Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе?

Автор статьи: Александра Ушакова

Вот и пролетело лето…впереди новый учебный год, новые знания, новые впечатления, но и новые трудности. Для кого-то этот год – очередная ступень начальной школы, для кого-то финишная прямая, а вот для некоторых учеников он будет первым учебным годом в их жизни. И это, конечно же, очень волнительно, как для будущих первоклассников, так и для их родителей. Ребенок попадает в непривычную для него среду, испытывая немалый стресс. Но и родители переживают не меньше. В голове множество вопросов – как новая обстановка отразится на успеваемости ребенка? сможет ли он влиться в коллектив? как сложатся отношения с учителями? какие дать ему советы? как помочь справиться с ожидающими трудностями? И еще целый ворох вопросов на которые не всегда есть готовый и правильный ответ. Давайте не будем паниковать ( ведь дети легко «прочитают» наше состояние, которое передастся и им) и разберемся как же все-таки помочь своему ребенку наиболее «безболезненно» пережить столь важный и ответственный для него период. 

В первую очередь, всем родителям нужно постараться вспомнить как они сами пришли «первый раз в первый» класс и что при этом испытывали и чего боялись. Очень хорошо, если у вас получится вспомнить не просто происходящие события и эпизоды, а именно те чувства, которые вы испытывали в этот период. Попытайтесь вернуться в то время и проанализировать свое состояние- чего вы ожидали от школы? от взрослых? какие слова одобрения хотели услышать от старших? какие страхи возникали когда вы впервые входили в класс? Попробуйте как можно подробнее вспомнить это время. Так вы поставите себя на место ребенка и сможете четко увидеть все сложности и проблемы, с которыми предстоит работать вам и вашему ребенку. 

Но и, если вы думаете что с момента, когда ваш ребенок отправится в школу, вы можете вздохнуть спокойно и всецело довериться воспитательной функции учителей – это тоже большая ошибка! В данный период от вас, наоборот, потребуется максимально «прислушиваться» к состоянию ребенка, чтобы отследить возможные сложности в адаптации и помочь с ними успешно справиться (корректировать его страхи, помогать стать увереннее, учить школьника не бояться трудностей и прочее). 

И не торопите события. Даже через месяц ребенок не до конца адаптируется в школе. На это потребуется довольно много времени – от двух месяцев до полугода. Даже если адаптация затянулась, это еще не повод паниковать - привыкание к новой обстановке дело непростое и весьма индивидуальное. Здесь большую роль играет и темперамент ребенка, и уровень готовность к школе, и степень социализации, и характер. Учитывайте все возможные факторы. 

Итак, сформулируем основные сложности, с которыми сталкиваются новоиспеченные первоклассники и посмотрим как эти сложности можно преодолеть. 

Нежелание учиться, лень. 

«Хочу обратно в садик, там не заставляют делать домашнее задание» 
Диана А. 

Одна из самых распространенных жалоб родителей школьников – «мой ребенок ленится». Не спешите ругать ребенка , обвинять его в том что он «плохой» и сравнивать со сверстниками. За таким явлением как лень может скрываться множество проблем, на которые нужно обратить внимание. Это может быть неуверенность в себе, боязнь неудач в учебном процессе, слабая мотивация, усталость ( дополнительные занятия, кружки и т.д.), медлительность, как особенность темперамента и прочее. Прежде чем диагностировать у ребенка избалованность, выясните нет ли других причин по которым школьник может начать проявлять незаинтересованность в учебе. И если такие причины будут выявлены, поговорите с ребенком и постарайтесь помочь найти мотивацию и перестать бояться учебного процесса. Придумайте систему поощрений, похвалите ребенка за его, пусть даже пока незначительные достижения, поговорите о том что больше всего тревожит ребенка в школе. 

Трудности в общении со сверстниками 

«Другие дети меня дразнят. А мальчик с которым я сижу мешает мне писать» 
Таня К. 

