|
4 причины, по которым ребенок плохо ведет себя в школеАвтор статьи: Буровихина Ирина Александровна
Первое, что важно понимать в истории с плохим поведением – это то, что каждому ребенку хочется ощущать себя в школе компетентным, нужным и «своим». В позитивных случаях это достигается за счет хорошей учебы, уважительных отношений с учителем и одноклассниками, а также возможности внести свой вклад в жизнь школы и класса. Если что-то из перечисленного ребенку сделать не удается, то его отношение к школе приобретает заметные негативные оттенки, что часто выражается в «проблемном» поведении. Понимая, где у ребенка «не получается», родитель может поддержать его и способствовать:
Однако бывает и так, что «внешне» у ребенка все около дела: и учится неплохо, и друзья есть, и в мероприятиях класса участвует. А ведет себя все равно плохо и постоянно получает замечания. Такая ситуация требует понять его мотивы – те внутренние причины, по которым ученик становится нарушителем школьных правил. Все многообразие форм «плохого» поведения в школе может быть сведено к влиянию одного из четырех мотивов. Они были выделены и описаны американским педагогом Рудольфом Дрейкурсом в 1968 г. Дрейкурс писал, что, наблюдая за учениками, он нашел только четыре мотива их «плохого» поведения, а не сто и не тысячу (Б. Грюнвальд, Г. Макоби "Консультирование семьи", 1999). Сказанные почти 50 лет назад, его слова на удивление современны. Так что же это за мотивы? 1) Привлечение внимания – ребенок совершает проступки, чтобы оказаться заметным, выделяться среди других учеников, получать, пусть и в негативной форме, внимание учителя и сверстников. Этот мотив распространен и часто лежит в основе дурашливого, шумного поведения как на уроке, так и на перемене.
2) Власть – ребенок ведет себя неподобающе, как бы желая показать «вы мне ничего не сделаете». Часто он инициирует негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней самым главным, лидером, влияющим на ход развития событий. Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок, открыто отвергают требования учителя, явно противопоставляют себя другим в школьном общении. 3) Месть – в своих негативных поступках школьник отыгрывает реальную или вымышленную обиду на одноклассников, учителя, родителей или мир в целом. Часто такой мотив приводит к наиболее жестоким выходкам с применением словесной или физической агрессии к сверстникам или учителю. 4) Избегание неудачи – руководствуясь подобным мотивом, школьники предпочитают устраняться из ситуации и ничего не делать, даже когда это требуется. Они оказываются буквально «непробиваемыми» для любых обращений учителя. В прошлом они имели опыт неудачи, ошибки, за которую пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего. Подчиняясь такому мотиву, дети бывают инертны, безынициативны, отстранены, внешне безразличны. Именно они получают в свой дневник замечания вроде «весь урок смотрел в окно», «отказался выходить к доске», «не слушает на уроке, занят своими делами». Выделить мотив плохого поведения конкретного ученика можно, внимательно и беспристрастно посмотрев на то, что именно он «творит» в школе. Порой дети сами не осознают, что ими движет и, как следствие, не могут дать ответ на вопрос «зачем ты это сделал?», поэтому родителю важно уметь приглядеться, проанализировать, чтобы увидеть за выходкой ее внутренние основания. Когда мотив понятен, родитель может влиять на поведение ребенка и способствовать тому, чтобы детская потребность во внимании или чувстве собственной значимости была удовлетворена, чтобы ушло чувство обиды, чтобы появилась вера в себя. Тогда и оснований вести себя плохо не окажется и проблема плохого поведения в школе будет решена. Всего светлого, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|