|
Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем можетАвтор статьи: Некрасова Надежда Владимировна
Давайте разберемся, каковы основные причины плохой учебы ребенка. Причина 1. Влияние внешнего окружения Важно выяснить, насколько в классе (школе) принято учиться хорошо, выполнять домашнее задание, поднимать руку на уроках, отвечать учителю, развивать навыки самостоятельности в учебе, принимать участие в исследовательской, проектной деятельности на уровне школы и выше. Считается ли такое стремление к учебе хорошим (а не дурным) тоном. В лучшем положении здесь оказываются ученики лицея, так как основная задача лицеиста - учиться хорошо. Учиться плохо там просто не принято. Важно понять, как классный руководитель относится к своей функции контроля за успеваемостью класса, сообщает ли он своевременно о возникающих проблемах у ребенка родителям, взаимодействует ли с ними, как он может влиять на учебную мотивацию, управляет ли он настроем детей на учебу, заинтересован ли в поддержании высокой учебной планки в классе. Часто, к сожалению, бывает, что родитель заинтересован в хорошей учебе ребенка, у ребенка вроде способности есть, но внешнее окружение не поддерживает ценность учебы и образования. В таком случае, к сожалению, проще всего и эффективнее будет сменить класс (школу). Безусловно, взвесив все “за” и “против”. И еще. Ответьте честно себе на вопросы:
Если вы честно ответили, что устаете после работы и ни на какое развитие нет сил, то у ребенка, скорее всего, ситуация примерно такая же. И удивляться здесь не чему. Ребенок является зеркалом родителей, особенно до подросткового возраста. Возможно, изучив причину №1, вы уже нашли ответ на вопрос: почему ребенок может, но не хочет учиться. Причина 2. Влияние семейной системы Бывает так, что снижение успеваемости ребенка связано с ухудшением отношений между его родителями. Эта связь не очевидная, часто самостоятельно родители этого увидеть не могут. Это можно отследить, используя специальные психологические техники. Суть здесь в следующем (только один из возможных примеров) : родители по каким-то причинам отдаляются друг от друга (поднадоели уже, скучно, неинтересно им вместе, чаще проводят время врозь, при этом, не кричат, не ругаются, не выясняют отношения, просто расходятся все дальше и дальше). Однажды, ребенок, по каким-то причинам (разово), выдал серию плохих отметок. И с удивлением, обнаружил, что родители, как прежде, вместе обсуждают его проблемы, разбираются со школой, делятся друг с другом, их совместная жизнь кипит (чего уже давно в семье не было). А какой же ребенок не хочет видеть обоих родителей вместе? Обрадовался ребенок, стал выдавать хорошие отметки, чтобы радовать своих заинтересованных в его учебе родителей. Как вы думаете, что последовало потом? Правильно, родителям снова скучно, ведь обсуждать и бороться вместе не с кем. Снова возникает дистанция. Дальше следует плохая учеба ребенка (возможно все еще случайно так получилось, а не намеренно), и объединение родителей для жестокой борьбы с плохой учебой и мотивацией. Эта тема “заводит” и того, и другого родителя, не оставляет равнодушным. Так закрепляется симптом плохой учебы (при хороших способностях ребенка) как показатель улучшения отношений между супругами (родителями). Чем хуже дела у ребенка обстоят с учебой, тем больше общаются друг с другом родители по поводу его плохой учебы (они вместе, близко, тесно, дружно: для семейной системы - это главное, намного главнее, чем плохая учеба ребенка). Если дело в проблеме №2, то без специалиста родители вряд ли смогут что-то сделать. Здесь нужен системный семейный психолог-консультант. Причина 3. Не сформированы навыки (не достаточно опыта) для преодоления проблемы В этом случае важно определить достаточно ли у ребенка навыков для освоения нового учебного материала, соответствует ли его уровень умений тем задачам, которые ставит школа (школьные предметы). Здесь родители могут самостоятельно (или с помощью учителей) определить, чего конкретно ребенку не хватает:
Вы можете поинтересоваться у классного руководителя, учителей-предметников чего не хватает вашему ребенку для хорошей учебы. Как правило, педагоги готовы делиться этой информацией с родителями. Вопрос часто в готовности родителей слышать эту информацию. Если вы готовы выслушать их мнения и принять их точки зрения, то вы поймете какие у вашего ребенка дефициты. Останется только их восполнить, почитав информацию об этом в интернете или обратившись к специалисту (педагогу или психологу). Иногда бывает достаточно консультации школьного психолога. Иногда необходим репетитор для восполнения предыдущего багажа знаний. Причина 4. Особенности ребенка (темпераментальные, физиологические, личностные) Родителям важно учитывать темпераментальные особенности ребенка (ребенок флегматик переключается намного медленнее, чем холерик, и странно ждать от него моментальной реакции). Его учебный процесс должен быть построен по другим принципам, чем у холерика. Физиологические особенности:
Личностные особенности (личностная зрелость ребенка):
Проанализируйте особенности вашего ребенка. Учитываются ли они в его учебном процессе? Какие качества необходимо развить,чтобы улучшить учебу? Есть ли у него на самом деле те способности, о которых вы думаете и говорите? Или может быть вы слишком завысили планку? Иногда бывает достаточно организовать режим дня с 9-часовым сном, или снизить планку (хотя бы немного), и у ребенка появляется интерес к учебе и успехи. Итак, мы разобрали 4 основные причины снижения школьных успехов ученика при достаточных его способностях :
Если ваш случай не вписывается ни в одну из них, задайте вопрос, мы вместе найдем ответ. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|