Второй по актуальности проблемой являются сложности в общении с одноклассниками и сверстниками. Если вы заметили что ваш ребенок возвращается из школы подавленным, рад под любым предлогом пропустить занятия, редко или никогда не говорит о своих одноклассниках, часто плачет или тревожится, никогда не общается в друзьями по телефону, агрессивно себя ведет, стоит выяснить каковы отношения вашего ребенка с другими детьми. Выясните кто его обижает, над чем смеются, что говорят другие ученики. И не спешите сразу ругать и винить чадо или его одноклассников. Если над ребенком смеются в связи с особенностями его поведения (тики, энурез и прочее), обязательно поставьте в известность учителя. Но не устраивайте публичные «наказания» виновникам конфликта, так вы только усугубите ситуацию. Как правило, дети начитают «травить» тех ровесников, которые легко ведутся на провокации, а ваши попытки пристыдить, «поставить на место» обидчика подтолкнуть его искать новые способы для «травли». Постарайтесь обеспечить ребенку общение с его ровесниками вне школы (кружки, творческие занятия и т.д.), где он будет чувствовать себя увереннее и найдет друзей по интересам. Почувствовав уверенность в себе в другом коллективе, ребенок сможет постепенно адаптироваться и в школьном. 

Страх перед педагогом 

«Я боюсь поднимать руку, потому что учительница строгая. А вдруг я скажу неправильно и меня будут ругать?» 
Костя М. 

В первую очередь, познакомьтесь и пообщайтесь с учителем, выясните – действительно ли у ребенка есть основания бояться его или же проблема в необоснованных страхах ученика. Если педагог действительно слишком строг и требователен, поговорите на эту тему как с ребенком, так и с преподавателем, постарайтесь дружелюбно, без конфликтов, объяснить учителю особенности вашего ребенка. Ребенку же объясните что строгость учителей это не всегда проявление враждебности или негативного отношения к нему лично, постарайтесь научить его правильному поведению в общении с педагогом в тех или иных ситуациях. Если же страхи ребенка не обоснованы , то скорее всего здесь кроется неуверенность в себе или боязнь перед школой и новой обстановкой вообще. Дайте ученику время, возможно он еще не успел освоиться в новой для него роли, поддержите его, объясните что его страхи не имеют основания, позанимайтесь дополнительно, чтобы ребенок смог почувствовать себя немного увереннее. Если ребенок долго не может преодолеть эти страхи, можно также обратиться к психологу. Он выявит и учтет все особенности вашего ребенка и выстроит грамотную и индивидуальную программу адаптации. 
Плохая успеваемость 

«Сначала мне ставили четверки, а потом я стал троечником. Мама говорит что если я учиться не буду, то стану двоечником и меня выгонят из школы» 
Сережа Т. 

Тут стоит обратить внимание на возможные причины плохой успеваемости, они могут быть следующими: стремление во всем быть первым, низкая самооценка, проблемы в семье и со здоровьем, слабо развитое внимание, мышление, воображение; отрицательные ожидания педагога, неуверенность в себе. Если ребенок плохо усваивает программу, это еще не показатель лени и избалованности, скорее всего за этим стоит одна из вышеперечисленных причин или их совокупность. Выявите что стало или может быть причиной плохой успеваемости и поработайте над этой проблемой (почитайте литературу по детской психологии, найдите в интернете игры на развитие внимания, мышления, поговорите с ребенком о его успеваемости, узнайте у учителей как ведет себя ребенок на уроках, и т.д.). Не скупитесь на похвалу и не требуйте от ребенка невозможного. Стремление во всем быть первым выработает у школьника нездоровый перфекционизм и приведет к массе нежелательных последствий. Но и не пускайте все на самотек, контролируйте как проходит учебный процесс и что вызывает трудности у ребенка. 

Психика человека и ребенка в частности – сложный механизм, кроме всего изложенного могут быть и другие, индивидуальные причины. Но что бы ни было препятствиями к адаптации ученика в начальной школе, нужно помнить, что все эти проблемы устранимы и разрешимы. И чем раньше родители выявят и проработают проблему, тем лучше. Помните что плохая успеваемость, страхи и неуверенность – это не приговор! Будьте другом своему ребенку и внимательно относитесь к тому что его тревожит. Таким образом, вы помогаете не только освоиться ребенку в начальной школе, но и адаптироваться к взрослой жизни вообще.Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе




Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Как воспитывать ребенка, если он ведет себя как дикарь?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Если у вашего ребенка энурез?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • 4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школе
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Если у вашего ребенка рак
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Если у Вашего ребенка депрессия
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь