Причины трудного поведения детей, находящихся в стационарных учреждениях

Автор статьи: Майя Липартия

Причины трудного поведения детей находящихся в стационарных учреждениях

 

Из опыта психолога учреждения ГБУ ЦССВ «Алые паруса» Липартия М.М.

В этом докладе будут рассмотрены факторы, ведущие к развитию нежелательных поведенческих реакций проживающих в условиях учреждения, по типу организаций для детей-сирот,  выявленные в ходе анализа поведенческих особенностей детей раннего, среднего и старшего школьного возрастов. Также будут рассмотрены профилактические направления работы.

 

Фактор 1 нежелательных поведенческих реакций:

Учреждение как условие изоляции и депривации

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю.

В случае с детьми, попадающими в учреждение, это лишение возможности взаимодействия с единственной и  привычной средой, потеря привычного уклада жизни.

Ребёнок больше не может удовлетворить свои психические  потребности никакими привычными для него способами, т.к. он физически и социально изолирован от прежней среды.

Последствия депривации и изоляции для психики:

• нарушение идентификации с именем – сопротивление идентификации с группой детей, находящихся в учреждении (переживание стыда, чувства вины, страха отвержения в социуме).
«Я плохой, если я здесь» - восприятие учреждения как наказания за поведение;
• искажены представления об «образе Я» –  изменение самооценки (+/-) в силу переживания бессилия и беспомощности что-либо изменить;
•  повышенная тревожность, невротические проявления – переживание неизвестности и неопределённости («Какое будет будущее, заберёт ли мама и пр.»);
• нарушение половой идентификации – сложности соответствия гендеру, оборонительное поведение, компенсаторное культивирование агрессивной  силы;
• актуализация переживания трагичности прошлого, безысходности, отчаяние настоящего и безнадежность будущего;
• ощущение зыбкости и ненадёжности жизни («Земля ушла из-под ног»).

 

Фактор 2 нежелательных поведенческих реакций:

 Проживание в коллективе  с другими детьми из дисфункциональных семей 

 Взаимодействие детей в группе по принципу функционирования в дисфункциональных семьях «жертва-преследователь-спасатель» (треугольник Карпмана):

- помощь другим, игнорирование своих потребностей, желательное поведение (спасатель) – переживание жалости, чувства вины, желание ощутить себя сильным;

- идентификация с агрессором (преследователь) – переживание страха  нападения, защитная агрессия как следствие;

- позиция безмолвия и бездействия (жертвы) – переживание беспомощности, бессилия, растерянности, боли.

 

Фактор 3 нежелательных поведенческих реакций:

Воспитатель как объект привязанности - воспроизведение поведенческих паттернов нарушенной привязанности с воспитателем:

 Амбивалентное отношение – плохой-хороший, любовь-ненависть, приближение-удаление, требовательность, контроль, злость-вина;

Избегающее отношение – дистанцированность, избегание разговоров, избегание конфликтов, держит свои чувства в тайне, обещает, но не делает, со всем соглашается, врёт, часто обманывает из страха наказания;

Невротическое (навязчивое) отношение – прилипчивость, отсутствие дистанции, желание постоянного обладания и присутствия воспитателя, поиски негативного внимания в случае игнорирования, тревожность;

Дезорганизованное отношение – всегда сам по себе, отсутствие субординации, непоследовательное поведение, непредсказуемость, отсутствие авторитетов и границ.

 

 Фактор 4 нежелательных поведенческих реакций:

 Регрессивные реакции при попадании в учреждение

Попадание в учреждение, где на базовом уровне потребностей гарантирована стабильность (еда, сон, кровать, тёплая одежда) ребёнок зачастую демонстрирует регрессивные реакции с желанием постоянно спать и есть. Ребёнок как будто начинает вести жизнь довербального уровня (как младенец), может появиться психосоматическая симптоматика (боли в животе и пр.)

Происходит смена когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые использовались раньше, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

 

Фактор 5 нежелательных поведенческих реакций:

 Психическая организация детей, попадающих в учреждения

 

 Психотическая  организация психики

 Восприятие происходящего: как опасного и непонятного; смещение границ между внутренним и внешним, я и другими; хаотичное представление об окружающем мире, нарушение причинных связей, не понимает закономерностей происходящего; отсутствие рефлексии; расщепление,  диссоциация,  отрицание, проекция.

Эмоциональная сфера:  растерянность,  беспокойство, желание слияния, потребность в близком контакте; депрессивный фон – апатия, отчаяние, бессмыслие, опустошённость; алекситимия – неспособность распознать свои чувства; уход от чувств в мир фантазий.

Поведенческая сфера: поведение и реакции не соответствуют  внешним стимулам,  непоследовательность, дезорганизованность, примыкание к авторитетам, ведомость, отсутствие  поведенческих  границ, самоконтроля,  навыка саморегуляции.

 

Пограничная  организация психики

 Восприятие происходящего: жизнь как война, где нужно постоянно отстаивать себя и защищаться;  понимание правил, но нежелание им следовать, принципиальность.

