насколько удивительная и очаровательная передо мной девочка, которую родители явно считают «непослушной».

Последнее время все чаще и чаще обеспокоенные родственники твердят: «Мой ребенок не такой. Вон, у соседей, мама только скажет — ребенок тут же бежит делать уроки» (Ничего в этом не находите?) или же нечто в этом роде: «До пяти лет был хороший ребенок, а после — как подменили. Всё ему не так, все не эдак. Психует, злиться. И в кого он такой?».

Словосочетание «непослушный ребенок» стало звучать как диагноз, который родители собственноручно (или с помощью окружающих) ставят своим детям. Но что это? Болезнь или особенность детской физиологии?

Давайте представим себе двух детей. Один из них легко общается с другими детьми, находит способ заинтересовать их игрой, сюжетом. Этот ребенок активен, улыбчив, не испытывает тревогу, раскрепощен. И для сравнения другой ребенок — в обществе держится в стороне, на контакт с окружающими не идет. Мальчик грызет ногти, накручивает волосы на пальцы руки. Малейшую просьбу матери выполняет молниеносно, зависим от ее решения. Элементарные действия ребенок начинает с вопроса: «А можно я порисую?», «А можно мне переодеться?», «А можно я поиграю в машинки?».

Вам, мой читатель, может показаться, что второй ребенок — не существующий — или является представителем какой то крайности, однако «нет», «нет» и еще раз «нет». Такой ребенок, к сожалению, существуют. Однако родители видят не проблематику его, а лишь те преимущества, которые им достались — послушен, усидчив, покорен.

На мой взгляд, Вам действительно импонирует первый мальчуган. Он дружелюбен, открыт, весел. Такой ребенок способен удивляться и удивлять других. И такой ребенок сможет сам найти свое место в жизни (если хотите проанализировать). Да, ребенок «не прост в применении» и, может быть, довольно суетлив, но всему свое время; и, вероятно, желанное спокойствие, самоопределение придет вовремя (когда ребенок вырастет и найдет себя). Он, конечно же, непослушен, но прислушиваясь к себе, он открывает новые границы «я», а значит, и новые границы окружающего пространства. Совершенно справедливо заметить, что всему есть грань. И непослушание тоже бывает разное. Бывает, ребенок отказывается есть ту или иную еду, а бывает, ребенок отказывается выполнять домашнее задание. Но всему есть причина. Быть может, та еда, которую вы предлагаете — не по вкусу ребенка, а может быть, ребенок хочет отдохнуть перед тем, как сесть делать уроки. Но мы же хотим послушнуого щеночка, чтобы «команды» выполнялись сразу, верно?

Шалость — это обязательный компонент развития ребенка, столь же важный, как, например, и сам процесс игры ребенка. И когда мы, взрослые, списываем непослушание нашим приказам на шалость, то тем самым окончательно путаем самих себя. Поскольку в шалости, как раз, беды нет, а вот в желании подчинить себе ребенка есть большие противоречия. В конце концов — что дальше-то делать будете с послушным? Как будете помогать в принятии решений во взрослой жизни? Или готовы подчинить его жизнь себе и самостоятельно нарисовать за ребенка шарж его судьбы?

Отсюда и возникает вопрос о понимании, который звучит в названии статьи. Полуриторический, практически невесомый вопрос, на который каждый отвечает сам. И все же, как это — понять ребенка? Ожидать от него выполнения своих команд и ждать понимания в одностороннем порядке или общаться на более расширенных границах?

Самые простые действия, которые мы, как родители, можем совершить, чтобы приблизиться к пониманию ребенка, следующие:

  1. Постарайтесь расценивать любую ситуацию с двух сторон. Подумайте не только о том, почему правы Вы, но и почему ребенок может считать правым себя? Как он может видеть эту ситуацию?

  2. Говорите со своим ребенком, но делайте это ненавязчиво и не назойливо. Не пытайтесь пугать детей своей своим совершенно полноправным любопытством.

  3. Многие родители стараются в ультимативной форме узнавать об успехах их детей и неудачах: «Скажи мне, что ты получил сегодня! Что ты молчишь? Отвечай!» или «Почему ты не рассказываешь об успехах на тренеровке? Ты не знаешь, что маме надо всё рассказывать?». Подобные изречения выглядят как допрос. Снизьте давление в рамках разумного: «Какие у тебя неудачи в школе произошли? С какими успехами ты пришел сегодня?», «На тренеровке ты столь же успешен, как вчера? Быть может, тебе нужна какая то помощь?».

  4. Делитесь впечатлениями и переживаниями из своего детства. Так Ваш ребенок поймет, что Вы тоже когда то были ребенком и те проблемы, которые возникают у него — знакомы и Вам не по наслышке. Уровень доверия ребенка возрастет.

  5. Помогайте ребенку понять Вас. Не стоит полагать, что если Вы убираетесь дома и готовите, ребенок способен здраво оценить Ваши усилия. Ребенок не может предположить, насколько сильно Вы устанете (к примеру), если что-то сделаете по дому. Научитесь сообщать о своем состоянии Вашему ребенку.

  6. Ну, и, наконец, прежде чем оценить своего ребенка, подумайте — настолько ли это важно? Ведь, каким бы ребенок ни был — он Ваш. И все, что Вы можете сделать — это любить его и почаше говорить ему об этом. Если ребенок ощущает любовь родителей, он никогда не будет отстраняться от них, а, значит, и со своей стороны, наравне с Вами, будет стараться проявлять понимание и уважение.

 



Просмотров: 788
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Ребенок не может ни с кем сдружиться. Что делать?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Почему может раздражать собственный ребенок?
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Внебрачный ребенок. Ребенок стыда и вечной меланхолии.
  • Ребенок и смерть. Часть 1. Ребенок в зоологическом музее



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь