|
Причины трудного поведения детей, находящихся в стационарных учрежденияхАвтор статьи: Майя Липартия
Из опыта психолога учреждения ГБУ ЦССВ «Алые паруса» Липартия М.М. В этом докладе будут рассмотрены факторы, ведущие к развитию нежелательных поведенческих реакций проживающих в условиях учреждения, по типу организаций для детей-сирот, выявленные в ходе анализа поведенческих особенностей детей раннего, среднего и старшего школьного возрастов. Также будут рассмотрены профилактические направления работы.
Фактор 1 нежелательных поведенческих реакций: Учреждение как условие изоляции и депривации Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В случае с детьми, попадающими в учреждение, это лишение возможности взаимодействия с единственной и привычной средой, потеря привычного уклада жизни. Ребёнок больше не может удовлетворить свои психические потребности никакими привычными для него способами, т.к. он физически и социально изолирован от прежней среды. Последствия депривации и изоляции для психики: • нарушение идентификации с именем – сопротивление идентификации с группой детей, находящихся в учреждении (переживание стыда, чувства вины, страха отвержения в социуме).
Фактор 2 нежелательных поведенческих реакций: Проживание в коллективе с другими детьми из дисфункциональных семей Взаимодействие детей в группе по принципу функционирования в дисфункциональных семьях «жертва-преследователь-спасатель» (треугольник Карпмана): - помощь другим, игнорирование своих потребностей, желательное поведение (спасатель) – переживание жалости, чувства вины, желание ощутить себя сильным; - идентификация с агрессором (преследователь) – переживание страха нападения, защитная агрессия как следствие; - позиция безмолвия и бездействия (жертвы) – переживание беспомощности, бессилия, растерянности, боли.
Фактор 3 нежелательных поведенческих реакций: Воспитатель как объект привязанности - воспроизведение поведенческих паттернов нарушенной привязанности с воспитателем: Амбивалентное отношение – плохой-хороший, любовь-ненависть, приближение-удаление, требовательность, контроль, злость-вина; Избегающее отношение – дистанцированность, избегание разговоров, избегание конфликтов, держит свои чувства в тайне, обещает, но не делает, со всем соглашается, врёт, часто обманывает из страха наказания; Невротическое (навязчивое) отношение – прилипчивость, отсутствие дистанции, желание постоянного обладания и присутствия воспитателя, поиски негативного внимания в случае игнорирования, тревожность; Дезорганизованное отношение – всегда сам по себе, отсутствие субординации, непоследовательное поведение, непредсказуемость, отсутствие авторитетов и границ.
Фактор 4 нежелательных поведенческих реакций: Регрессивные реакции при попадании в учреждение Попадание в учреждение, где на базовом уровне потребностей гарантирована стабильность (еда, сон, кровать, тёплая одежда) ребёнок зачастую демонстрирует регрессивные реакции с желанием постоянно спать и есть. Ребёнок как будто начинает вести жизнь довербального уровня (как младенец), может появиться психосоматическая симптоматика (боли в животе и пр.) Происходит смена когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, которые использовались раньше, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.
Фактор 5 нежелательных поведенческих реакций: Психическая организация детей, попадающих в учреждения
Психотическая организация психики Восприятие происходящего: как опасного и непонятного; смещение границ между внутренним и внешним, я и другими; хаотичное представление об окружающем мире, нарушение причинных связей, не понимает закономерностей происходящего; отсутствие рефлексии; расщепление, диссоциация, отрицание, проекция. Эмоциональная сфера: растерянность, беспокойство, желание слияния, потребность в близком контакте; депрессивный фон – апатия, отчаяние, бессмыслие, опустошённость; алекситимия – неспособность распознать свои чувства; уход от чувств в мир фантазий. Поведенческая сфера: поведение и реакции не соответствуют внешним стимулам, непоследовательность, дезорганизованность, примыкание к авторитетам, ведомость, отсутствие поведенческих границ, самоконтроля, навыка саморегуляции.
Пограничная организация психики Восприятие происходящего: жизнь как война, где нужно постоянно отстаивать себя и защищаться; понимание правил, но нежелание им следовать, принципиальность. Эмоциональная сфера: враждебность, повышенная тревожность, интенсивность аффекта, агрессия при возникновении чувства стыда или вины, сниженная толерантность к фрустрациям, амбивалентность, агрессивность и аутоагрессивность, опустошённость, отчаяние, боль. Поведенческая сфера: манипулятивность, провокации, дестабилизация в ситуации неизвестности и неопределённости, стремление к автономии с потребностью в слиянии, суицидальные риски. Обесценивание авторитета, желание установить свои правила и порядки.
Фактор 6 нежелательных поведенческих реакций: Сложности адаптации. Причины:
Профилактика и направления работы: - выстраивание одной линии поведения всего персонала, прохождение сотрудниками Школ приёмных родителей в сторонних организациях для выстраивания единой системы восприятия ребёнка в условиях учреждения; - ликбез персонала о психозах и пограничных состояниях психики, восприятие психики ребёнка сквозь призму психотравмирующих событий жизни (человек с психическими сложностями человек, в первую очередь, страдающий); - профотбор в соответствии с требованиями к приёмным родителям; понимающее отношение к психопатологиям; способность не вовлекаться в «треугольник жертва-спасатель-преследователь» - воспитательская компетентность и психоэмоциональная устойчивость сотрудников. - особое отношение персонала в период адаптации ребёнка в учреждении; - взаимодействие с кровной семьёй/ориентация на приёмную семью – минимализация времени пребывания в учреждении. Ссылки на литературу: Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. И.М. Никольская, Р.М. Грановская. Психологическая защита у детей - СПб. : Речь, 2000Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити, 2002.Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личностиМак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе»: Независимая фирма “Класс”; Москва; 2007Макдугалл Джойс. Театры тела: Психоаналитический подход к лечению психосоматический расстройств/Пер. с франц. – М.: «Когито-Центр», 2007.Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. (Созависимость и дисфункциональные семьи).Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов / Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2002, №1.Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М.: РИПКРО, 1994.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|