Этой публикацией я хочу начать цикл статей, посвященных «плохому» поведению детей, в котором будут рассматриваться причины, последствия, а также даны возможные варианты вашего реагирования на «неправильное» детское поведение. Почему слова «плохое» и «неправильное» стоят в кавычках? Потому что не бывает ничего однозначно плохого и неправильного. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу сами знаете как… «Плохим» мы взрослые именуем этот детский образ действий, потому что он мешает нам в ритме нашей сложившейся жизни, заставляет нас испытывать чувство стыда, злит нас и ставит иногда в тупик. На самом деле это просто способ ребенка донести до родителей или других людей свои желания и потребности, а иногда и проблемы, доступным ему способом.
Итак, что же чаще всего хотят нам дать понять наши дети, когда ведут себя не так, как нам бы хотелось.
Привлечение внимания
Привлечение внимания – это пожалуй одна из самых распространенных в дошкольном возрасте причин «плохого» поведения. Встречается она конечно и на других возрастных этапах детского развития. Как выглядит обычно – случаи из практики и жизни:
Девочка (4 года) со слов родителей часто плачет без причины. Самый частый вопрос, который задает она маме: «А ты меня любишь?»
Мальчик (5 лет) придумал такой способ привлечения внимания родителей, которым некогда было уделить ему внимания. В публичных местах, если что-то было не по его, он останавливался и начинал голосить, что есть силы, удивляя всех вокруг.
Родители мальчика (6 лет) заметили, что когда папа, приходя с работы, садился за компьютер, сын тут же начинал баловаться, носиться по комнате и кричать.
Девочка (9 лет) как-то сказала своей маме леденящие душу слова: «Я тебя ненавижу, ты плохая и не любишь меня! Зачем ты только меня родила? У тебя никогда нет времени для меня!»
Что мы родители обычно делаем, попадая в подобные ситуации с нашими детьми
Кричим, наказываем, критикуем. Обычно эти реакции только усугубляют положение. Так как внимания ребенку хочется постоянно, то он и продолжает движение по проторенной дорожке. Если помните одну из серий Маши и медведя, когда он ее поймал и начал рычать прям в лицо, а она послушала и еще попросила. Так и у нас в семьях происходит.
Собираем всю волю в кулак и стараемся никак не реагировать. Возможно как разовый акт, такой вариант очень даже уместен. Но вот его постоянный повтор, приведет только к более изощренным моделям «неправильного» поведения вашего чада.
Откупаемся подарками, дорогими вещами, техническими новинками. Взамен получаем вместо искренних детско-родительских чувств, торгово-экономические отношения «ты мне – я тебе». Когда-нибудь на вашу просьбу, ребенок запросит сначала награду за ее выполнение.
Усаживаем дитя за мультики, компьютер, планшет, чтобы не крутился под ногами и не мешал. В итоге годам к 10-12 обнаруживаем, что оказывается нашего уже подростка «ничего не интересует, он с вами ничем не делится, у него нет друзей».
Механически играем, читаем, гуляем, а мыслями находимся на работе или в действительности разговариваем по телефону. Вроде и время свое уделили, а ничего не изменилось в поведении ребенка. Все эти психологи врут))
Что стоит делать:
Перестать давать негативное внимание: наказывать, кричать, критиковать. То есть начать обрывать с себя этот порочный круг.
В качестве профилактики давать позитивное внимание, не дожидаясь плохого поведения: спасибо, что сам убрал игрушки; тихо играл, пока родители были заняты и так далее.
Пересмотреть свои приоритеты и список дел, так чтобы уделять ваше пристальное внимание ребенку 15-30 минут в день.
Как давать пристальное внимание.
15-30 минут в день слушайте своего ребенка без советов и критики, без желания все решать за него, с сопереживанием, не думая о чем-то постороннем, не отвечая на телефонные звонки, не глядя в телевизор. С маленькими детьми играйте в «его игры», давая ему больше внимания и подчиняясь. Все это время ваш фокус внимания на ребенке.
Если детей у вас несколько, то необходимо найти время для каждого по отдельности. Если не получается – просите помощи: сегодня папа играет с младшим, вы читаете со старшим, а завтра наоборот.
Главное, что нужно малышу – это знать, что его любят, в нем заинтересованы и принимают таким, какой он есть!
Итак, если предпринятые нами шаги сработали, и мы добились желаемого поведения от ребенка, то тогда мы правильно расшифровали его посылы и верно вычислил причину «плохого» поведения. А если все осталось по-прежнему? Об этом мы поговорим в других частях публикаций, посвященных «плохому» поведению детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.