Эмоциональная сфера: враждебность, повышенная тревожность,  интенсивность аффекта,  агрессия при возникновении чувства стыда или вины, сниженная толерантность к фрустрациям,  амбивалентность,  агрессивность и аутоагрессивность, опустошённость,  отчаяние, боль.

Поведенческая сфера: манипулятивность, провокации, дестабилизация в ситуации неизвестности и неопределённости,  стремление к автономии с потребностью в слиянии, суицидальные риски. Обесценивание авторитета, желание установить свои правила и порядки.

 

Фактор 6 нежелательных поведенческих реакций:

 Сложности адаптации. Причины:

  •  низкая толерантность к фрустрациям – ребёнок привыкший жить в хаосе и вседозволенности агрессивно сопротивляется правилам и распорядкам «раньше было можно, а теперь почему-то нельзя»;
  •  ситуация неопределённости и неизвестности  - ребёнок не понимает, что будет дальше, вернётся ли мама/родственники за ним, идти ли в приёмную семью и пр. – борьба мотивов при неясности перспектив;
  •  отрицание потерь – ребёнок живёт в иллюзии, что вот-вот его заберут, игнорируя факт отсутствия реального контакта кровных родственников с ним и отрицая эмоции в связи с брошенностью;
  •  идеализация прошлого как защита от психотравмирующих  переживаний– фрагментирование и распад восприятия, бегство в фантазии,  «очернение» настоящего («когда-то всё было очень хорошо, родители самые хорошие, а сейчас всё плохо»);
  •  суицидальное поведение, как реакция на депривацию и изоляцию – общение с малознакомыми людьми на улице, самовольные уходы, употребление алкоголя и наркотиков и пр., как завуалированный «крик о помощи»;
  • защитные механизмы –  всемогущий контроль, интроекция (идентификация с агрессором),   соматизация,  отрицание,  аутоагрессия,  отыгрывание, сексуализация;
  •  возможности горевания – переживание растерянности, грусти, отчаяния, заброшенности, злости на себя и на всех, чувство вины за все случившиеся беды в своей жизни и в жизни близких. 

 

Профилактика и направления работы:

- выстраивание одной линии поведения  всего персонала, прохождение сотрудниками  Школ приёмных родителей в сторонних организациях для выстраивания единой системы восприятия ребёнка в условиях учреждения;

- ликбез персонала о психозах и пограничных состояниях психики, восприятие психики ребёнка сквозь призму психотравмирующих событий жизни (человек с психическими сложностями человек, в первую очередь, страдающий);

-  профотбор в соответствии с требованиями к приёмным родителям; понимающее отношение к психопатологиям; способность не вовлекаться в «треугольник жертва-спасатель-преследователь» -  воспитательская компетентность и психоэмоциональная устойчивость сотрудников.

-  особое отношение персонала в период адаптации ребёнка в учреждении;

-  взаимодействие с кровной семьёй/ориентация на приёмную семью – минимализация времени пребывания в учреждении.

 

 Ссылки на литературу: Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. И.М. Никольская, Р.М. Грановская.  Психологическая защита у детей  - СПб. : Речь, 2000Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити, 2002.Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личностиМак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе»: Независимая фирма “Класс”; Москва; 2007Макдугалл Джойс. Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматический расстройств/Пер. с франц. –  М.: «Когито-Центр», 2007.Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. (Созависимость и дисфункциональные семьи).Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2002, №1.Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М.: РИПКРО, 1994.

 



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Моделирование альтернативных поведенческих реакций (по К.Хорни)
  • Как побороть зависимость от телефона. 9 поведенческих решений
  • Надежная связь в раннем детстве уменьшает вероятность поведенческих проблем в дальнейшей жизни ребенка
  • Образ жизни как фактор, влияющий на поведение и развитие молодежи
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Взаимоотношения в семье как фактор стресса низкой интенсивности при заболеваниях детей.
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Отношение к себе и окружающим, как фактор здоровья или болезни
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • Что определяет ваше отношение к людям: их поведение или ваше восприятие?
  • Как работается педагогу-психологу в учреждении для детей сирот
  • Отношение к теракту как пробуждающее переживание
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Вера в детей как фактор успеха
  • Перинатальный опыт как фактор развития страхов у детей
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Из практики. Поведение детей, как послание родителям.
  • Эмоциональная привязанность как фактор зависимого и контрзависимого поведения
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Качество привязанности как фактор устойчивости ребёнка к психической травме: профилактический аспект
  • Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода.
  • Как мультфильмы “моделируют” психику и поведение наших детей.
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Мультсериал "Маша и Медведь" как фактор гендерной социализации детей
  • Как отстаивать свои интересы и сохранять уважительное отношение с собеседником!
  • Как использовать эмоциональный интеллект и отстаивать свои интересы. Злость и защита границ.
  • Как удерживать свои границы и не позволять другим людям влиять на ваше отношение к себе?
  • Как быть свободным от собственных реакций
  • Абьюзер. Характер. Отсутствие чувства вины.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь